назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [ 87 ] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


87

же время в странах "большой шестерки" (США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии и Италии) этот показатель составлял 9% в год*. С начала 70-х годов усилились позиции новых индустриальных государств и стран - экспортеров нефти, но они представляли лишь часть всего третьего мира.

Причины таких далеко не блестящих результатов экспорта развивающихся стран можно разделить на три категории: 1) причины структурного характера; 2) неэффективность экономического управления; 3) политическое и экономическое верховенство индустриальных государств.

Причины структурного характера менялись от одной страны к другой**. Спрос в странах Запада на экспортную продукцию многих развивающихся государств (кофе, чай, какао и другие виды продовольствия) отличался низким уровнем эластичности. Иными словами, рост доходов населения Запада не сопровождался пропорциональным увеличением спроса на указанную продукцию. Такая зависимость наблюдалась лишь в процессе развития спроса на товары длительного фока потребления. Среди прочей экспортной продукции развивающихся стран важную роль играли виды сырья, спрос на которые часто оказывался под угрозой из-за появления соответствующих заменителей. Синтетические волокна и пластмассы -хорошие примеры подобного развития событий.

Разрыв между эластичностью спроса и продукцию стран "третьего мира" и промышленно развитых государств усиливался с изменением объемов торгового оборота. Иными словами, речь шла о неравных условиях торговли между этими двумя группами стран. Так, вплоть до середины 70-х годов цены на сырье, экспортируемые из развивающихся государств, ориентировались на понижение. В то же время цены на промышленную продукцию, изготовленную на Западе, имели тенденцию к повышению. Другими факторами, ставшими причиной такого развития цен, были: быстрый технологический прогресс в первичном секторе, увеличение объемов производства в добывающих отраслях стран "третьего мира" и низкий уровень заработной платы в этих государствах. Таким образом, как спрос, так и предложение негативно воздействовали на развитие международной торговли стран "третьего мира". Доходы от экспорта снижались, в то время как издержки по импорту возрастали*.

Слишком очевидно действие и второй указанной нами причины низкой результативности экспорта - неэффективности экономического управления. В период обретения независимости или смены политических режимов новые правительства стремились повысить уровень заработной платы, что приводило к увеличению внутреннего спроса на экспортоспособную продукцию. В то же время ставка на безоговорочное развитие импортозамещающего производства, в особенности товаров длительного потребления, имела ряд негативных последствий. Рынок на подобные товары здесь всегда был ограничен. Новые отрасли в этих условиях могли рассчитывать лишь на протекционизм со стороны национальных правительств. В результате на второй план отходили вопросы эффективности производства и конкуренпииЗ*. Развитию экспорта препятствовали также националистические установки главных стран "третьего мира". Очень часто ставка делалась на хозяйственную автаркию, без учета экономических издержек такого выбора. Экспорт не развивался даже в отношениях с соседними странами. Часто желание экспортировать просто отсутствовало.

3* Maddison А. Economic Progress. P. 197, 198. Следует, однако, выделить группу стран (например, Грецию, Израиль, Южную Корею, Тайвань и Югославию), достигнувших блестящих результатов в развитии своего экспорта уже в 1950-1967 гг.

"* Хорошее обобщение этих причин см.: Maddison А. Economic Progress. P. 200-212.

* Развитие условий обмена после войны, описанное выше, исследовано на основе эмпирических данных в ряде недавних работ многих экономистов, (например, А. Krueger, J. Spraos, М. Michaely).



Третья группа объяснений была связана с силовыми отношениями между третьим миром и индустриальными государствами. Политическая и эконс мическая мощь последних позволяла им эффективно противодействовать угрозе роста импорта из развивающихся стран. Снижение тарифов в рамках ГАТТ затронуло в основном торговлю между индустриальными державами**. Помимо этого, количественные ограничения, принятые после второй мировой войны, бьши также направлены против развивающихся государств, что иллюстрирует долгосрочное соглашение 1962 г. по хлопку. Как мы уже видели, протекционистский подход определял позиции США, а также многих европейских государств и по отношению к некоторым видам сельскохозяйственной продукции.

Все это способствовало зарождению в развивающихся государствах движения в пользу перестройки мировой экономической системы. Подходящей институцией для такого рода реформ выглядела ООН. В результате деколонизации число ее членов быстро увеличивалось за счет развивающихся стран, что вело к усилению их позиций на Генеральной Ассамблее. 60-е годы были объявлены ООН "Десятилетием развития". В 1961 г. Генеральная Ассамблея выступила и с первой инициативой. Резолюция 1707 считала международную торговлю главным инструментом экономического развития, открывавшего, в свою очередь, путь к миру и стабильности. Резолюция 917 от 1962 г. подтвердила это решение формулой "торговля вместо помощи" ("not aid, but trade"), которая стала отправной точкой для всех будущих действий.

Неприсоединившиеся государства на своей встрече в Каире в 1964 г. выразили согласие с тем, чтобы ООН стала движущим институтом идеи экономического развития*. С мая по июнь того же года в Женеве под эгидой ООН прошла первая международная встреча ЮНКТАД. Основой для обсуждения стал документ Рауля Пребиша (Raoul Prebisch) "К новой торговой политике в целях экономического развития" ("Towards а New Trade Policy for Development")*. Автор подчеркивал необходимость для развивающихся стран отказа от идеи полной хозяйственной автаркии и интеграции в систему развивающейся мировой экономики. Экономика, ориентированная вовне, считал он, стимулирует развитие. Для достижения этой цели нужно было смягчить импортозамещающую стратегию, способствовать экспорту как основе экономического роста и развивать региональное сотрудничество. Западные же страны призывались к оказанию помощи и поддержке этим процессам. В противном случае такая политика утрачивала, как считал Пребиш, всякий смысл. Индустриальные государства должны были пойти на создание системы преференции для импорта промышленной продукции из стран "третьего мира"". Соответственно, нужно было заключить гарантирующие цены на поступающее оттуда сырье и сельскохозяйственную продукцию. В случае же неблагоприятной конъюнктуры индустриальные государства обязывались предоставить определенные субсидии. Составной частью программы являлось и положение о сокращении импортных пошлин на тропическую и субтропическую продукцию, а также пофедством принятия специальных мер о смягчении долговых обязательств развивающихся государств. С учетом интересов последних должно было строить свою работу и ГАТТ. Фактически доклад Пребиша формулировал новые принципы мировой торговли как основы экономического развития.

** с начала 70-х годов новые индустриальные государства "третьего мира" также смогли извлечь выгоду

из понижения тарифа, принятого в ГАТТ. * Первая встреча представителей неприсоединившихся государств прошла в Баидуиге в 1955 г. Это

стало первой демонстрацией странами "третьего мира" своей самостоятельной от политики Востока и

Запада позиции.



"ГРУППА-??"

Первая конференция ЮНКТАД не дала, однако, конкретных результатов, если не считать обещаний. Не индустриализованные страны образовали Труппу-77", создав тем самым основу для движения в пользу экономического развития во всем мире**. Процесс переговоров таким образом, оказался институциализированным, что прибавило представителям "третьего мира" уверенности и силы. Объектом принципиального одобрения стали многочисленные мероприятия и общие положения. Тем самым была заложена база для последующих конкретных действий. Кроме этого, ЮНКТАД трансформировалась в постоянный консультативный орган, которому были приданы еще четыре постоянно действующие рабочие группы.

Тем не менее незначительное количество конкретных результатов являлось причиной недовольства развивающихся стран. В 1967 г. "Группа-77" собралась в Алжире. Результатом встречи стало принятие Алжирской хартии, гораздо более радикальной по своему содержанию. Индустриальные страны подверглись в ней серьезной критике прежде всего за отказ от подписания соглашения по сырью и, во-вторых, за то, что оставались глухи к призывам о вливании финансовых ресурсов в экономику стран "третьего мира" в форме экономической помощи и кредитов. Индустриальные страны, в свою очередь, не видели причин для того, чтобы идти на односторонние уступки. Их торговая политика оставалась основанной на принципе взаимности, и до тех пор, пока развивающиеся страны не могли что-либо предложить. Запад не чувствовал себя обязанным идти на такие уступки. На тот момент радикализация позиции "Группы-77" оставалась устной угрозой. Единственным конкретным результатом второй конференции ЮНКТАД, проходившей в Нью-Дели в 1968 г., стало обещание индустриальных государств постараться переводить 1% своего ВНП как помощь развитию "третьего мира". Третья конференция ЮНКТАД, проходившая в Сантьяго в 1972 г., была не более плодотворной. Индустриальные государства отказались немедленно начать переговоры на базе радикальной программы "Группы-77". Они требовали внести в последнюю целый ряд поправок и продолжить обсуждение этого вопроса в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция не потерпела окончательного фиаско лишь благодаря принятию соглашения о разработке Хартии прав и обязанностей государств в экономической сфере.

Провал конференции в Сантьяго укрепил в "Группе-77" убеждения в необходимости применения стратегии конфронтации. Нефтяное эмбарго, принятое в ноябре 1973 г., подтвердило эффективность данного метода. Индустриальные государства фазу оказались готовыми обсуждать программу общих действий "Группы-77" "Новый мировой экономический порядок" в рамках ООНв Эти дискуссии велись в ходе Генеральной Ассамблеи в 1974 г. В декабре этого же года Ассамблея обсудили вопрос о правах и обязанностях государств в экономической сфере.

Программа действий "Группы-77" предусматривала реорганизацию международных торговых отношений, в особенности это касалось базовых отраслей. С одной стороны, здесь подчеркивалась необходимость увеличения и диверсификации экспортной продукции и полуфабрикатов из стран "третьего мира", с другой -важность передачи сюда технологий из развитых индустриальных государств. В гфограмме говорилось также и о необходимости облегчения налогового бремени в развивающихся странах и развития струдничества между ними. Торговые отношения этих регионов с Восточным блоком должны были быть улучшены, а организационные функции ЮНКТАД усилены. В кошфстном плане предлагалось обсудить интегрированную программу по первичной продукции. Ее целью было создание системы регулирующих международных запасов, которая в случае необходимости вступила бы в действие там, где предложение превышало спрос. Общий

в 1980 г. "Группа-??" в действительности насчитывала 144 страны-члена.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [ 87 ] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]