назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [ 89 ] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


89

гамму промышленной продукции, которую хотели экспортировать в страны Запада. Пессимистические прогнозы по поводу обеспечения энергоресурсами Советского Союза позволяли думать, что остальные государства Восточного блока будут стараться увеличить свой экспорт, чтобы обеспечить себя энергоресурсами в других государствах. Эти причины идеологического, институционального и практического порядка объясняют напряженный характер связей между "третьим миром" и странами Восточного блока. Срочно требовалось выработать новые подходы и новый экономический порядок.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ОСНОВАННАЯ НА УВЕЛИЧЕНИИ ЭКСПОРТА

Экономический кризис 70-х годов усилил убеждения в том, что традиционные принципы экономического либерализма не отвечают потребностям современного мирового развития. В политическом плане от этого выиграли государства "третьего мира", которые теперь (на конференциях ЮНКТАД и в рамках диалога "Север-Юг") с новой силой требовали для себя более значимой роли в системе мировой экономики и, соответственно, большей доли производимых в мире богатств. Помимо этого, расту1цая интеграция социалистических экономик в мировую торговлю требовала адаптации системы западного рынка. В странах Запада также нарастало противоречие между ориентированной на протекционизм и интересы внутреннего развития политикой национальных правительств и реальной интернационализацией экономической деятельности. Не отвечали интересам момента и принципы, на которых были созданы после войны международные экономические институты. Так, ГАТТ ориентировалось на построение мировой экономики, основанной на принципах либерализма, но реалии все меньше соответствовали этим принципам. В большинстве государств вмешательство государства и протекционизм усилились с одновременным расширением системы преференциальных соглашений. Не соответствовали принципам ГАТТ и реальные основы торговли с развивающимися государствами и странами "третьего мира"*. Было более чем желательным усиление координирующей роли в мировой торговле со стороны различных международных институтов (ГАТТ, ЮНКТАД, ОЭСР, МВФ и Мирового банка), но в действительности этого не происходило.

Вот почему в это время на Западе предпринимаются попытки разработать принципы нового мирового экономического порядка, способные соответствовать современным и будущим интересам мирового развития. С этой целью объединились представители университетов, политические деятели правого и левого центра, либералы из США. В конце 70-х годов были подготовлены наиболее известные проекты, разработанные Римским клубом под руководством Яна Тинбергена (доклад RIO - Reshaping the International Order)** и доклад Комиссии Брандта*. Стоит также отметить исследование Ганса Зингера и Джейвода Ансари (Hans Smger and Javed Ansari), a также работы Б. Германа (В. Herman) и Джеральда Хеллейнера (Gerald HeUeiner)**. Будучи умеренньми реформаторами, они принимали за основу принцип либерализма, считая его эффективным, но обращали при этом внимание на необходимость серьезных перемен. Признавался и пришщп свободы передвижения товаров, капиталов и услуг как необходимость в условиях международного разделения труда. Но по соображениям гуманитарного характера в него должны были быть внесены изменения. Оставаясь важным фактором, эффективность перестала быть главным критерием. В центре внимания оказалась проблема равенства в распределении результатов экономической деятельности.



Отмеченные нами реформаторы в большинстае своем являлись поклонниками гуманного социализма. Особое внимание уделялось проблемам бедности, развитию занятости и участию обделенных социальных групп в процессе экономического развитая. В то же время они оставались сторонниками кейнсианских и интернационалистских концепций, стремясь увязать новые принципы мировой торговли с экономическими задачами каждого государства в области экономического роста и обеспечения полной занятости. Другими словами, подыскивались возможности для создания нового равновесия между политической автономией национальных правительств и разворачиваюпщмся в мировом масштабе процессом экономической интеграции. Представители власти в этих условиях должны были уделять большее внимание проблемам внутреннего экономического развития и защищать интересы государства от влияния интересов частных групп (включая ТНК). Одновременно они должны бьши принимать во внимание интересы мирового сообщества.

Индустриализация в "третьем мире" признавалась необходимым условием успешной борьбы с бедностью во всем мире. Основой для его проведения являлись относительные преимущества стран "третьего мира", включая избыток дешевой рабочей силы. Каждое из этих государств могло бы развивать двойную промышленную структуру, состоящую из традиционного и современного секторов экономики. Первый - основывался на производстве основных благ для внутреннего потребления с применением простых технологий. Второй - специализировался на производстве экспортной продукции, используя дешевую рабочую cHxty. Чтобы добиться лучшей отдачи от разделения труда, промышленные отрасли с высоким коэффициентом использования рабочей силы должны были быть перенесены в страны "третьего мира". Положительную роль в этом процессе могли бы играть ТНК, способные стимулировать экспортную модель экономического роста. В этом случае допускалось предоставление таким компаниям некоторых преимуществ.

Эта новая мировая система предполагала коренную перестройку международной торговли, чтобы предоставить странам "третьего мира" возможность реализовать плоды ориентированного на экспорт экономического развития. Для этого требовалось устранить все таможенные и прочие барьеры, препятствующие доступу товаров на западные рынки. В то же время необходимо было создать специальные механизмы, способные интегрировать экспортные отрасли "третьего мира" в мировой торговый оборот. Для этого страны Востока и Запада должны установить системы преференций для промьппленной продукции из развивающихся государств с учетом их уровня развития. Надо было также построить систему, гарантирующую всем странам мира доступ к рынкам сырья, энергоресурсов и продовольствия. Предоставление таких гарантий означало введение определенных пределов для полномочий национальных правительств, которые те использовали для контроля за собственными природными ресурсами. Международная власть могла бы взять на себя функции контроля за ценами, торговым оборотом и запасами продукции и за счет этого осуществлять передачу части доходов самых богатых стран наиболее бедным. Эта новая система могла бы интегрировать в процесс мировой торговли и государства восточного блока. Разработка единой счетной единицы могла бы устранить дискриминацию в области цен. Наконец, дополнения, внесенные в национальные системы планирования, открыли бы путь к многосторонности.

Как уже отмечалось, инвестшщонные программы многонациональных компаний могли бы стать каналами для передачи развивающимся странам передовых западных технологий. Безусловно, необходимо было контролировать, чтобы федст-ва направлялись именно на развитие индустриализации, а прибыли распределяхгась равномерно. ТНК оказывали растущее вхгаяние на распределение экономических ресурсов в мировом масштабе, что позволяло им конфолировать размещение производства. Такая власть фебовала создания органов международного контроля, чтобы в равной степени уделять внимание вопросам эффективности и равномерного



распределения доходов*. Все эти замечания одинаково относятся как к государственным инвестициям западных стран, так и восточных в экономику развивающегося мира. Эти инвестиции носят двусторонний характер, так что существует реальная угроза несправедливого характера таких вложений. Во избежание подобных ситуаций также требовалось создание системы международного контроля.

Наконец, новый мировой порядок, такой, каким он был представлен выше, предполагал ревизию международной денежной системы. Отмена золотого эталона и появление в начале 70-х годов плавающих обменных курсов обеспечили первоначальные условия для такой реформы. Режим плавающих курсов предоставлял национальным правительствам гибкий инструмент, позволяющий запщтить внутреннюю экономическую систему от вмешательства извне. В какой степени такие курсы могли бы, однако, гарантировать равновесие между интересами национальной экономики и требованиями международного сотрудничества? Не так просто дать ответ на этот вопрос. На самом деле существовала реальная угроза, что применение плавающих курсов будет способствовать чрезмерному обращению к национальной экономике в ущерб международной кооперации. К нарушению равновесия могла привести и спекуляция на мировых финансовых рынках. Таким образом, финансовая и денежная сферы также нуждались в контролирующей инстанции.

Многочисленные функции контроля и коррекции, которые реформаторы встраивали в капиталистическую модель мировой либеральной экономики, предполагали управление и планирование на международном уровне. Для этого необходим особый институт, который смог бы сформировать единую структуру мировой торговли". По мнению реформаторов, наилучшим вариантом такого института является ООН, которая способна взять на себя миссию наднационального руководства. Предполагалось, что существующие международные экономические организации (ГАТТ, ЮНКТАД, ОЭСР, МВФ и Мировой банк) выполняли бы свои специфические функции управления и наблюдения, а ООН выступала бы в роли координирующего органа. Управление мировой торговлей представляло бы своеобразную федерацию международных экономических организаций, поставленных под контроль ООН. Экономическое управление было бы отделено от политической идеологии. Вопросы экономической эффективности относились бы к компетенции специальных организаций, соблюдение равенства в доходах - к ООН. Таким образом, была бы найдена золотая середина между экономической рациональностью и социальной этикой в мировом масштабе.

МОДЕЛЬ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОН

Предложения, описанные выше, вызвали огромный интерес, но одновременно подверглись серьезной критике со многих сторон, включая некоторые академические круги и политических деятелей, идеологически близких самим реформаторам. Экономисты считали, что реформистские предложения, изложенные выше, сохраняли в целом традиционную систему мирового экономического либерализма и содержали лишь серию мероприятий, призванных ускорить новое международное разделение труда. В действительности эти реформы ставили своей задачей изменить размещение мирового производства в зависимости от наличия необходимых экономических ресурсов. Отрасли с высоким коэффициентом рабочей силы размещались в регионах, располагавших избыточным количеством полуквалифицированной рабочей силы. Промышленность с высокой интенсивностью использования капитала располагалась там, где существовал относительный избыток оборудования и соответствующего человеческого капитала. Достигнув за счет такой перестройки оптимального перераспределения факторов производства, можно было добиться увеличения эффективности мировой либеральной экономики и,

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [ 89 ] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]