назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [ 93 ] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


93

ложениях английский и американский планы сходились. Прежде всего они предлагали обеспечение стабильности внутреннего экономического развития, что предусматривало осуществление государством определенных контролирующих фунгащй в монетарной сфере в рамках фушщионирования на1щональной экономики. Уделение особого внимания внутренней экономике означало уменьшение степени вхождения в мировое хозяйство. Следовало, поэтому, проводить определенный контроль на международном уровне, а страны должны были поступиться лишь небольшой частью своего суверенитета в монетарной сфере. Считая желательным осуществление этих функций какой-либо одной страной, Кейнс и Уайт предлагали создать для международной кооперации специальный наднациональный орган*.

Сходясь на идее необходимости международного сотрудничества, планы тем не менее значительно отличались в других важных положениях. Если Кейнс отдавал приоритет интересам внутреннего развития, то Уайт на первое место ставил задачи международные. В последуюпще годы они внесли изменения в их планы.

Предпочтение Кейнса внутренним целям в рамках новой международной монетарной сисгемы объясняется тем, что в его памяти еще был жив опыт 30-х годов. Он не исключал, что после войны безработица резко возрастет и хотел, чтобы каждое государство сохранило в значительной мере свою независимость в выработке и реализации внутренней экономической политики, обеспечивающей полную занятость. Было бы неосмотрительным поэтому интегрировать Великобританию в открытую мировую экономику. Стерлинговая зона должна была бьггь поставлена под строгий контроль Великобритании.

Эта позиция, отмеченная печатью узкого экономического национализма, постепенно смягчалась под воздействием особых военных обстоятельств. Несколько причин склонили Великобританию к участию в разработке многостороннего мирового порядка. Лишившись к моменту окончания войны большей части своих зарубежных авуаров, она не могла уже использовать доходы с них для финансирования импорта продовольствия и сырья. Импорт теперь должен был обязательно компенсироваться экспортом, и в этих условиях как можно более широкий доступ на мировой рынок был необходим. Кроме того, военный долг Великобритании (особенно США) приобрел тревожные размеры, что предвещало установление сильной экономической зависимости от этой страны. В этих условиях проведение после войны экспансионистской политики в Европе и вообще вне пределов США вызвало бы большие осложнения платежного баланса. Более того, в случае экономической депрессии в США, которая была возможна, несмотря на огромное увеличение производственных мощностей последними, она быстро бы распространилась на остальные страны. Чтобы избежать такого риска, Кейнс считал желательным поставить национальную экономику под опеку какого-либо наднационального института. Создание механизма автоматического кредитования при посредничестве этого института дало бы возможность европейским государствам проводить экспансионистскую политику, несмотря на дефицит платежного баланса. Одновременно такой наднациональный институт мог бы предложить странам с активным платежным балансом (в первую очередь США) нацелить свою политику либо на либерализацию импорта, либо увеличение объема денежного обращения.

Под влиянием идеологии "Нового курса", Уайт предусматривал создание системы планирования и контроля за экономикой. Перенесенная на международную монетарную систему, эта философия вела к идее основания двух наднациональных институтов: фонда стабилизации и мирового банка. Первый, обладая суммой до 5 млрд долл., занимался бы кредитованием стран с дефицитным балансом. Второй имел бы фактически доступ к еще большим суммам, так как формировал бы свой капитал за счет займов, создавая, следовательно, средства обращения. Он мог бы увеличить, таким образом, объем мировой ликвидности в целях улучшения условий жизни в мире. Эти две наднациональные организации могли бы осуществлять



достаточно обстоятельный контроль за внутренней денежной политикой своих членов, особенно в отношении корректировки обменных курсов и мировых потоков капиталов*.

С другой стороны, чтобы получить одобрение государственного департамента и конгресса, а также под влиянием Кейнса, Уайт внес важные изменения в свой план. Он сделал акцент на создании фонда стабилизации и придал роль мирового банка классическому кредитному учреждению, специализировавшемуся на инвестициях в другие страны.

Но даже с учетом этих изменений план Уайта отличался от программы Кейнса. Последний, в частности, предложил ввести новую мировую валюту - "банкор", курс которой определялся бы по отношению к золоту. Соответственно, курсы всех национальных валют выражались бы в банкорах. Международный компенсационный союз использовал бы последний для урегулирования взаимных задолженностей центральных банков. Банкор, таким образом, замещал бы национальные валюты и превратился бы в мировую резервную валюту. Согласно же плану Уайта, функцию международной резервной валюты могла бы выполнять корзина национальных валют, привязанных к золоту. План Кейнса предусматривал создание автоматических кредитных линий для государств с дефицитным балансом. Другими словами, последние теперь не были обязаны восстанавливать равновесие своих балансов, осуществляя дефляционистские меры, тормозящие или парализующие политику внутреннего экономического развития. План Уайта, наоборот, требовал, чтобы 1фе-доставление международных кредитов соответствовало бы обычным коммерческим критериям. Все страны должны сделать свои вклады в организацию в виде золота или национальных валют. Страны, испытывавшие трудности, могли прибегнуть к займам из этого фонда на ограниченный срок у членов организации, но на строгих условиях.

План Кейнса предусматривал участие стран, имевших активный платежный баланс, в корректировке неравновесия платежных балансов. Кейнс рассматривал свой Компенсационный союз как своего рода банк центральных банков стран-членов, наделенный рядом специальных полномочий, включая корректировку обменных курсов для уравновешивания платежных балансов. План Уайта предполагал в этом случае корректировку паритетов, принятие решения о которой требовало подавляющего большинства голосов стран-членов. Другими словами, все проблемы по восстановлению равновесия платежного баланса ложились на страны, имевшие дефицитные балансы, которые и должны были применять дефляционные меры. Страны же с активным балансом не несли никаких обязательств.

Длительные переговоры привели к выработке Общего коммюнике экспертов, которое провозглашало создание МВФ (4 апреля 1944 г.). В конце июня того же года в Атлантик-Сити прошла встреча для подготовки Бреттон-Вудской конференции, созвать которую планировалось в Нью-Гемпшире в июле того же года с участием представителей 44 стран. Безусловно, подготовительные встречи давали возможность участникам вносить поправки, что и делалось (особенно в отношении квот-взносов), но фактически англо-американский план поставил участников конференции перед свершившимся фактом. Поскольку же США навязали Великобритании свою точку зрения, в конечном итоге принятое соглашение представляло собой лишь подредактированную версию плана Уайта.

БРЕТЮН-ВУДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Подписанное в июле 1944 г. Бреттон-Вудское соглашение предусматривало создание международного стабилизационного фонда, известного как МВФ, который приступил к деятельности в марте 1947 г. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название "Мировой банк реконструкции и развития" (или Мировой банк). Он приступил к



осуществлению операций несколькими месяцами раньше МВФ. Новая система представляла собой реалистический компромисс между строгостью золотых паритетов XIX в. и непредсказуемостью плавающих валютных курсов 30-х годов. В XIX в. внешнее равновесие было центром внимания экономической политики и достигалось благодаря принятию внутренних мер. В 30-х же годах приоритет отдавался внутреннему равновесию, а правительства, чтобы его достичь, главным образом прибегали к ограничениям в торговле, обменном курсе и манипулированию паритетами. Бреттон-Вудское соглашение, отдавая дань внутренним экономическим целям, таким, как обеспечение полной занятости и повышение заработной платы, выступало против того, чтобы главным средством их достижения стала автономная манипуляция обменными курсами, отдавая предпочтение принципу относительной строгости. Это означало, что в принципе, обменные курсы были фиксированными, но при определенных обстоятельствах они могли время от времени корректироваться".

Паритет определялся по золоту, а национальные правительства гарантировали внешнюю конвертируемость своей валюты в золото по избранному курсу. Государства имели также возможность установить-паритет собственной валюты по отношению к другой, конвертируемой в золото. Таким образом, речь шла уже о косвенной конвертируемости в золото. Многие государства пошли по этому пути. Так, все страны-члены стерлинговой зоны определили свои курсы в фунтах, а другие - в долларах, золотой паритет которого составлял 35 долл. за тройскую унцию. В рамках валютных переводных операций допускалось колебание обменного курса валюты страны на один процент в ту или иную сторону от официального курса (т.е. с максимальным размахом колебаний в 2%)**. Изменение официального паритета допускалось лишь в случае "фундаментального" нарушения равновесия платежного баланса. В этих условиях всякое изменение паритета, меньшее или равное 10%, автоматически принималось МВФ. Если же речь шла о большей разнице, последний должен был сначала ознакомиться с ситуацией. Основные проблемы были связаны с интерпретацией термина "фундаментальное нарушение". Помимо этого. Фонд не имел никаких конкретных механизмов, которые могли бы заставить национальные правительства скорректировать посредством конъюнктурной или структурной политики дефицит или положительное сальдо платежного баланса и определить необходимый для этого временнбй фок. Таким образом, лишь когда ситуация приобретала характер кризисной, могли включаться корректирующие механизмы по девальвации или ревальвации курса".

Бреттон-Вудское соглашение, помимо этого, предусматривало включение системы фиксированных обменных курсов в рамки многостороннего свободного обмена, независимого от каких бы то ни было ограничений международных расчетов, по текущим операциям. Таким образом, становилось невозможным корректировать равновесие баланса мерами непосредственного контроля. Однако с учетом обстоятельств того времени нельзя было немедленно создать систему многосторонних обменов и платежей без специальной регламентации. Страны, имевшие вследствие войны дефицит платежного баланса, получили право на период до пяти лет ограничивать платежи, связанные с внешней торговлей. Что же касается ограничительных мер по перемещениям капиталов, срок их действия не определялся.

Наконец, по требованию, выраженному Великобританией, были приняты меры по оказанию давления на страны, имевшие активное сальдо платежного баланса, которые обязывали последние восстановить равновесие. Если же избыток принимал такие пропорции, что МВФ уже был не в состоянии удовлетворить спрос на эту

•Большинство курсов было увязано с долларом; размах колебаний между двумя валютами, кроме последнего, мог достигать при случае 4% (Тew В. Intemauonal Monetary System. P. 110,111).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [ 93 ] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]