назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [ 76 ] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


76

Свету краткосрочные кредиты"*. Но в скором времени их сумма достигла такой величины, что ситуация казалась безвыходной. Соединенные Штаты понимали, что в случае, если в ближайшее время экономическое восстановление не осуществится, это даст повод Советскому Союзу использовать фактор социального напряжения для распространения своей гегемонии на весь континент. Особое положение в данной ситуации занимала Германия. Здоровая германская экономика могла бы в целом способствовать выздоровлению экономики Европы и отражать угрозу со стороны Советского Союза. Если же СССР отказывался содействовать процессу восстановления народного хозяйства Германии, такие меры нужно было принимать в оккупационных зонах западных союзников. Таким образом, процесс реконструкции экономики Европы оказался полностью интегрирован в общемировую стратегию США. 5 июня 1947 г. Государственный секретарь США генерал Джордж Маршалл представил содержание стратегии своей страны, выступая с речью в Гарварде, Знаменитый план Маршалла появился на свет.

План Маршалла и его значение

Относительно процесса возрождения Европы план Маршалла предполагал временное приостановление действия принципов экономического либерализма. Программа, рассчитанная на четыре года, должна была помочь Европе добиться реальной независимости. Предполагалось сосредоточиться на выполнении следующих задач; модернизации инфраструктуры, увеличения объемов производства (в частности, в ключевых отраслях - металлургии и энергетике), более равномерному географическому распределению тяжелой индустрии, сконцентрированной для этого в зоне Рура, рационализации производства в сельском хозяйстве и легкой промьшт-ленности и, наконец, денежной и финансовой стабилизации. По прошествии четырех лет предусматривалось полное восстановление принципов экономического либерализма. США приняли самое активное участие в реализации этой программы. К услугам европейских стран бьши американский экономический опыт и профессиональные эксперты. Но гораздо более важную роль играло оказание огромной финансовой помощи. Существовавшие и будущие дефициты платежных балансов европейских государств бьши частично покрыты долгосрочными займами Мирового банка, основным вкладчиком капитала которого бьши США. Долги достигли 3 млрд долл. Остаток, куда более важная часть, был погашен США в виде финансовой помощи. Трумэн предложил конгрессу предоставить Европе помощь на сумму в 20 млрд долл. в рамках Закона об экономическом сотрудничестве (Economic Cooperation Act); в итоге он составил 17 млрд долл.

Экономическая помощь по плану Маршалла была предложена всем европейским странам, включая Советский Союз. Основным принципом плана бьшо положение о том, что Европа сама должна взять на себя инициативу его конкретного воплощения в жизнь: странам, заинтересованным в объединении усилий по восстановлению экономики, нужно было выработать согласованную программу. Таким образом, учитьшались бы их взаимные потребности. Другими словами, программа должна была опираться на процесс многосторонней координации и кооперации усилий*. Чтобы придать этому мероприятию европейский характер, план Маршалла предполагал создание Европейской экономической комиссии, ЕЭК (Economic Commission for Europe, ЕСЕ), которая действовала бы как региональное подразделение ООН. Эта комиссия приступила к работе в Женеве в 1947 г., но, в конце концов, не сыграла большой роли. Советский Союз от помощи плана Маршалла отказался и заставил поступить так же страны Восточного блока. Польша и

"* к 15 августа 1947 г. суNtma таких кредитов, выданных Франции, Великобритании, странам Бенилюкса и Италии, достигла уже 7263 млн долл.

Этот элемент ясным образом объяснен Кеннаном, главой "Planning Staff при Министерстве иностранных дел (см.: Кеппап G.F. Memoires. Pt. 1. P. 343).



Чехословакия, вначале согласившиеся, в результате не смогли дать положительный ответ. В качестве реакции на инициативу США Советский Союз 5 октября 1947 г. в Белграде провозгласил создание Коминформа, организации, объединяющей социалистические государства. Чтобы поддержать процесс восстановления в странах Восточного блока, был разработан "план Молотова".

16 государств, находящихся вне сферы влияния Советского Союза, положительно среагировали на план Маршалла. Они созвали в июне 1947 г. специальную конференцию в Париже, чтобы высказать свои соображения. Был организован Комитет экономического восстановления Европы в целях подготовки Парижской конвенции, которая и была подписана 16 апреля 1948 г. теми же 16 странами, так же как и Федеративной Республикой Германии. Так родилась Европейская организация экономического сотрудничества (ЕОЭС), которая сразу стала очень динамичной структурой. Немалую роль сыграли в этом бельгиец Поль Генри Спаак (Paule-Henry Spaak), председатель Совета министров, и француз Роберт Маржолин (Robert Marjolin), выполнявший функции генерального секретаря Исполнительного комитета. ЕОЭС выработала окончательную версию программы восстановления Европы и следила за согласованностью ее положений. Основываясь на этом документе. Комиссия формулировала свои рекомендации по размещению помощи в странах-бенефициарах. Наконец, с ее помощью были учреждены институты, которые способствовали либерализации внутриевропейских расчетов и приданию им многостороннего характера.

Деятельность ЕОЭС представляла собой важный шаг на пути к образованию единой Европы. В ходе переговоров, предшествовавших ее созданию, выявились два различных подхода к ее институциональной структуре". Первый, французского толка, ориентировался на Европу. Он предполагал быструю интеграцию и немедленное установление наднациональной власти в различных сферах. Франция видела в Исполнительном комитете такой наднациональный орган, который располагал бы реальной властью принимать решения. Это точка зрения соотносилась со взглядами федералистов, которые выступали за прочный парламент и правительство федерального типа в Европе будущего. Иные подходы проповедовала Великобритания. По мнению ее представителей. Комитет должен был располагать достаточными для принятия решений полномочиями, однако каждый член этой организации должен был обладать правом вето. Это течение, помимо всего, противоречило предложениям Голландии, стремившейся сформировать в Европе таможенный союз. Позиция Великобритании смыкалась со взглядами "функционалистов", европейского политического движения, которое считало, что федеральный европейский парламент должен обладать, скорее, консультативными, нежели законодательными полномочиями.

Верх одержала британская позиция. Институциональная схема ЕОЭС была создана по "функционалистской" модели. Помимо этого программа восстановления экономики, представленная британским правительством Комитету, была полностью ориентирована на внутреннее развитие и не учитывала интересов общеевропейского развития. Этим она вступала в противоречие с программой Франции, правительство которой модифицировало план Моннэ, также ориентированный на развитие национальной экономики. В расхождении этих подходов следует искать последующее разделение Западной Европы на два лагеря, один из которых поддерживает идею интеграции Европы, а другой противостоит ей.

В ходе реализации плана Маршалла противоречия между Западом и Востоком усиливались. Страны, включенные в план, постепенно формировали западный блок, государства-члены Коминформа - восточный. Собственно, холодная война началась в тот момент, когда западные союзники в одностороннем порядке попытались реконструировать германскую экономику по модели плана Маршалла. После объявления денежной реформы - фундамента реконструкции западногерманской



экономики - Советы объявили блокаду Берлину, которая привела к организации Соединенными Штатами знаменитого воздушного моста, действовавшего с 24 июня 1948 г. по 12 мая 1949 г. Организация Брюссельского соглашения, подписанного в 1948 г. Великобританией, Францией и странами Бенилюкса, претерпела сходное развитие. В 1949 г. она превратилась в НАТО (Организацию Североатлантического договора), к которой присоединились США, Канада, Дания, Норвегия, Португалия, Исландия и Италия.

Атлантическая ось

Перспективы восстановления европейской экономики оказались в опасности из-за инфляции, поразившей США после волны забастовок в 1946-1947 гг., роста стоимости жизни в Европе после неурожая 1947 г. и увеличения цен на сырье вследствие начала корейского конфликта в 1950 г. Несмотря на действие этих неблагоприятных факторов, главную роль в реконструкции европейской экономики сыграли американская финансовая помощь и деятельность ЕОЭС. Результаты первой стадии плана Маршалла (1947-1949 гг.) были блестящи. Повсюду модернизировалась инфраструктура, объемы промышленного производства выросли на 30%, а производительность труда на 10% превзошла уровень, существовавший накануне войны. В ходе следующей стадии (1949-1951 гг.) большее внимание было уделено усилению внутриевропейской кооперации. Именно в указанный период ЕОЭС приняла масштабные меры по либерализации европейской торговли. Система квотирования была радикально сокращена: 50% товаров были немедленно освобождены от этой формы количественного ограничения. Постепенно цифра увеличивалась, достигнув 90%. Оставшиеся 10% подлежали ограничениям временного характера. Речь, безусловно, идет о наиболее спорной номенклатуре товаров. Правило единогласного голосования в ЕОЭС стало причиной этой неполной либерализации. Одновременно, ЕОЭС смогла быстро добиться установления гибкости во внутриевропейских платежах. Созданный в июле 1950 г. Европейский платежный союз организовал денежную систему Западной Европы на базе многостороннего сотрудничества.

На второй стадии планом Маршалла предусматривалось постепенное сокращение помощи. В случае же возникновения дефицита платежного баланса у европейских государств необходимый приток средств должны были обеспечить американские частные инвестиции в экономику Старого Света или его колоний. Однако развязывание конфликта в Корее разрушило эти надежды. Доклад Грея, подготовленный правительством летом 1950 г., рассматривает влияние корейской войны на процесс восстановления экономики в Европе. Он рекомендует продолжение предоставления финансовой помощи Европе еще в течение 3-4 лет не только в целях укрепления процесса возрождения, но и перевооружения запад-ноевропейстких государств.

В начале 50-х годов тема американской политики в Европе стала предметом оживленных дискуссий в администрации". По мнению государственного департамента, помощь со стороны США не должна прекращаться, способствуя подъему европейской экономики. Считалось, что Европа должна оставаться долговременной точкой опоры, и необходимо рассматривать как неизбежное зло факт европейской дискриминации по отношению к американской продукции и доллару. Таким образом, состояние европейской экономики рассматривалось департаментом как факт необычайно важный для американской политики. Здоровая экономика Старого Света является необходимым условием, фундаментом единой, политически сильной Европы, которая может противостоять советской угрозе.

Департамент Казначейства не разделял этой точки зрения. Он полагал, что цель помощи, предоставляемой США европейской экономике, не должна подменять политическую стратегию в рамках холодной войны, но, скорее, облегчать построение либерального мира под руководством США. С этой целью министерство

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [ 76 ] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]