назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


80

ЕСП финансировалась Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации (ЕВСГО), заранее созданным в 1962 г. Первоначальный капитал фонда состоял из взносов стран-участников. Со временем, однако, у него появились собственные ресурсы, основанные на продаже не только импортной, но и другой продукции. Что касается последней, в 1965 г. Европейская комиссия разработала график передачи заявлений со стороны Казначейств каждой из стран Сообществу. Как бы там ни было, этих поступлений было недостаточно для удовлетворения огромных потребностей ЕСП. Последние прежде всего объяснялись высокими издержками по обеспечению "цен поддержки" для скупки излишков на рьшке. Система гарантированных цен привела к гигантскому перепроизводству многих видов сельхозпродукции (пива, молока, зерновых и сахара). Фонд вынужден был скупать все излишки, продавая их в третьих странах и неся тем самым большие убытки. Помимо этого, он же отвечал за финансирование структурной аграрной политики Сообщества, целью которой, одновременно с краткосрочной политикой поддержки цен, была и долговременная стратегия развития и модернизации европейского сельского хозяйства.

Европейский комиссар по сельскому хозяйству Сикко Маншолт (Sicco L. Mansholt) считал, что разрушение рьшка, вызванное влиянием системы "цен поддержки", требовало привлечения особого внимания к проведению структурной политики. В декабре 1968 г. он предложил рассмотреть десятилетний план, известный как "Сельское хозяйство 1980" ("Agricukure 1980"), целью которого был быстрый рост производительности земли, труда и капитала". В результате реализации программы конкурентоспособность европейского сельского хозяйства на мировых рынках должна была увеличиться, что позволило бы приступить к постепенной отмене "цен поддержки". Для этого требовалось провести радикальную реконструкцию: размер хозяйств должен был достичь уровня, обеспечивающего оптимальную их эффективность, площадь, занятая сельскохозяйственным производством -сократиться, число занятых в нем - достичь к 1980 г. 6% от всего активного населения, а особое внимание предполагалось уделить улучшению образования в этом секторе экономики. В глазах Сообщества эти предложения носили слишком радикальный характер и поэтому не могли быть приняты как единая программа. В итоге в 1971 г. Совет Министров Сообщества принял компромиссное решение. Некоторые предложения, особенно относительно сокращения числа занятых в аграрной сфере и увеличения размеров хозяйств, были утверждены. Одновременно, была усилена система искусственных цен, которые отныне выражались не в долларах, а в европейских единицах. Таким образом, речь шла о решениях, плохо согласующихся между собой.

Денежный хаос 70-х годов и развитие в результате этого инфляционных процессов во всем мире продолжали разрушать ЕСП. Монетарные условия, так же как и инфляция, развивались неодинаково в разных странах, что тоже расстраивало систему аграрного рынка. Все чаще приходилось повышать цены, чтобы стабилизировать реальные доходы аграриев и уменьшить растущие противоречия между странами-членами Сообщества. Критика сконцентрировалась на системе "цен интервенции", которые искусственно сдерживали уровень европейских цен выше мирового. Инициатором стала Великобритания, затем к ней присоединились другие государства.

Препятствия на пути к интеграции

С аграрной политики внимание переместилось на интеграцию в области транспорта, налогов и конъюнктуры. Наименьший прогресс был достигнут в транспортной сфере, где особенно ярко проявились противоречия между членами Сообщества. Так, Голландия, учитьшая ее географическое положение и наличие хорошо оснащенного торгового флота, требовала сохранить систему свободной конкуренции и



определения цены фрахта рынком. Другие страны Сообщества хотели создания системы цен, учитывающей их возможности. Последняя точка зрения восторжествовала. Рынок транспортных услуг был отрегулирован, установлены максимальные и минимальные ставки тарифов, а сам транспорт подчинен системе квот. После присоединения к Сообществу Великобритании тенденция к либерализации усилилась.

В области налоговой политики значительный успех был связан с введением налога на добавленную стоимость. Но в 70-х годах ничего нового сделано не было. Для использования возможностей этого налога было бы правильным заменить принцип "пункта назначения" (увеличение налога в стране-потребителе) на "пункт происхождения" (увеличение налога в стране-производителе). Это был единственно возможный вариант реального действия НДС, которое не приводило бы к сокращению спроса. Однако из-за различных ставок НДС в странах Сообщества в действительности ничего подобного не произошло. Прежде всего не были отрегулированы системы налогообложения акционерных компаний, хотя речь и шла о принципиально важном элементе в механизме устранения дискриминаций в области инвестиций в различных государствах.

Более плодотворными оказались усилия по созданию общего бюджета Сообщества. В 1977 г. он составил 0,7% от ВНП стран ЕЭС*. Поступления в него шли не только от импортных пошлин, действовавших на основе единого внешнего тарифа Сообщества и взносов в ЕСП, но и от непосредственных вьшлат стран-членов. Изменения произошли 1 января 1979 г. С этого момента 1% от НДС переводился в бюджет ЕЭС. В результате сразу же возросла роль Европейского парламента в подготовке бюджета Сообщества"*.

Другим важным элементом интеграционного процесса стало проведение общей антициклической политики и совместная борьба с дефицитом платежного баланса"*. В этой связи как первый план вице-президента Европейской комиссии Раймонда Барра, так и дополнительный меморандум Комиссии в феврале 1969 г. акцентировали внимание на реальной угрозе инфляцииз. Вследствие отмены импортных пошлин в Сообществе его членам было трудно бороться с "импортируемой инфляцией".

Повышение процентных ставок также потеряло свое значение, так как предприятия получили теперь доступ к ресурсам международных финансовых рьшков. Таким образом, все острее ощущалась потребность принятия специальных монетарных мер. Поэтому на саммите в Гааге (1-2 декабря 1969 г.) было принято решение об организации экономического и финансового союза. В январе 1970 г. была создана система многосторонних консультаций по выработке краткосрочных мер. Определенные полномочия получили центральные банки. Доклад Вернера в июне и октябре 1970 г. уточнял условия и намечал сроки основания финансового союза. Но этому помешали трудности 70-х годов, и лишь в 1978 г. эта идея получила новый импульс благодаря инициативе Европейской комиссии, на этот раз - посредством введения общеевропейской денежной единицы. Вначале прогресс был не слишком значительным, так как национальные правительства не хотели поступиться частью своего национального суверенитета в финансовой сфере**. Но понемногу в 80-х годах позиции правительств менялись.

* в том же году около 70% от этой суммы пошло на финансирование совместной аграрной политики

(см.: Prest A.R. Fiscal Policy. P. 89, 90). * В 1977 г. 45% бюджетных поступлений обеспечивало действие общего внешнего тарифа, 12%

составляли средства, предназначенные для проведения общей аграрной политики, а 43% - вклады

стран-участников (см,: Ibid. Р. 90-91). "* С этой целью было создано несколько специальных комитетов: Монетарный комитет (1958 г.),

Комитет кратковременных экономических процессов (1960 г.), Комитет председателей центральных

банков (1964 г.), Комитет феднесрочной экономической политики (1965 г.) н Бюджетный комитет

(1965 г.). "* См. гл. И.



в области энергетики политика интеграции также развивалась медленно по многим причинам. Первоначально в большей степени это было вызвано распределением компетенций в этой сфере между тремя организациями. Европейская комиссия угля и стали отвечал, соответственно, за уголь, Евратом за ядерную энергетику, а ЕЭС - за другие источники энергии. Быстрое и перспективное развитие ядерной энергетики привело к провалу программы Сообщества по строительству реакторов. Исследовательская деятельность в этой сфере велась в четырех европейских центрах. Однако Франция взяла курс на самостоятельную деятельность, отказьшаясь от координации ее результатов с остальными членами Сообщества. Что касается каменноугольной промышленности, то усиление конкуренции в 60-х годах со стороны нефти привело к развитию интеграционных процессов в первой. В 1964 г. Совет министров Сообщества принял специальный протокол о поддержке европейской каменноугольной промышленности. Одновременно из соображений безопасности он не смог положить конец угольному производству вообще. Бьша предусмотрена и система субвенций производству кокса для нужд европейской металлургии, которой угрожала конкуренция со стороны польской и американской промышленности*.

Нефтяной шок 1973 г. поставил серьезные проблемы перед Европой, но не ускорил интеграционные процессы в энергетике. Эти проблемы обсуждались в ходе Копенгагенского саммита в декабре 1973 г., но конкретных решений принято не было. Использование же энергосберегающих и более эффективных технологий позволило сократить потребление энергии. Что касается предложения энергии, то было принято решение о развитии ядерной энергетики и природного газа, которые, как ожидалось, должны были покрыть к 2000 г. соответственно 50 и 30% общих потребностей Европы в энергоресурсах. Вновь внимание было привлечено к использованию угля (особенно в виде жидких конденсатов). Поощрялись и попытки использования нетрадиционных источников. Зависимость от нефти, таким образом, сократилась, хотя и не исчезла совсем. Поэтому некоторые европейские государства вступают в сепаратные переговоры со странами-производителями нефти и газа со Среднего Востока, Северной Африки и Советского Союза. Вопрос о политической интеграции не ставился и еще в меньшей степени вопрос согласовывался с США, как это, скажем, предлагал Генри Киссинджер, когда выдвинул идею Груш1Ы энергетического действия.

В 70-х годах внимание стран постепенно концентрируется на проблеме интеграции национальной политики в вопросах перестройки промышленности и развития регионов. Первоначально акцент делался на региональную политику и предоставление финансовой помощи наименее развитым районам. Последние бьши представлены Мессоджиорно в Италии, Юго-Востоком Франции, а затем - Шотландией и Ирландией. На саммите в Париже в 1972 г. по инициативе Великобритании было решено создать Комитет региональной политики и Фонд регионального развития*. Противоречия по вопросам конкретной организации региональной помощи между Великобританией и ФРГ отложило открытие Фонда до 1 января 1975 г. Тем временем европейская экономика вступила в стадию структурного кризиса и внимание переключилось на проблему дезиндустриализации и перестройки зон, ставших жертвами этого феномена.

Серьезным испытаниям в 70-х годах подверглась текстильная промышленность. Так, спрос на синтетические ткани сократился, и в результате образовался избыток производственных мощностей. В то же время реализовыва шсь масштабные инвестиционные проекты (прежде всего в Сардинии и Сицилии) л рам ах политики регионального развития. Цены упали, и предприятия несли большие убытки. В 1978 г. Этьен Давиньон (Etienne Davignon), европейский комиссар, ответственный за проведение промышленной политики, смог убедить И влиятельных групп создать картель, который смог бы установить квоты и сократить объемы произ-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]