назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [ 88 ] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


88

фонд должен был финансировать эту систему и гарантировать регулярное получение дохода от экспорта развивающимися странами - экспортерами первичной продукции, заищщенной программой.

Интегрированная программа по первичной продукции была единогласно принята в ходе двух дискуссий в ООН. Наконец-то, было положено начало диалогу между индустриальными и развивающимися странами, а стратегия конфронтации отощла на второй план. Программа по первичной продукции вступила в силу на основе положении первой Лимской конвенции 1975 г., объединивщей 46 стран "третьего мира", ассоциированных в ЕЭС. Как мы уже отмечали, система стабилизации экспортных потерь охватила 12 видов продукции. На четвертой конференции ЮНКТАД в Найроби (1976 г.) интегрированная программа была одобрена всеми развивающимися государствами - членами ООН. Был также принят график переговоров по каждой категории продукции, а первые переговоры начались уже в сентябре 1976 г. Предметом возможных международных соглащений стали 17 видов продукции, включая кофе, какао, чай, сахар, хлопок, каучук, джут, прочные текстильные волокна, медь, олово, пщеница, рис, бананы, мясо, щерсть, бокситы и железная руда. Первые соглащения касались какао, олова и сахара*.

Финансирование же Общего фонда стало камнем преткновения. Переговоры на эту тему, проходивщие в рамках ЮНКТАД, были прерваны в марте 1977 г.. возобновлены в ноябре, снова были прекращены 1 декабря по требованию развивающихся стран, чтобы в конечном итоге быть продолженными. Последние хотели, чтобы заинтересованные страны путем заключения специальных соглащений о стабилизирующих запасах финансировали этот процесс, а правительства в случае необходимости предоставляли дополнительные займы. Индустриальные государства, наоборот, считали, что такое финансирование должны были взять на себя производители, потребители и распределители указанной продукции, а не национальные правительства; все же дополнительные расходы также ложились на эти группы, по возможности подкрепленные, гарантиями государства. Помимо этого, развивающиеся страны требовали от Фонда финансированих их затрат, связанных с проведением диверсификации производства, расщирению рынков сбыта, продвижению на них своих товаров, а также мероприятий, призванных увеличить производительность труда. Эти требования встретили серьезное сопротивление со стороны индустриальных государств, и лищь в 1979 г. в Женеве стороны смогли прийти к общему согласию*".

Между тем обстоятельства политического и экономического характера привели к серьезным изменениям международной системы. Были выдвинуты новые инициативы. Успех нефтяного бойкота поставил перед странами "третьего мира" вопрос о том, в какой степени такая стратегия может быть использована в других отраслях и насколько она способствует индустриализации этах регионов. Конференция по экономическому развитию, организованная ООН в 1975 г. в Лиме и призванная дать ответы на эти вопросы, не дала конкретных результатов. В свою очередь, европейские государства под растущим политическим давлением развивающихся стран выдвинули идею организации специального диалога "Север-Юг" в Париже. Первая встреча в 1975 г. ничего не дала из-за слишком жесткого подхода "Группы-77". В ходе второй серии переговоров, проходивших в 1975-1976 гг., обозначился некоторый прогресс.

Повышение цен на нефть усилило неравенство в группе развивающихся стран. Государства, имевшие запасы этого сырья, смогли улучшить состояние своего торгового баланса и реализовали собственные масштабные программы экономического развития. Другие же, испытывая дефицит платежного баланса, вынуждены были прибегнуть к дорогостоящим займам. В некоторых случаях ситуация приняла такой оборот, что последние были вынуждены драконовскими мерами сократить темпы собственного развития. Различия между регионами "третьего



мира", таким образом, увеличивались*. Этот процесс усугублялся действиями ТНК, которые предпочитали инвестировать средства в те страны, где четко определилась тенденция к экономическому росту. Таким образом, "третий мир" уже можно было разделить на три категории: страны, богатые нефтью, где развитие ускорилось, страны, где месторождений нефти не было, но процесс экономического развития ускорялся, и государства, получившие название "четвертый мир", где экономика не развивалась. Пятая конференция ЮНКТАД, проходившя в Маниле в 1980 г., констатировала это состояние вещей. "Группа-77", хотя и продолжала существовать, но ее деятельность стала нерегулярной. Был утрачен дух солидарности, а воинственность позиций потеряла свою остроту. Одновременно стало очевидным, что экономический кризис на Западе препятствует становлению Нового экономического порядка. Стратегия переориентировалась на реализацию некоторых конкретных мероприятий, прежде всего заключения общего соглашения по мировой торговле сырьем и установления взаимосвязи между ценами на последнее и промышленную продукцию. Рассмотрены были также вопросы контроля за деятельностью ТНК и право национализации некоторых предприятий. Вновь наступало время спонтанных действий.

СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО БЛОКА И ИХ НЕВНИМАНИЕ К РАЗВИВАЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВАМ

После войны торговый оборот между странами Восточного блока и "третьим миром" был незначительным*. Его доля в общемировом обороте колебалась между 1 и 2%. Ничем примечательным не отличался и состав торговых потоков. В основном это был импорт сырья из "третьего мира" (90% в 70-х годах). Соответственно, экспорт из стран Восточного блока в развивающиеся государства составляла промышленная продукция, в особенности продукция железоделательной и сталелитейной промышленности, текстильные изделия, машины и другое промышленное оборудование.

Социалистические страны всегда придерживались идеологических позиций в торговых отношениях с "третьим миром", всячески подчеркивая принцип национальной независимости. Поэтому, скажем, они отказались участвовать в программах международной помощи "третьему миру". Первоначально страны Восточного блока не желали инвестировать сюда средства, считая, что развитие промышленности в "третьем мире" должно усиливать национальный и самостоятельный характер экономик этих стран. Отсюда следовал и отрицательный подход к идее интенсивной индустриализации. В их глазах главный интерес развивающихся стран заключался в сельском хозяйстве и горной промышленности, исходя из географических и климатических условий.

Сами развивающиеся страны не были согласны с таким подходом и рассматривали международное разделение труда с динамической, а не статической точки зрения. Они отказывались экспортировать исключительно сельскохозяйственную продукцию и сырье. Страны "третьего мира" обвиняли социалистический лагерь в том, что представители последнего используют лозунги национальной независимости просто для оправдания своей собственной пассивности. От них же требовалось предоставление реальной помощи для развития экспортоспособной промышленности в "третьем мире". В число их требований входило также пожелание отмены двустороннего принципа торговли (равновесия импорта и экспорта) и замены его принципом многосторонности. Наконец, страны "третьего мира" отказывались от долгосрочных двусторонних торговых соглашений, которые блокировали цены на их экспорт сырья даже в 70-х годах, когда последние на свободном рынке постоянно росли.

Государства восточного блока обсуждали прямые инвестиции Запада в эконо-



мику стран "третьего мира", так как видели в них одну из форм капиталистической эксплуатации, однако сами, не колеблясь, создали в начале 70-х годов большое число совместных предприятий в этих регионах. Первоначально такие формы сотрудничества затрагивали лишь сферу исследований и торговли. Но постепенно эта деятельность распространилась и на производство, прежде всего в аграрной сфере, горной и лесной промышленности. В 70-х годах было создано около 200 предприятий такого рода. Особенно активной бьша деятельность таких стран, как Румьшия, Чехословакия, Венгрия и Польша. Советский Союз несколько отставал". Экономическое сотрудничество также принимало форму двусторонних официальных займов. На них правительства "третьего мира" могли приобретать промышленное оборудование и целые заводы у страны, предоставившей кредит. Процентные ставки по таким кредитам были невелики и колебались от 2,5 до 3% в год, в то время как сроки таких займов растягивались на 8-12 лет. Первоначально такие займы предоставлял Советский Союз, но постепенно его доля в общем потоке уменьшалась. Советы очень выборочно подходили к вопросам экономического сотрудничества, огромную роль здесь играли политические факторы. Почти половина советских займов ушла в страны Среднего Востока. Другие предназначались Индии, Пакистану, Афганистану, а впоследствии - Вьетнаму. В Южной Америке главными заемщиками являлись Чили, Куба, Перу и Аргентина. Большинство проектов осуществлялось в промышленности и энергетике, некорые касались транспорта, сельского хозяйства, геологических разработок. Техническая помо1ць занимала важное место в экономическом сотрудничестве. С одной стороны, молодые представители "третьего мира" получали стипендии для обучения в системе высшей и технической школы в странах Восточного блока. С другой стороны, советские и иные специалисты ехали в развивающиеся страны, чтобы работать не только в промышленности, но и в области образования, здравоохранения и государственной администрации.

Однако прямые инвестиции, экономическое сотрудничество и техническая помощь составляли в целом менее 5% от общей помощи, предоставленной "третьему миру" к 1978 г. Неудивительно, что представители последнего критически относились к этому вкладу. На конференциях ЮНКТАД в Найроби в 1976 г. и в Маниле в 1980 г. они потребовали от социалистических стран, как и от западных, отдавать 1% от ВНП на интересы экономического развития. Подсчеты показывают, что в действительности помощь социалистических государств "третьему миру" составляля к 1978 г. лишь 0,13% от их ВНП, что представлялось странам, получающим ее, недостаточным*. Критике подвергался и отказ социалистических государств от участия в работе международных организаций помощи многостороннему экономическому развитию. В тех редких случаях, когда факт такого участия имелся, речь шла исключительно о двусторонних связях. Более того, сам СЭВ не имел программы оказания помощи развивающимся государствам. Те несколько соглащений, которые СЭВ заключил с представителями "третьего мира" в 70-х годах, развивались исключительно на двусторонней основе.

В тот же период появились и новые основания для критики. Так, страны "третьего мира" хотели развивать свою промышленность согласно собственной стратегии, а не в соответствии с планами Восточного блока. Речь шла о возведении гигантских сооружений (Ассуанская плотина в Египте, металлургические комбинаты в Бокаро и Бхилае - в Индии и в Эль-Хаджаре - в Алжире), которые имели разрушительные последствия как в экономике так и в экологии. Более того, страны "третьего мира" начинали все больше рассматривать государства Восточного блока как непофедственных конкурентов. Эти две фуппы производили сходную

** С учетом помощи, оказываемой социалистическими странами разйаающимся государствам - своим партнерам по блоку (Кубе, Вьетнаму и Монголии), этот показатель достигнет 0,25% (Lavigne М. Les economies socialistes. P. 400-402).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [ 88 ] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]