назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [ 84 ] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


84

тенденции. Тон задавали Франция и Великобритания, за ними шли ФРГ и Италия. Так, Англия заключила договоры с другими странами, в результате чего был ограничен их экспорт на острова текстильной продукции, обуви, изделий из кожи, телевизоров, машин и пр. В большей степени такие добровольные ограничения затронули Японию, в меньшей - Южную Корею, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индию и Пакистан. Квоты могли передаваться, так что вскоре оформилась целая система обменов между странами-экспортерами. Это вело к серьезным деформациям и злоупотреблениям".

Американский Закон о торговле от января 1975 г. выразил общую тенденцию к усилению протекционизма. Каждая отрасль и каждое предприятие имели отньше право требовать введения компенсационных пошлин, если было установлено, что экспортер получает какие-либо официальные субвенции. Министерство финансов должно было откликнуться на это заявление в течение двенадцати следующих месяцев. В то же время снова расширилась сфера применения "охранительной оговорки". Меры могли быть приняты в тот момент, когда импорт реально или потенциально угрожал национальному производству. Палата представителей и сенат имели право отменить общим постановлением всякое решение президента в области внешней торговли, сочтенное слишком либеральным. Дух консерватизма затронул, таким образом, американское законодательство". Больше всего он ощутился в сталелитейной промышленности. Для этой отрасли бьш разработан специальный план Соломона, вступивший в силу в феврале 1978 г. Он содержал "ориентировочные цены", основанные на расчете издержек японского производства, к которым прибавлялись транспортные тарифы. Соответственно, при импорте данной продукции по более низкой цене в действие вступали компенсационные пошлины.

ЕЭС пошла еще дальше. Здесь была создана специальная система наблюдения и контроля, чтобы препятствовать импорту продукции по ценам ниже продажных в стране происхождения. По образцу плана Соломона в 1978 г. бьша создана система антидемпинговых взысканий. Речь, однако, шла о временных мерах, которые постепенно заменялись добровольным ограничением экспорта, оговариваемым в двусторонних соглашениях5.

Нетарифные ограничения были не единственным способом, к которому прибегали правительства, чтобы защитить свою политику экономического роста и стимулировать большую занятость. Неопротекционизм также предусматривал предоставление национальной промышленности прямых государственных субвенций. С началом нефтяного кризиса американские и европейские морские верфи получили значительные субвенции и это происходило к тому же в рамках программ регионального развития. После мирового кризиса 1974-1975 гг. число регионов, нуждавшихся в помощи, увеличилось, так же как и объемы субвенций. Среди прочих преимуществ отметим прямую правительственную поддержку, налоговые льготы и льготные же условия кредитования. В некоторых странах временные безработные получали специальные пособия. В ФРГ, к примеру, правительство покрьшало от 75 до 90% разницы между доходами работников, занятых полный день, и теми, кто был занят частично. Аналогичные меры бьши приняты в Великобритании, Швеции и других странах. В феврале 1978 г. в Японии принимается законодательство, по которому предусматривалось предоставление субвенций попавшим в тяжелое положение отраслям промышленности (прежде всего речь шла о производстве алюминия, стали, о судостроении и изготовлении синтетических волокон)"". Предоставление субвенций превратилось в эффективный рычаг влияния на деятельность определенных отраслей промышленности. Правительство могло теперь требовать от испытывающих трудности компаний заключения национальных или международных картелей. Целью подобных соглашений было лик-



видировать избыточные мощности предприятий, установить производственные квоты и определить мийимальные цены, чтобы сократить убытки. ЕЭС вместе с национальными правительствами пошло на такой путь решения проблем. Координация действия государств и Сообщества способствовало созданию общеевропейских картелей в металлургии в целях перестройки и реконструкции некоторых предприятий этой отрасли. Таким же методом создавались картели и на мировом уровне (особенно в сталелитейном производстве и судостроении)".

Таким образом, попытки создания "открытой экономики" вступали в конфликт с системой возведения нетарифных ограничений и предоставления правительственных субвенций национальным отраслям промышленности. Эти вопросы встали в повестку дня седьмой сессии ГАТТ. Токийский раунд (именно такое название получила последняя) продлился достаточно долго. Он стартовал в сентябре 1973 г. на оптимистической ноте: подписании представителями 100 стран Министерской декларации в Токио. После этого участники разделились на семь групп для обсуждения наиболее важных вопросов: импортных тарифов, нетарифных барьеров, проблем сельского хозяйства, "исключительных оговорок", отраслевых соглашений, продукции тропиков и вопросов структурного порядка*. В дальнейшем ход переговоров замедлился из-за последствий мирового кризиса, и лишь после саммита в Лондоне в 1977 г. Токийский раунд получил новый импульс. И апреля 1979 г., наконец, были подписаны окончательные документы. Было согласовано снижение тарифов на 33% в течение восьми лет. В аграрной сфере соглашение предусматривало либерализацию торговли мясной и молочной продукцией. Для урегулирования вопросов, связанных с нетаможенными барьерами и государственными субсидиями, были приняты соглашения о "лояльной конкуренции". Такие же документы подписаны в целях уменьшения влияния подобных субсидий, сокращения роли государства в целом и стандартизации таможенных формальностей. Для контроля за соблюдением этих соглащений создавались специальные комиссии, которые имели право улаживать возможные конфликты.

Особое внимание было уделено специфическим проблемам развивающихся стран. Фундаментальный принцип ГАТТ - принцип взаимности в переговорах был отброшен. Отныне страны "третьего мира" получали право принимать протекционистские меры для стимулирования развития своей промышленности: другими словами, меры, направленные против других государств. Были разработаны и системы преференций в целях стимулирования экспорта промышленной и тропической продукции из развивающихся государств".

Все эти соглашения ознаменовали наступление нового этапа в процессе перестройки мировой торговли. В этом смысле Токийский раунд решительно порывал с прошлым. Однако конкретные результаты не были столь впечатляющими. Во-первых, слишком затянутым был срок, отведенный для понижения тарифов. Во-вторых, крайне медленно происходили структурные изменения. Связано это было с тем, что институциональной рамкой для них по-прежнему оставалось ГАТТ. Этим обстоятельством, в частности, были недовольны страны третьего мира, которые считали, что мировая торговля остается под контролем богатых индустриальных государств Запада, а проблема экономического развития рассматривается с точки зрения патернализма. Наконец, мировая конъюнктура в конце 70-х годов была столь неблагополучной, что на практике лишь очень немногое из того, что было принято в ходе Токийского раунда в области устранения нетарифных ограничений и развития сотрудничества с развивающимися государствами получило дальнейшее развитие.



2. ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ВОСТОЧНОГО БЛОКА И РАЗВИВАЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

ПРИРОДА ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Сталинская модель развития, примененная в целом в Восточной Европе после второй мировой войны, опиралась на автаркию процесса индустриализации. В этом контексте внешней торговле уделялось крайне незначительное внимание. Последняя рассматривалась лишь как способ обеспечения самым необходимым (особенно это касалось сырьевых ресурсов и, от случая к случаю, оборудования). Экспорт должен бьш лишь уравновешивать импорт. Кроме того, этот процесс рассматривался как двусторонний: каждая из стран стремилась поддерживать торговый баланс с каждым из своих торговых партнеров, так что экспортные поступления просто покрывали платежи по импорту. В 1949 г. создается СЭВ, который, как отмечалось в официальной декларации, должен был стимулировать процесс сотрудничества и экономической интеграции социалистических стран. Странами-учредителями были Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз. В 1949 г. к ним присоединилась Албания, а в 1950 г. - Восточная Германия. В 50-х годах в качестве наблюдателей в организацию вступили Югославия, Монголия, Китайская Народная Республика, Северная Корея и Северный Вьетнам. Монголия стала полноправным членом в 1962 г., Югославия - ассоциированным в 1964 г., Куба - полноправным в 1972 г., так же как и Вьетнам, в 1978 г.

В первые годы оборот внешней торговли стран СЭВ оставался, как и прежде, небольшим. В действительности создание СЭВ было чисто политическим маневром, т.е. советской реакцией на план Маршалла. Стратегия автаркии оставалась неизменной. Однако ситуация постепенно менялась после смерти Сталина. Принцип международного разделения труда официально был признан полезным и рекомендован к применению в строительстве социалистического государства благосостояния. Внешняя торговля способствовала развитию сотрудничества и, соответственно, усилению политических связей". На этот момент СЭВу выпал счастливый шанс, и он стал главным инструментом организации, специализации и координации экономической деятельности стран-членов. В 1956 г. были созданы первые отраслевые комиссии и приняты рекомендации по специализации более 600 категорий машин. В 1958 г. было решено принять за основу мировые цены для осуществления платежей между странами-членами, чтобы придать им большую гибкость. Затем была принята и единая международная система коммерческого права. В 1963 г. заключается соглашение о системе многосторонних платежей, дополненное созданием Международного банка экономического сотрудничества, который начал функционировать с 1 января 1964 г. Торговый оборот между странами СЭВ значительно увеличился. В 50-х годах его ежегодный прирост составлял 12%, в 60-х- 9, а с 1970 по 1978 г. - 15%. Более того, доля взаимных обменов стран СЭВ в их мировой торговле в целом была достаточно высокой, колеблясь около 60% в период между 1955 и 1980 гг. Не стоит, однако, преувеличивать значение этих показателей, так как торговый оборот СЭВа в 1977 г. составлял лишь 5% от общемирового, тогда как его вклад в мировое производство достигал около 30%22.

Таким образом, можно делать вывод о том, что потенциал торговли в странах ЕЭС не был исчерпан. Последняя все еще находилась в тисках традиционной концепции автаркии. Торговля рассматривалась как средство обеспечения наиболее существенными благами, а не как способ оптимизации экономики производства. Помимо этого, вся внешняя торговля составляла монополию государства, ответственность, за которую несли чиновники-бюрократы. Из-за этого она утратила

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [ 84 ] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]