назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [ 85 ] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


85

свою гибкость и динамизм. Торговый оборот составлял часть планового механизма и опирался, как правило, на годовые двусторонние соглашения. Даже когда число долговременных соглашений начинало расти, последние всегда интегрировались на годовой основе в систему планирования, а этот процесс порождал инерцию. Проблема определения цены не была решена и после 1958 г., когда мировые цены капиталистических стран стали использоваться как основа для взаиморасчетов. Становилось ясно, что система фиксации цен в странах Восточного блока не могла основываться на эквиваленте. Помимо этого, оставляла желать лучшего и сама процедура таких расчетов. Для сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции применялась, более или менее последовательно, шкала мировых цен, но для промышленных товаров ситуация была гораздо сложнее. Страны-экспортеры Восточного блока старались использовать в качестве "ссылки" наиболее дорогостоящую сходную западную продукцию, тогда как страны-импортеры искали более дешевую. Чаще всего приходилось прибегать к компромиссам. Наконец, созданная в 1964 г., система многосторонних платежей в переводных рублях функционировала, скорее, на бумаге, чем в действительности. Страна, располагающая излишком переводных рублей, могла на практике использовать их лишь в расчетах со своим дебитором. Таким образом, в силе оставалась система двусторонних расчетов.

Организация внешней торговли в зависимости от специализированных соглашений также не могла дать хороших результатов. В ключевых отраслях экономики (энергетике, металлургии, химии, изготовлении металлоконструкций и на транспорте) удалось достигнуть некоторого согласования между национальными системами планирования. В результате были заключены специальные соглашения, исключавшие "дублирование" инвестиций. К началу 1979 г. действовало около 100 подобных многосторонних соглашений и на порядок выше - двусторонних. Однако объем торгового оборота, достигнутый в результате этих соглашений, составлял лишь 10% от общего оборота между членами СЭВ. Более плодотворным было сотрудничество в инвестиционной политике, тем более, что проекты в данной области ограничивались, как правило, энергетической отраслью и концентрировались на территории Советского Союза. Самым интересным проектом такого рода являлось построение газопровода от Урала до западной границы ФРГ. Интеграция экономических систем социалистических стран не была еще очень развитой в 1980 г., и вопрос создания общего рьшка не стоял"*. Тенденции авгаркичного развития мешали ее развитию.

ДОЛЯ ВОСТОЧНОГО БЛОКА В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Факторы структурного порядка, которые нарушали развитие внутреннего рьшка СЭВа, составляли еще большее препятствие интеграции социалистических экономик в мировой торговый оборот. Относительная доля этих стран, и так достаточно небольшая, продолжала уменьшаться. С 12% в 1963 г. она упала до 9% в 1973 г. До 1973 г, это уменьшение восполнялось индустриальными государствами Запада, затем наступил черед стран-экспортеров нефти (табл. 27). В 70-х годах торговый оборот стран СЭВ с индустриальными государствами Запада составлял не более 2-3% от общемирового увеличившись лишь в период с 1970 по 1975 г. В эти годы темпы роста экспортно-импортных операций между двумя блоками в среднем были выше аналогичного "внутреннего" показателя. Конец этому процессу положил мировой экономический кризис, в результате которого оборот с индустриальными странами Запада снизился, а "внутренний" - возрос.

Причины, определявшие развитие экономических связей между Востоком и Западом после второй мировой войны, имели политическую и технико-институциональную основу. "Холодная война" была главной из числа политических. В



Таблица 27. Распредежние мировой торговли по регионам в 1963-1981 гг. (доли в процентном соотношении экспорта и импорта)

Страны, регионы

1963 г.

1968 г.

1973 г.

1975 г.

1977 г.

1979 г.

1981 г.

Эксперт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экаюрг

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Промышлешше регионы

64,5

67.5

67,5

68,0

64.0

66,0

67,0

61.0

Развивающиеся страны - традиционные экспортеры нефти

13,0

13,0

13,0

14,0

Другие развивающиеся лраны

18,0

12,0

16,0

12.0

16,0

16,0

Страны Восточного

12.0

11,5

10,5

10,0

10,0

10,0

блока

Неопределенные

2,0 14 2,0 24

Источник: GATT. Le Conunerce mtemational en 1979-1980. P. 5; GATT. Le Commerce international en 1982-1983. P. 5.



1947-1948 гг. США установили эмбарго на экспорт и реэкспорт стратегической продукции в страны Восточного блока. Специальный закон (Export Control Act) дополнил и усилил принятые ранее меры. Система контроля за движением стратегической продукции распространилась теперь и на страны Западной Европы, получавшей американскую помощь. В 1950 г. в Париже был создан специальный координационный комитет (КОКОМ), членами которого стали страны НАТО и Япония. В 1952 г. аналогичный комитет был основан и для торговли с Китаем (ЧИКОМ). Отньше значительное количество продукции, бывшей предметом международной торговли, оказалось под запретом западного эмбарго. Впоследствии ситуация несколько изменилась в сторону смягчения. Европейские союзники подходили к этим ограничениям не столь строго по сравнению с правительством США, особенно, когда им предлагались выгодные контракты, например в индустриальном комплексе. Используя этот аргумент, американские промышленники также постепенно добивались уступок от своего правительства. Особую роль здесь сыграла политика разрядки, проводимая Генри Киссинджером. Политические резоны уступили место экономическим. В результате в 1974 г. эмбарго распространялось лишь на 150 видов продукции в области военного оборудования, высоких технологий и некоторых видов стратегического сьфья.

Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившая в Хельсинки в 1975 г., продолжила процесс разрядки между Востоком и Западом в экономической и политической областях. Соглашение по результатам конференции, подписанное 1 августа 1975 г. 33 европейсюши государствами, а также США и Канадой, затрагивало не только вопросы безопасности и прав человека, но и сотрудничество в области экономики, науки, технологии и защиты окружающей среды. В частности, признавалась необходимость расширения торговых связей между Востоком и Западом. Кроме того, в систему этих связей включалось и понятие "наиболее благоприятственной нации", положенное в основу ГАТТ. Так образовалась первая связь между ГАТТ и Восточным блоком*.

В 70-х годаз развитие политической ситуации способствовало развитию торговли между Востоком и Западом, однако этому препятствовали факторы институционального и технического порядка. Вплоть до 1975 г. торговля между двумя блоками имела двусторонний характер. Это были, как правило, сделки с частными западными компаниями. После 1959 г. развивается и система двусторонних коммерческих соглашений между странами. Срок их действия определялся пятью годами, а общее соглашение дополнялось ежегодными протоколами, уточнявшими номенклатуру продукции. Апогей такой системы пришелся на период 1966-1975 гг. Но с 1 января 1973 г. Европейская комиссия получила исключительное право заключать торговые соглашения с третьими странами. Страны ЕЭС теперь уже не могли заниматься этим самостоятельно. Отныне соглашения с Восточным блоком должны были разрабатываться в рамках интегрированной многосторонней торговой политики.

Страны Восточного блока всячески противились установлению такого порядка. Они обходили это ограничение, включая двусторонние торговые соглашения в общие двусторонние же документы по вопросам экономической, промышленной и технической кооперации. На 30 июня 1978 г. действовало 169 подобных соглашений, подрывая тем самым компетенцию ЕЭС. Некоторые из них, например, десятилетнее соглашение между Фрашщей и Советским Союзом, действовавшее с 1971 по 1981 г., датировались более ранними сроками, но к тому времени они уже породили целую сеть специальных организаций.

ЕЭС, в свою очередь, разработало модель торгового соглашения, которая могла послужить основой для переговоров для любой страны Восточного блока. Единств венным государством, откликнувшимся иа это предложение, была Китайская Народная Республика. После 1976 г. СЭВ предложил ЕЭС вести переговоры как с

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [ 85 ] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]