назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [ 79 ] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


79

для Англии. В дейстительности импорт продуктов питания из стран Содружества, где его производство было эффективным, заменялся импортом продукции из стран ЕЭС, где такое производство было неэффективным и датировалось. Это был превосходный пример так называемого "отклонения курсов", которое приводило к росту уровня стоимости жизни и издержек заработной платы и, следовательно, к ухудшению экспортной способности промышленности Великобритании. Другими словами, фунт стерлинг подвергся новым девальвациям, что отразилось на уровне жизни населения"*.

Новые переговоры привели к положительным результатам. Было определено, что аргарная политика в рамках ЕЭС должна быть радикально реформирована. Другие члены Сообщества были также согласны на сокращение вклада Великобритании в бюджет этой организации, принимая во внимание относительный спад в экономике этой страны. Кроме того, был смягчен план мероприятий, направленных на создание экономического и финансового европейского союза, а сроки его введения в действие отложены на некоторое время. На референдуме 1975 г. население островов поддержало новое соглашение, высказавшись тем самым за присоединение своей страны к Сообществу"*.

Создание таможенного союза

Римский договор 1957 г. представлял собой лишь каркас, который должен был наполняться конкретными решениями и инициативами, предпринимаемыми в процессе построения Европейского сообщества (ЕС). Сам по себе он являлся лишь хронологической схемой, разделенной на три стадии. Первая предусматривала создание таможенного союза, сопровождавшееся гармонизацией экономической политики и свободой перемещения рабочей силы, капиталов и услуг. Вторая ставила задачей достижение экономического союза, третья - политическую интеграцию.

Первая стадия развивалась без особых трудностей. Предусматривалось в течение 12 лет полное устранение таможенных пошлин в рамках ЕС и установление общего внешнего тарифа. Но этот процесс развивался столь согласованно, что союз образовался на полтора года раньше намечершого срока. 1 июля 1968 г. таможенный союз состоялся как во внутреннем, так и во внешнем плане. Стало возможным свободное перемещение капиталов, рабочей силы и услуг. Гармонизация экономической политики во избежание дискриминации в отношениях между странами-членами ЕС превратилась в неотложную задачу, но и здесь был достигнут значительный прогресс. Ограничения в торговле были устранены, и в области конкуренции начала проводиться активная политика. Эти мероприятия главным образом преследовали цель ограничить возможность создания картелей и проведение всевозможных сляний, которые могли бы предоставить монопольные позиции некоторым крупным предприятиям. Смысл гармонизации в фискальной сфере состоял в замене режимов различных косвенных налогов на единую систему налога на добавленную стоимость (НДС). Другие меры были направлены на стандартизацию в области технических норм и координацию экономического законодательства, в частности акционерного.

Создание таможенного союза повлекло за собой возникновение целой серии специфических европейских институтов: Европейской комиссии и Совета министров в Брюсселе2*, Суда в Люксембурге и Европейского парламента в Страсбурге.

Консерваторы считали, что экономико-динамические и политические последствия этого влияния положительно сказались на Великобритании. Лейбористы же утверждали, что измерить эти последствия очень трудно, а иногда и невозможно.

"* В 60-х годах Турция, Греция и Португалия также представили свои заявки на вступление в ЕЭС.

* 1 июля 1967 г. Высшая администрация угля и стали. Европейская комиссия по атомной энергии и Комиссия Европейского Сообщества были объединены в единый орган - "Единую комиссию", или Комиссию европейских сообществ, известную также под названием Европейской комиссии.



Европейская комиссия придала лицо наднациональной власти своему персоналу, наделенному правительствами соответствующих стран большой независимостью. Она не обладала правом решения, однако должна была заботиться о выполнении Римского договора. В этих целях она выдвигала предложения, которые принимали окончательную форму в решениях Совета министров. Комиссия же следила за тем, чтобы они выполнялись на всех уровнях. В заседаниях Совета министров принимали участие министры, компетентные в вопросах повестки дня. Римский договор предусматривал механизм единогласного принятия решений, однако он также определял механизм постепенного перехода к системе, когда решения принимались бы простым большинством. Предполагалось, что со временем Совет министров станет органом наднациональной власти. Но с 1965 г. эти попытки были торпедированы со стороны Франции, так что принцип единогласия вновь восторжествовал.

Первоначально члены Европейского парламента являлись представителями национальных законодательных органов, но в 1979 г. они уже были избраны на основе всеобщего избирательного права. Несмотря на это, парламент обладал очень ограниченными полномочиями, которые имели, скорее, консультативные, чем законодательные функции. Тем не менее он обладал правом требовать отставки членов Европейской комиссии и ограниченное право по координации бюджета Сообщества. Одновременно с уже упомянутыми выше четырьмя институциями были созданы несколько консультативных комитетов, наиболее важные из которых - Экономический и социальный комитет. Комитет по денежной политике.

Римский договор также предоставлял возможность неевропейским государствам устанавливать достаточно гибкие отношения с Сообществом посредством ассоциации. В ходе предварительных переговоров Франция потребовала, чтобы формула ассоциации автоматически распространялась на ее заморские территории. Прежние колонии Бельгии и Голландии также получили статус ассоциативных членов. Последний предусматривал предоставление преференциального режима, который включал эти страны в зону свободной торговли, где действовал единый внешний тариф. Такюл образом, последние становились привилегированными поставщиками в страны Европы продукции из государств, находившимися за пределами Сообщества. Действовал и обратный механизм, когда страны-члены ЕЭС становились также привилегированными экспортерами промышленной и иной продукции в ассоциированные государства. Более того, было предусмотрено создание европейской программы финансовой и технической помопщ, которая, принимая форму дара от европейского Фонда развития, предназначалась прежде всего на развитие инфраструктуры. Из 19 африканских государств, получивших с 1958 по 1962 г. политическую независимость, все за исключением Гвинеи, сохранили свой статус ассоциированных членов Европейского сообщества*.

Правилами, регулирующими статус ассоциированных заморских территорий, предусматривался их пересмотр каждые пять лет. В этой ситуации ЕЭС могло учитывать те изменения, которые произошли в экономической и политической жизни указанных стран за прошедший период. Впервые такая практика была применена на конференции в Яунде (Yaounde) в 1964 г. В ходе предварительных переговоров среди европейских стран выявились серьезные противоречия. ФРГ и Голландия придерживались "мирового" подхода и требовали постепенной отмены преференциального режима, в то время как Франция и Бельгия отстаивали "африканское" направление. Вторая точка зрения некоторое время доминировала, тем не менее со второго раунда Яундской конференции в 1970 г. "мировой" подход одержал победу. Еще первая ЮНКТАД в Яунде осудила дискриминационную природу ориентированных лишь на внутренний рынок экономических систем-.

С вступлением в 1972 г. в ЕЭС Великобритании вновь оказалось необходимым пересмотреть статус ассоциированных территорий. На Конференции в Лиме 1976 г. число ассоциированных членов увеличилось с 18 до 46. Суммы же, пред-



назначенные на оказание финансовой и технической помощи, увеличились в 4 раза. Теперь принято решение о том, что эти средства будут направляться не только на создание инфраструктуры, но и на эффективное разитие промышленности. Кроме того, был отменен и пршщип преференциального статуса: экспорт ассоциированных стран в ЕЭС продолжал пользоваться преимуществами, но обратная связь утратила силу. Была создана и система стабилизации экспортных потерь (СТАБЭКС) (STABEX) для 12 видов экспортной продукции "третьего мира". Она предусматривала организацию специального фонда для оказания финансовой поддержки производителями 12 видов базовой продукции в случае, если их доходы падали ниже намеченного уровня. Эти мероприятия явились важным шагом в ориентации европейской политики на поддержку экономик стран "третьего мира"*. Вторая конвенция, подписанная в Лиме в 1980 г., обозначила новый прогресс. Она позволила добиться результатов, которых невозможно было достичь в рамках ЮНКТАД. Так, были устранены различные нетарифные препятствия для развития экспорта ассоциированных стран в ЕЭС. Действие системы СТАБЭКС распространилось на 44 вида продукции. Тем не менее размер финансовой помощи увеличился незначительно, ибо сами европейские страны столкнулись с серьезными трудностями платежного баланса.

Совместная сельскохозяйственная политика

После создания таможенного союза и гармонизации политики в экономической области Римский договор предусматривал на второй стадии полную экономическую интеграцию. Основой для этого процесса стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП)2.

Основания для такого подхода имели историческую подоплеку. Кризис 30-х годов заставил европейские страны создать всевозможные программы поддержки собственного сельского хозяйства: многие из них старались защитить мелкие хозяйства повышением цен на сельскохозяйственную продукцию и посредством политики протекционизма, что привело к искажениям в области ценовой политики в этом секторе экономики и искусственной поддержке жизнедеятельности мелких хозяйств. Либерализация внутриевропейской торговли сельскохозяйствершой продукцией могла бы способствовать сокращению их числа. В политической перспективе подобное положение вещей выглядело абсолютно невозможным. Однако разные уровни цен в аграрной сфере скрывали существование различий в стоимости жизни и в заработной плате. В действительности речь шла об издержках производства, факторе, лежащем в основе всех дискриминационных режимов. Единая сельскохозяйственная политика, гарантируя единообразие цен в Европе, являлась, таким образом, абсолютной необходимостью. С ее помощью можно было удерживать цены на аграрную продукцию на уровне, превышающем мировой. Цель такой политики заключалась в гарантировании удовлетворительного дохода сельскохозяйственному сектору, сопоставимому с другими социально-профессиональными категориями. Упомянутая система предполагала создание системы контроля за импортом сельскохозяйственной продукции из стран "третьего мира" (посредством системы специальных разрешений), а также управление ситуацией собственно на аграрном рынке Сообщества (путем скупки излишков продукции на рынке по гарантированным ценам).

Лишь в 1967 г. после долгих переговоров единая политика Сообщества, основанная на этих принципах, была, наконец, принята". Между тем структура цен была уточнена. Каждый год Сообщество определяло "ориентирующие цены", страхуя доходы аграриям. "Цены интервенции" находились на уровне 5-7% ниже и составляли, таким образом, гарантированный минимум скупки продукции Сообществом. Помимо этого определялись "пороговые цены" на продукцию, импортируемую из третьих стран. Если реальные цены импорта оказывались ниже пороговых, европейским производителям выплачивалась разница. Право таких действий перешло к Сообществу.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [ 79 ] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]