назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [ 78 ] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


78

упала с 74% в 1950 г. до 31,3% в 1967 г. Доля нефти за тот же период выросла с 10 до 51,5%. Структурная политика ЕОУС оказалась полностью искажена. Вместо увеличения производства пришлось беспокоиться о борьбе с перепроизводством, закрывая некоторые шахты и перепрофилируя целые регионы. Переход к оборонительной стратегии нанес значительный ущебр развитию ЕОУС. Из-за постоянных проблем, связанных с угольной промышленностью, экономическая мощь этой организации также оказалась ослаблершой.

В психологическом аспекте, однако, нельзя не признать успешной деятельность ЕОУС. Центр европейской тяжелой промышленности, сконцентрированный в Рурском бассейне. Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн и конфликтов и превратился в место, где развивался процесс сотрудничества и прогресса. Будущее этих регионов выглядело теперь намного оптимистичнее. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также являлись положительным моментом. Процесс международного сотрудничества, порожденный деятельностью этой организации, усилил веру в объединение Европы и открыл путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.

"Европа шести"

Шесть государств - членов ЕОУС (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург) приняли французский план Мейера, предусматривающий создание европейской армии и подписали 27 мая 1952 г. соответствующий договор об образовании Европейского оборонительного сообщества. Эта модель совместной обороны предполагала ведение общей внешней политики и в долговременной перспективе полную политическую интеграцию. С учетом этого было предложено создать Европейское политическое сообщество, в результате чего состоялось бы слияние наднациональных институтов ЕОУС и Европейского оборонительного сообщества. Однако дальнейшего развития не последовало. 30 августа 1954 г. французский парламент отказался ратифицировать создание общей оборонительной системы. Процесс европейского объединения прервался. В 1955 г., чтобы вдохнуть в него жизнь, страны Бенилюкса под эгидой ЕОУС предложили план Бейена, по имени министра иностранных дел Голландии, который представил его в 1952-1953 гг. в целях продвижения процесса экономического объединения Европы. Страны Бенилюкса исходили из следующей посылки: политическое объединение невозможно в ближайшей перспективе, напротив, экономическая интеграция возможна и в состоянии в дальнейшем открыть путь интеграции политической. Во время встречи в Мессине в июне 1955 г. Совет министров Сообщества принял этот план и обязал специально организованный комитет экспертов под председательством Поля Генри Спаака подготовить новые предложения. Приглашенная к сотрудничеству Великобритания отказалась от этого в ноябре 1955 г. Британские делегаты не могли согласиться с точкой зрения, сформулированной другими странами. Для воплощения плана Бейена в жизнь, считали они, не требуется каких-либо специальных институций. Создания простой зоны свободной торговли в рамках ЕОУС было бы более чем достаточно. Представители Великобритании противились также формированию специальной системы защиты европейского сельского хозяйства и были не согласны с концепцией основания наднациональных органов, наделенных реальными полномочиями.

Подготовленным в 1956 г. докладом Спаака намечалось создать общий рынок и учредить сообщество по развитию ядерной энергии. Общий рынок, по мнению Спаака, должен быть создан в три этапа. Прежде всего следовало подготовить к слиянию национальные рынки, для чего необходимо было огранизовать общий таможенный союз, который не только бы устранил пошлины, но и уничтожил бы все количественные ограничения и другие меры нетарифного регулирования



торговли на территории шести государств. Во вторую очередь предусматривалось установление общей политики в области сельского хозяйства и транспорта с одновременной гармонизацией законодательства в других секторах экономики. Третий этап предполагал обеспечение свободы передвижения рабочей силы, капиталов и услуг. Для достижения этих целей предлагалось создать четыре специальных учреждения, два из которых должны были действовать под эгидой ЕОУС.

Дебаты по поводу доклада породили серьезные трения между шестью участниками. Франция требовала принятия специальных мер переходного периода и выступала против внешних тарифов, предложенных странами Бенилюкса, считая их слишком низкими. К тому же она настаивала на том, чтобы партнеры пообещали взять иа себя часть финансовых обязательств по отношению к ее заморским территориям. Пять остальных стран уступили. 25 марта 1957 г. был подписан Римский договор, предусматривающий создание с 1 января 1958 г. ЕЭС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом)**.

"Европа семи"

Между тем Великобритания конкретизировала свои собственные идеи по вопросам экономического сотрудничества. После своего ухода из Комитета Спаака в ноябре 1955 г. она опробовала в рамках ОЕЭС менее стеснительную форму сотрудничества. В январе 1957 г. с ее стороны было предложено создать в Европе зону свободной торговли в области промышленности. Но переговоры по этому вопросу в рамках ОЕЭС затянулись. Франция в конце 1958 г. была в начале кризиса. В сущности, этот вопрос не вызьшал большого интереса из-за создания несколькими месяцами раньше ЕЭС. Великобритания тем не менее продолжала вести переговоры с Норвегией, Швецией, Данией и Австрией, к которым вскоре присоединились Швейцария и Португалия. Переговоры привели к подписанию семью государствами 4 января 1960 г. Стокгольмской конвенции, учредившей Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ)".

Функции ЕАСТ были исключотельно прагматическими и касались только промышленной продукции. За несколькими исключениями, они не затрагивали сельскохозяйственной продукции. Вследствие этого члены организации могли импортировать последнюю со всего мира, например из стран Содружества, по низким ценам, но не имели права реэкспортировать ее в страны, подписавшие соглашение по тем же ценам. Кроме того, отсутствие общего экспортного тарифа на промышленные изделия обязывало указывать страну происхождения по всей номенклатуре продукции, экспортируемой одним из семи государств в другую страну, состоящую в ЕАСТ. Если транзитную продукцию определить было довольно просто, то иначе обстояло дело, когда транзитная продукция подвергалась переработке в стране-члене ЕАСТ. В противоположность ЕЭС институциональная структура ЕАСТ была неразвитой. Договор упоминал лишь об одном учреждении - Совете министров. Правда, предусматривалось создание нескольких постоянных и временных комиссий для разрешения конкретных проблем, таких, как определение места происхождения продукции.

"Европа девяти"

Несмотря на сокращение тарифов в отношениях между Великобританией и ее партнерами и вступление в ЕАСТ других государств - Финляндии, Исландии, Лихтенштейна, Гренландии и Фарельских островов - деятельность ЕАСТ не имела большого успеха. Правительство консерваторов в Великобритании вновь пересмотрело позицию своей страны и начало новые маневры по сближению с "Европой шести". Этому можно найти несколько причин. Во-первых, пошатнулись позиции Великобритании в мире. Империя постепенно разваливалась, ее доля в мировом торго-

Хороший обзор по этой теме см.: Van De Meerssche P. De liuropese.



BOM обороте уменьшалась, статус фунта стерлингов как ключевой валюты поблек, а Содружество лишилось своей первоначальной сплоченности, так что идея многонационального сообщества понемногу теряла свое значение. Неблагоприятной была ситуация и в самой стране. Экономический рост был невысоким, государственные финансы - нестабильными, а инвестиции - вялыми. Наоборот, "Европа шести" испытала значительный экономический рост. Создание "Общего рынка", казалось, имело эффект ускорителя этого процесса, который даже перешагнул рамки ЕЭС. Так, торговый оборот между государствами-членами ЕАСТ и ЕЭС рос быстрее, чем внутри самой зоны свободной торговли*.

Сделав из этого определенные выводы, 31 июля 1961 г. Британский премьер-министр Гарольд МакМиллан представил кандидатуру своей страны для вступления ее в ЕЭС. Таким же образом поступили Дания, Ирландия и Норвегия. Австрия, Швеция, Швейцария и Португалия попросили статус ассоциированных членов. Переговоры затянулись. В январе 1963 г. президент де Голль заявил о своем вето на вступление Великобритании в ЕЭС. В фервале же 1963 г. все переговоры по этому вопросу были прерваны. По мнению де Голля, представители британской стороны, не желая принимать Римское соглашение, каким оно было, выдвигали слишком много различных оговорок. Более того, президент Франции считал преуве-личершым атлантический размах британской политики. Последняя оказывалась недостаточно ориентированной на собственно европейские интересы и грозила пертрубациями развитию европейского блока как в экономическом, так и в политическом плане**. Французы к тому же рассматривали Англию в качестве "троянского коня" США, посредством которого американцы пытались умерить пыл антиамериканской политики, проводившейся Францией в рамках Сообщества.

В 1967 г. премьер-министр лейбористкого правительства Великобритании Гарольд Вильсон представил новую заявку на присоединение к Сообществу. На этот раз англичане предложили лишь некоторые поправки к Римскому соглашению. Однако де Голль снова воспользовался правом вето еще до начала ведения переговоров. По его мнению, экономическая ситуация в Великобритании и позиция фунта стерлингов были слишком неустойчивы, чтобы ЕЭС могло рассматривать вопрос о ее принятии. В ходе Гаагского саммита (1-2 декабря 1969 г.) президент Помпиду снял это вето, учитьшая то, что девальвация фунта стерлинга в конце 1967 г. улучшила финансовую ситуацию в стране. В 1970 г. к переговорам приступило правительство консерваторов под руководством Эдварда Хита (Edward Heath). 22 января 1972 г. Великобритания, Ирландия, Дания и Норвегия стали членами ЕЭС. Эта процедура сопровождалась принятием целого ряда оговорок и мер переходного периода**. Норвегия, однако, покинула Сообщество после того, как большинство населения этой страны на референдуме 26 ноября 1972 г. высказалось против этой акции. Дания и Великобритания вышли из состава ЕАСТ. Таким образом "Европа шести" превратилась в "Европу девяти".

Будути неудовлетворенными условиями присоединения, представители лейбористского правительства Великобритании, пришедшего к власти в 1974 г. и вновь возглавляемого Гарольдом Вильсоном, потребовали их пересмотра. Эксперты лейбористской партии считали, что аграрная политика Сообщества слишком невыгодна

* Кроме этого, доля ЕЭС во внешней торговле каждой из стран ЕАСТ была значительней по сравнению с общей долей других членов зоны "свободной торговли" (см.: Schlogel М. Les relations economiques et fmancieres. P. 114-116.282-283).

Главным поводом для подобных выводов стало заключение между президентом Кеннеди н премьер-министром МакМиллаиом соглашения в Нассау (Багамы, 1962 г.), касающееся военной сферы. Ежегодное сокращение тарифов должно было проходить (начиная с 1 января 1973 г.) в пять этапов (уменьшаясь каждый раз на 20%). Выравнивание общих внешних тарифов начиналось с 1 января 1974 г. и предусматривало четыре фазы. В этом случае разрыв сокращался каждый раз на 25%. Доля Великобритании в бюджете Сообщества постепенно увеличилась с 8.64%в 1973 г. до 19.92% в 1977 г.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [ 78 ] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]