назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


8

роста денежного потока. Представляется, что они результативны, так как уже в следующем месяце цены стабилизировались.

В Италии министр финансов Луиджи Эйнауди (Luigi Einaudi), стремился стабилизировать лиру посредством драконовских методов проведения дефляционной экономической политики. Начиная с осени 1947 г. он достаточно жестко ограничил конкуренцию коммерческих банков. Кроме того, ссуды Банка Италии, предоставляемые государству, были так же строго определены. Наконец, были заморожены цены, но уже на уровне, превышающем в 50 раз уровень 1938 г. Политика Эйнауди была успешной, что обеспечило Италии финансовую стабильность в течение следующих десяти лет*.

В Японии программа экономической стабилизации была разработана под руководством Доджа (Dodge), финансового советника Верховного командования союзнических сил (SCAP), и направлена так же на преодоление последствий послевоенной инфляции. Установление бюджетного равновесия, повышение налогов, ограничения на выплату заработной платы и банковский кредит, а также девальвация йены - как главные составляющие этой программы, осуществлявшиеся с 1948 г., немало способствовали улучшению финансовой ситуации в стране. В целом, эти меры, сыгравшие такую важную роль в экономическом возрождении Японии, получили название "линия Доджа" ("Dodge Line").

В сентябре 1949 г. большинство европейских стран девальвировали свои денежные единицы, чтобы изменить их соотношение обмена с долларом. Проведенные недавно денежные реформы в этих странах, безусловно, получили здесь ощутимую поддержку. На смену произвольным курсам обмена, определенным в 1944 г., пришли пропорции, отражавшие экономическую реальность. Таким образом, уровень покупательского спроса проявился более четко, и предположения относительно будущего экономического развития многих стран строились теперь на более прочной основе. Девальвации 1949 г. способствовали восстановлению экономики. Отныне европейские государства были в состоянии интегрироваться в новую мировую экономическую систему.

5. НЕХВАТКА ДОЛЛАРОВ И ПЛАН МАРШАЛЛА

В это время смелые меры были предприняты, чтобы устранить (за пределами США) значительное препятствие на пути экономической реконструкции - всеобщую нехватку долларов. Исключительно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что реформа европейской экономики увязла в 1947 г.

В большей степени эта нехватка объяснялась зависимостью Европы от импорта. Соединенные Штаты оставались единственной страной, предлагающей достаточное количество нового оборудования, необходимого для восстановления инфраструктуры и вообще европейской промышленности. Европейский прозводственный потенциал, уцелевший за годы войны, тем не менее достиг такой степени ветхости, что его замена была жизненно необходима. Кроме того, европейские промышленники имели два серьезных основания для развития процесса инвестирования. Во-первых, после долгих лет лишений они надеялись на то, что спрос европейцев на потребительские товары примет зримое ускорение. Во-вторых, в то время как США выступали за либерализацию международной торговли, европейские предприниматели стремились подготовиться выступить против американских производителей. Спрос не ограничивался в действительности только фабричным оборудованием; речь шла также о продовольственных и промышленных товарах, как, впрочем, и об американских энергоносителях. Последний объяснялся медленным восстановлением угольной промышленности в Западной Европе, полной дезорганизацией индустриального комплекса Рура, нехваткой профессиональных шахтеров,



а также недостачей оборудования для добычи полезных ископаемых. Эта проблема была особенно острой в тот период, когда Европа еще находилась в сильной зависимости от уровня угледобычи в частности и от угля - в целом"*. Поэтому было принято решение импортировать уголь из США.

К тому же наступил момент, когда европейские союзники должны были вернуть огромные суммы займов, полученных в США в течение войны по закону о ленд-лизе (Lend-Lease Act). Необходимо было также возвращать и другие военные долги (в долларах или товарах), включая и займы, заключенные с колониями и доминионами европейских держав. Ничего не изменилось после войны и в общей тенденции того времени, когда отношения обмена развивались в пользу стран, производящих сырье*. Торговый баланс европейских стран сильно зависел, так как этого требовали экономическое возрождение и проблема урегулирования долгов, от импортных закупок сырья.

Именно в тот момент, когда Европе понадобились дополнительные долларовые суммы для финансирования восстановления своей промышленности и сокращения задолженности, количество американской валюты, поступавшей от экспорта и из внутренних резервов, резко сократилось. Собственно, не только текущий процесс экспорта европейской продукции находился на слабом уровне, но и его будущие перспективы при сложившихся обстоятельствах не выглядели обнадеживающими. Технологическое превосходство США было слишком велико. Несмотря на высокие издержки производства, связанные с уровнем заработной платы в США, американская промышленность оставалась более конкурентоспособной. В сфере же транспорта достижения Европы также не впечатляли, ибо торговый флот этих стран понес огромные потери в результате действий германских подводных лодок. Из-за недостатка средств практически перестал функционировать финансовый рынок Лондона. Такие же страны, как Швейцария, Швеция и Бельгия, имевшие положительное сальдо торгового баланса с Соединенными Штатами, не могли использовать для расчетов с другими европейскими странами свои долларовые авуары, так как получали взамен слабую и неконвертируемую валюту. Сказывалось также принявшее внушительные масштабы бегство европейских капиталов за границу.

Вначале американское правительство полагало, что сможет исправить сложившуюся ситуацию посредством предоставления долгосрочных займов, подобных тому, который был предоставлен Великобритании для достижения конвертируемости фунта стерлинга*. В ближайшей перспективе эти займы должны были бы способствовать сокращению гигантского дефицита платежного баланса европейских государств. В дальнейшем они позволили бы этим странам ускорить восстановление своих экономик, а затем за счет положительного торгового сальдо возвратить занятые суммы*.

Однако события приняли иной оборот. Инфляция, которая свирепствовала в США, привела к удорожанию импортируемых европейскими странами товаров. Затем последовал другой удар: неурожай 1947 г. на континенте вызвал острую необходимость увеличения закупок зерна в США. Эти два фактора - инфляция за океаном и природные ненастья - вызвали столь острую необходимость в долларах для закупок самого необходимого, что неизбежно привело к резкому сокращению импорта американского оборудования со всеми тяжелыми последствиями для

*В это время страны, которые впоследствии получали помощь по плану Маршалла, получали еще 82% всей энергии из каменного угля. В США доля этого минерального сырья составляла 58%. Alpert Р. Economic History of Europe. P. 288-310.

*K 15 августа 1947 г. общая сумма внешней задолженности европейских стран составляла 7263 млн долл.

*Все страны, получавшие кредиты, обязывались после осуществления реконструкщ1и проводить экономическую политику свободы международной торговли.



дальнейшего восстановления и коренной реконструкции европейской промышленности.

Между тем в условиях начавшейся " холодной войны" США пришли к пониманию того, что перед лицом советского экспансионизма сильная в экономическом отношении Европа должна стать бастионом, имевшим огромное значение. Выход из этого тупика (впоследствии названного "планом Маршалла") был представлен Государственным секретарем генералом Джорджем Маршаллом (George Marshall) в речи, которую тот произнес в Гарвардском университете 5 июня 1947 г. Чтобы завершить программу промышленной реорганизации Европы, он предложил широкую программу помощи. Одновременно были приняты специальные меры по стимулированию американского импорта европейских товаров. Наконец, "помощь Маршалла" была рассчитана на все европейские страны (включая Советский Союз)"**. Однако последний дал понять восточноевропейским государствам, что он запрещает им участие в этой инициативе.

Совершенно очевидно, что план Маршалла был успешно реализован. Он придал новый импульс промышленной реконструкции Западной Европы, а также решающим образом способствовал обновлению транспортной инфраструктуры, модернизации индустриального и сельскохозяйственного оборудования, выведению на нормальный уровень темпов производства продукции, облегчению внутриевропейс-ких расчетов. Важнейшую роль сыграл план Маршалла и в оживлении финансового рынка Лондона, как, впрочем, он же немало способствовал расширению мировой торговли. Индекс совокупного европейского ВНП с базового значения (100) в 1938 г. понизился до 87 и 1948 г. и достиг 102 и 1952 г. (в сопоставимых ценах), и этот рост продолжался*. Что касается индекса объема экспорта стран Западной Европы, то он достиг значения 123 уже в 1950 г. (1938 г. = 100).

Каким бы важным ни был вклад плана Маршалла в быструю перестройку европейской экономики, его значение далеко не ограничивалось только этими рамками*. Возрождение способствовало установлению сильного влияния государства на экономические процессы. С другой стороны, план Маршалла закрепил новое деление мира на две большие сферы влияния: Запад и Восток. Западная Европа окончательно высказалась за влияние США. Наконец, план Маршалла и "холодная война" сыграли исключительную роль в процессе становления новой экономики Западной Германии и ее интеграции в общемировую.

Запоздалое экономическое возрождение Германии проистекало из той смелой политики, принятой прежде всего под давлением союзников, цель которой заключалась в существенном сокращении ее производственных мощностей и придании приоритетного значения развитию сельского хозяйства. На конференции в Потсдаме в 1945 г. и в соглашении союзников в марте 1946 г. были приняты конкретные решения по этим вопросам. Чтобы перекрыть Германии любую возможность возобновления производства вооружений, было принято решение о запрете на изготовление многих стратегических продуктов, таких, например, как алюминий и синтетический каучук и бензин. Кроме того, Германии предписывалось сократить производство ее металлургической промышленности до 50% по отношению к уровню 1929 г. Все ставшее в результате этого решения избыточным заводское оборудование было демонтировано (как на Западе, так и на Востоке) перед его перемещением в страны-победительницы. Но, вопреки требованиям Советского Союза, западные союзники, наученные горьким опытом Версальского договора (1919), приняли решение не фиксировать общую сумму репараций на слишком

Более детальному изложению положений плана Маршалла посвящена гл. 9. "Еслн не брать в расчет данные по Германии и Италии, эта цифра будет нактого больше. *Сверх того, под влиянием доклада Грэя (Gray), план Маршалла выполнил также важную роль по оказанию военной помощи, высвободив значительные средства для новых инвестиций в мирных целях.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]