назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


86

политически автономной единицей. Таким образом, было положено начало установлению отношений между двумя экономическими организациями. Наконец-то открывались перспективы установлению многосторонних связей между Востоком и Западом. Но мировой кризис и усиление политической напряженности в отношениях положили конец этому процессу.

Между тем истечение срока действия двусторонних торговых соглашений создало пустоту в структуре обменов "Восток-Запад", которую соглашения о сотрудничестве не смогли заполнить так легко, как это предусматривалось ранее. Помимо этого, ЕЭС создала в 1975 г. систему импортных квот, которые ограничили импорт товаров, производство которых оказалось в большей степени затронутым кризисом - продукции текстильной промышленности и металлургии. Страны Восточного блока как раз экспортировали значительное количество этой продукции. Тем не менее ЕЭС удалось добиться от некоторых из государств блока подписания соглашений о добровольном ограничении экспорта указанной продукции в страны Сообщества, что, в конечном итоге, оказалось более результативным для Восточного блока, чем система ограничений. Румыния подписала такое соглашение в 1976 г., Венгрия в 1978 г., Польша и Болгария - в 1979 г.

Двусторонний характер торговых отношений между Востоком и Западом объяснялся институциональной структурой социалистической экономики, где внешняя торговля была государственной монополией, и только правительства имели право подписывать соглашения с другими странами. Эта бюрократическая структура стала причиной, по которой экспорт продукции из стран СЭВ оставался крайне примитивным и малоэффективным. Таким же безразличным к реальным запросам потребителей оставался и подход государства в области импорта в страны СЭВ. Стоит еще раз подчеркнуть, что сама система национального планирования совершенно не была ориентирована на внешнюю торговлю. Страны СЭВ считали, и в какой-то мере были правы, что за годы холодной войны Запад создал дискриминационную систему, направленную против Восточного блока. В рамках ГАТТ политика либерализации ставила своей задачей преобразовать индустриальные государства в зону свободной торговли промышленной продукцией. В ЕЭС эта модель уже реализовывалась.

Помимо этого, соглашения "Общего рынка" предусматривали целую систему преференций для развивающихся стран. Государства Восточного блока были исключены из этого процесса. Некоторые представители Восточной Европы пытались обойти эти ограничения, присоединившись к ГАТТ. Первой соответствующее соглашение подписала Чехословакия, Югославия стала членом этой организации в 1966 г., Польша - в 1967 г., Румыния - в 1971 г., а Венгрия - в 1973 г. Однако проблема не была снята. В 1971 г. ЕЭС значительно расширило систему действия импортных квот, в частности для различных видов промышленной продукции - основного предмета экспорта Восточного блока. К числу прочих причин, препятствовавших развитию экспорта, следует отнести антидемпинговые меры западных государств. Защитная реакция Запада распространялась в большей степени не на объемы экспорта, а на номенклатуру предлагаемой продукции. За исключением Польши и Советского Союза, страны Восточного блока наращивали свой экспорт промышленной продукции на Запад. В 70-х годах последняя составляла около 2/3 экспортного оборота Восточной Германии, Чехословакии и Венгрии, а также около V2 - Болгарии и Румынии. Именно в этом контексте следует рассматривать рестриктивный подход Запада к импорту из стран Восточного блока (табл. 28). В свою очередь, последние в больших количествах импортировали западные технологии. Они закупали все виды машин и оборудования, а также организовывали такой импорт в рамках промышленного сотрудничества". Они получали лицензии на производство определенной продукции у западных компаний, а затем расплачивались за это, экспортируя произведенные по этим



Таблица 28. Торговля между Востоком и Западом. Страны Восточного блока (в целом и отдельно для некоторых государств) и Запада (остальной мир) в 1970,1976 и 1982 гг. (в

Торговая группа

Всего

1970 г.

1976 г.

1982 г.

Импорт

Экспорт

Репорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Продовольствие

Сырье (включая топливо)

Различные виды гфомышлеиной продукции

Металлы и химическая промышлеиносгь

Машины и транспортное оборудование

Огатисгические поправки и ошибки

11,4 9,4

17,0

24,8

36,9

19,3 40,7

11,5

19,2

17,0 5,5

12,9

27,7

36,9

9,5 53,0

14,4

13,0

21,2 7,9

5,0 37,8 26,9

4,8 67,7

16,1

5,3 0,5

Источники: Lavigne М. Les economies socialistes. P. 393; OCDE. Commerce twitwxa par produits. 1982.

технологиям товары. Иногда такая модель использовалась для строительства целых заводов. Советский Союз и Польша реконструировали таким путем в 70-х годах свою химичесжую промышленность.

Развивались также и различные формы кооперации в производстве. Каждая из сторон специализировалась на определенных компонентах или некоторых стадиях производства. Импорт технологий и оборудования и на этот раз, как правило, оплачивался произведенной продукцией. В ходу бьша практика субподряда. Так, венгерские предприятия изготавливали рубашки для предприятий Восточной Германии. Последние предоставляли ткань и модели, а инженеры из ГДР контролировали производство. В то же время большинство станков для этого поставлялись из Западной Германии. Иногда смешанные компании создавались с целью привлечь западные инвестиции в фирмы стран Восточного блока. Соответствующее законодательство, регулирующее порядок создания таких компаний, приняла в 1967 г. Югославия. Затем последовали Румыния, Венгрия и Польша.

Однако различные формы промышленного сотрудничества между Востоком и Западом подвергались все большей критике со стороны западных компаний. Можно было предвидеть, что система оплаты "натурой" постепенно приведет к возникновению конкуренции товаров, произведенных на Востоке с аналогичной продукцией западных фирм. К этой точке зрения вскоре присоединились правительства и профсоюзы, опасавшиеся усиления безработицы в услови51х такой конкуренции. Опасения усиливало и то, что многонациональные корпорации сами проводили подобные переговоры, в результате чего этот процесс уходил из-под контроля со стороны государства.

С 60-х годов страны Восточного блока оказались больше не в состоянии полностью финансировать свой импорт за счет экспорта сырья и промышленной продукции. Они все больше и больше прибегают к займам для покрытия разницы, преимущественно в форме кредитов, предоставляемых поставщиком покупателю. Такие кредиты страховались западными банками, как правило, в специально созданных государством страховых институтах, иногда, правда, являвшихся частными предприятиями. В этих условиях страны Востока добивались более благоприятных условий таких кредитов (невысокие процентные ставки, достаточно долгий период их возврата и т.д.). Более того, последние не ограничивались коммерческими кредитами в странах-партнерах. С 70-х годов они начинают делать



СССР

1970 г.

1976 г.

1982 г.

1970 г.

1976 г.

1980 г.

VSmt

Экс-

Экс-

Экс-

Экс-

порт

порт

порт

порт

порт

порт

порт

порт

порт

порт

порт

порт

20,1

24,3

16,0

19,1

13.6

26,4

65,8

76,7

87,7

12,8

11,6

12,4

35,7

21,7

11,0

25,6

14,9

25,4

12,2

21,9

18,3

27,4

37,0

21,0

28,9

25.7

22,8

32,5

33,6

40,8

37,7

26,7

24,3

31.1

25,3

30,0

15,5

займы и на рынках евродоллара. Стоимость таких кредитов была более высокой, но зато последние предоставляли большую возможность для маневра. Банки СЭВ делали займы исключительно на этом рынке. Кредиты, предоставленные в 70-х годах в рамках торговли между Востоком и Западом, привели к накоплению значительных долгов социалистических государств перед промьппленными странами Запада. В период кризиса середины 70-х годов их объем начал увеличиваться особенно быстро. Только за 1975 г. этот долг удвоился. В 1979 г. он исчислялся в 74,8 млрд долл., а ситуация тем временем продолжала ухудшаться. 55% из этой суммы в 1976 г. приходилось на Советский Союз и Польшу. Меры, принятые в Польше для оздоровления ситуации, привели к драконовскому сокращению импорта, снижению уровня потребления и уменьшению инвестиций. Трудностей с платежным балансом не избежали также Восточная Германия, Чехословакия и Венгрия. Однако первые две страны, быстро приняв ограничительные меры, смогли справиться с ситуацией. Это и привело к сокращению торгового оборота между Востоком и Западом. Для стимулирования дальнейшего развития торговли требовались новые инициативы, которые могли бы способствовать интеграции социалистических экономик в новый мировой экономический порядок.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ "ТРЕТЬЕГО МИРА"

Процессы развития политических и экономических свобод усилились в "третьем мире" после второй мировой войны. Колониальные империи рушились, а новые национальные правительства проявляли большой интерес к экономическому развитию, так что процесс индустриализации во многих государствах усилился. Но до 70-х годов его общие результаты, учитьшая рост населения в этих регионах, не были впечатляющими. За период 1950-1967 гг. размер ВНП в расчете на одного жителя увеличивался в развивающихся странах в среднем лишь на 2,8% в год. Естественно, что этот показатель варьировал в зависимости от государства. Однако в фавнении с показателями индустриальных государств он выглядел слабым.

К таким же результатам можно прийти, сравнивая рост внешнеторгового оборота развивающихся и промышленно развитых государств в 50-х и 60-х годах. Анализ результатов экспорта по данным представительной выборки для 23 развивающихся стран в этом смысле очень показателен. Между 190 и 1967 гг. оборот внешней торговли последних возрастал в феднем каждый год на 4%. В то

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]