назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [ 83 ] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


83

посредственные показатели экспорта США в 50-х годах, можно было и репрнть возникшую проблему дефицита платежного баланса".

В целях конкретизации своих либеральных концепций Кеннеди предпринял две важные инициативы.

Прежде всего, он предложил в 1961 г. реорганизовать Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) полноправными членами которой стали США и Канада. Основной задачей такой перестройки стала либерализация международной мобильности основных факторов производства: труда, капитала и техники управления. В результате успешно развивался процесс гармонизации структуры производства Запада и развития международного разделения труда. Первоначально ОЭСР играла очень важную роль в ходе многосторонних консультаций по прикладным исследованиям, но не имела влияния на процесс принятия решений.

Вторая инициатива Кеннеди заключалась в выдвижении проекта нового закона в сфере внешней торговли. В результате в 1962 г. был принят Закон о развитии торговли (Trade Expansion Act). Этот закон давал президенту право наполовину сокращать существующие тарифы (при условии, что это сокращение могло действовать в течение пяти лет), а также полностью ликвидировать тарифы, равные 5% или менее. Он был также уполномочен, проводя переговоры с представителями ЕЭС, устранять таможенные препятствия экспорту из стран Сообщества в США, если речь шла о продукции, оборот по которой между ЕЭС и США составлял не менее 80% мирового оборота (в соответствии со статьей об "основном поставщике" - "dominant-supplier" clause). Президент также получил право в некоторой степени либерализовать политику в аграрном секторе. Наиболее ограничительные положения в сфере внешней торговли - охранительная оговорка и оговорка "точки опасности" - были отменены*.

Принцип "основного поставщика" опирался на гипотезу, согласно которой ЕЭС должно было расширяться. Для того чтобы этот принцип мог работать по отношению к широкой гамме товаров, все крупные европейские государства, включая Великобританию, должны были присоединиться к Сообществу. Кеннеди, таким образом, стремился через создание единой Европы к построению системы мировой либеральной экономики. Помимо этого, новый закон отражал то внимание, которое американское правительство намеревалось отныне уделять проблеме дефицита платежного баланса. Основной способ решения этой проблемы виделся в расширении экспорта как результате либерализации торговли в западном сообществе.

Тем не менее реакция ЕЭС была негативной. В результате вето де Голля в 1963 г. на вступление Великобритании в Сообщество утратили свое значение в практическом плане полномочия, которыми располагал Кеннеди, применяя статью об "основном поставщике", так как количество продукции, подпадавшее под условия ее действия, существенно сократилось. Более того, ЕЭС требовало исключения для важных групп товаров (стали, алюминия, текстиля и химической продукции). Сообщество также отказалось пойти на либерализацию своей аграрной политики, предпочтя эффективности автаркию.

Шестая сессия ГАТТ - Раунд Кеннеди, - созванная по инициативе США в Женеве и проходившая с 1963 по 1967 г., не имела особых успехов. Правда, многосторонние соглашения охватили в общей сложности 22% мирового торгового оборота в 1967 г., и Запад сделал еще один шаг на пути создания зоны свободной торговли промышленной продукцией, но других успехов не было*. Большие надежды, связанные с принципом статьи об "основном поставщике", исчезли, в то же время трудности некоторых отраслей промышленности остались в стороне. Сокращение таможенных тарифов составило только 350% от того уровня, который оно могло бы достигнуть. В аграрной сфере результаты были также малообещающими. Некоторые тарифные сокращения на 25% также были приняты



странами ЕЭС в условиях, когда обозначилась тенденция к росту мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. США и ЕЭС также пришли к соглашению о разработке совместной программы по оказанию продовольственной помощи странам третьего мира. Соединенные Штаты втайне надеялись, что участие Европы в этой программе вызовет нехватку продовольствия в последней, что, в свою очередь, приведет к увеличению экспорта из США.

Раунд Кеннеди, таким образом, потерпел поражение не только в том смысле, что результаты его попыток либерализации внешней торговли были далеко не блестящими, но и потому, что сама природа последней выглядела анахроничной*. Закон о развитии торговли 1962 г. был принят в расчете на дальнейшую либерализацию: он опирался на технику взаимных сокращений тарифов и использование принципа наиболее благоприятственной нации. В конечном итоге расчет делался на установление зоны свободной торговли промышленной продукцией в мировом масштабе. Больше всего от этого выигрьшали индустриальные государства Запада, так как могли в этих условиях использовать свое технологическое превосходство над остальным миром. Главными жертвами становились отрасли зарождающейся промышленности в развивающихся странах. Последние в итоге охарактеризовали Раунд Кеннеди как соглашение богатых (Rich Mans Deal), игнорирующее фундаментальные проблемы экономического развития. Не принимался во внимание и вопрос о торговых отношениях между Востоком и Западом, который постепенно ставился в повестку дня. Но даже под углом зрения западной экономики Раунд Кеннеди выглядел анахронизмом.

Политика сокращения тарифов лишь стимулировала одновременный поиск других форм защиты внутреннего рьшка: во всех странах правительства стремились заменить сокращение тарифов другими препятствиями. Таким образом, внимание, традиционно уделявшееся тарифам, уже не соответствовало реалиям конца 60-х годов.

Так же развивалась и торговля между Западом и Японией. После второй мировой войны США не раз пытались интегрировать последнюю в систему мировой либеральной экономики. В 1949 г. США предложили принять Японию в члены ГАТТ, но из-за оппозиции Великобритании это стало возможным лишь в 1955 г. Между двумя этими датами американское правительство либерализовало торговлю с Японией на двусторонней основе ценой ухудшения собственных позиций. Американцы надеялись, что когда Япония сможет восстановить свою экономику, она облегчит доступ импортным товарам на свои рьшки. В действительности же этого не произошло. В 50-х и 60-х годах японский протекционизм усилился за счет принятия новых мер: ограничения импорта, субвенции экспорту, контроля за переводами финансовых ресурсов и иностранными инвестициями в экономику Японии. Теперь и для Японии рамки мировой либеральной экономики уже не соответствовали реальностям момента.

НЕОПРОТЕКЦИОНИЗМ 70-х ГОДОВ

Анахронизм Раунда Кеннеди был связан и с более глубокими противоречиями структурного порядка. Одним из них бьшо несоответствие между либеральным порядком в мировой торговле и той неомеркантилистской экономической политикой кейнсианского толка, которую проводили национальные правительства. Вне этого противоречия действовала система планирования ТНК, другими словами, система мировой взаимозависимой и управляемой торговли, которая стремилась, насколько это было возможно, освободить рыночные механизмы мировой экономики и избавиться от дирижизма в масштабе национальном. Развитие неопротекционизма национальных правительств должно быть рассмотрено именно под этим углом зрения: последний был орудием обеспечения политики национального



экономического роста перед лицом опасности со стороны либерализации внешней торговли и деятельности ТНК.

Без сомнений, усиление неопротекционизма, в первую очередь, объясняется депрессией американского доллара в 70-х годах. После войны доллар США был основой восстановления либеральной экономики, но в 60-х годах он испытал серьезные потрясения. Меры, принятые президентом Никсоном 15 августа 1971 г., привели к созданию системы плавающих курсов, которая смогла постепенно исправить ситуацию, правда, за счет других валют. В действительности произошла девальвация доллара. В этих условиях волна протекционизма была неизбежной*. Это и произошло в реальности. Но основные завоевания послевоенной либерализации не были полностью утрачены.

Неопротекционизм прежде всего заключался в усилении нетарифных ограничений. Правительства заинтересовались этими механизмами, когда сокращение тарифов вызвало очевидную либерализацию мировой торговли*. Эти нетарифные барьеры можно ранжировать на пять категорий: импортные псевдотарифы, административные расходы по импорту, повышение требований к стандартизации продукции, прямое вмешательство в этот процесс государства и количественные ограничения импорта".

В 70-х годах последние существенно увеличились. В 1970 г. конгресс рассмотрел предложение закона Миллса, который предполагал автоматическое введение квот при достижении импортом определенного процентного соотношения к величине национального производства. В 1971 г. проект закона Бюрке-Хартке, основываясь на данных за 1965-1967 гг., предполагал введение общей системы квот на промышленную продукцию. Ни одно из предложений не было принято, однако их рассмотрение отражало рост протекционистских настроений в общественном мнении американцев. В то же время протекционизм западных стран встретил поддержку и в ГАТТ. В 1962 г. было подписано долговременное соглашение по хлопковой текстильной промышленности (Long-Term Cotton Textiles Agreement). Оно предусматривало введение добровольного ограничения развивающихся стран на экспорт хлопка в промышленно развитые государства". Вскоре область, охваченная этим соглашением, расширилась. В 1970 г. это уже было соглашение по многим видам волокон (Accord Multifibres), а 20 декабря 1973 г. в Женеве был подписан Договор о наблюдении за международной торговлей текстилем (Arrangement Regarding International Trade in Textiles). В соглашении 1973 г. был вновь подтвержден принцип добровольного ограничения экспорта, но индустриальные государства приняли решение о ежегодном увеличении квот на 6%. Аналогичные документы, подписанные уже между 1978 и 1982 гг. были гораздо более строгими. Они официально давали право каждому индустриальному государству вступать в двусторонние переговоры с развивающимися странами, чтобы удерживать 6%-ный ежегодный прирост2.

Эффективность соглашений в текстильной отрасли способствовала поиску правительством США возможностей заключения аналогичных двусторонних договоров для других видов промышленной продукции. Было предусмотрено два типа подобных соглашений: с одной стороны, это были договоры о добровольных ограничениях экспорта, а с другой - о лимитировании продаж. Первые касались исключительно экспорта, вторые были направлены на устранение практики "нелояльной" конкуренции. Соглашения первого типа были заключены в 1977 г. с Японией (по цветным телевизорам), а также с Южной Кореей и Тайванем (по обуви). Затем последовало продолжение, касающееся автомобилей. Европа следовала той же

* Более подробную информацию по этому вопросу см. в гл. 11.

* Данные о пошлинной составляющей в общей стоимости облагаемого ими импортируемого товара свидетельствуют о ее снижении. В США она равнялась в среднем 38% в 1922-1929 гг., 53% - в 1930-1933 гг., 25% - в 1957 г. и 8% - в 1974 г. (см.: Balassa В. World Trade and the International Economy).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [ 83 ] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]