назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [ 75 ] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


75

нией действовавшей еще Системы преференций империи, что способствовало бы расширению общей практики свободной торговли.

Президент Гарри Трумэн предложил созвать под эгидой Экономического и социального Совета ООН международную конференцию в целях создания Международной торговой организации (МТО) (International Trade Organization) и разработки Хартии, определяющей принципы нового либерального мирового порядка. Конференция начала работу в 1947 г. С самого начала здесь столкнулись взгляды сторонников протекционизма и свободной торговли (так называемых "перфекционистов"). Последние требовали немедленного закрепления фундаментальных принципов многосторонней свободы торговли: в частности, сокращения, а затем и полной отмены импортных пошлин, запрещения всех преференциальных систем, существовавших в некоторых государствах, расширения понятия "наиболее благоприятствующей нации" и ликвидации других ограничений торговли. Эти положения вызвали негативную реакцию у представителей европейских государств, ослабленных катастрофическими последствиями мировой войны. Они были не в состоянии сразу отказаться от системы протекционизма. К тому же большинство из них остановило свой выбор на кейнсианской модели полной занятости. Это предусматривало активное вмешательство со стороны государства в экономическую жизнь, противоречащее основным принципам либерализма. Европейские государства отказывались заключать какие-либо соглашения, отменяющие существующие или возможные в будущем преференциальные системы. Принимая во внимание падения курса своей валюты, в 1947 г. Великобритания даже отказалась отменить Систему преференций империи. Тем не менее компромисс, казалось, был найден, и в 1948 г. 53 страны подписали в Гаване упомянутую Хартию. Его окончательная редакция принципиально отличалась от первоначального проекта США: целая серия оговорок выхолащивала, по сути, основу свободы торговли. В связи с этим конгресс США отказался ее ратифицировать, что нанесло окончательный удар по возможности существования МТО и Гаванской хартии.

Одновре 4енно и с большим успехом проходили переговоры по таможенным тарифам. В оябре 1946 года американское правительство объявило, что желает без промедл ;ния начать переговоры по сокращению таможенных пошлин в рамках Соглашения о торговле и вытекающих из него президентских полномочий. В переговорах, проходивших в Женеве, приняли участие 23 страны. В результате было подписано 123 двусторонних торговых соглашения; некоторые из них предусматривали значительное сокращение таможенных пошлин. Благодаря наличию статей "наиболее благоприятствующей нации" эти торговые соглашения заинтересовали государства всего мира. Экономический и Социальный совет ООН, организовавший Женевскую встречу, предложил объединить ее результаты в едином документе. Сюда же были включены и некоторые положения из Хартии. Так родилось ГАТТ.

Протоколом о намерениях, подписанном в 1947 г. 23 странами, предусматривалось использовать это соглашение в рамках МТО, под административным надзором ее автономной комиссии*. МТО так и осталась мертвой буквой, в то время как ГАТТ продолжало свою деятельность. Последняя включала в себя следующие элементы: списки многосторонних тарифных соглашений между кон-трактирующими сторонами, основной свод этических норм по международной торговле и небольшое количество правил, регулирующих порядок проведения будущих встреч и разбора жалоб.

Свод опирался на два основных принципа. Первый, будучи краеугольным камнем, заключался в отказе от проведения дискриминационной политики. Так, например, если страна А сокращала импортные пошлины по отношению к стране Б, все остальные государства, импортирующие товары в страну Б, могли требовать того же. Второе положение касалось уважения к подписанному документу:



стороны обязывались придерживаться этих принципов в заключаемых между собой соглашениях. Документ содержал в себе некоторые оговорки. Прежде всего Протокол о намерениях предусматривал обязательность одобрения его положений легислатурами всех государств-участников. Более того, в некоторых случаях сохранялось положение о наиболее благоприятственной нации. Это относилось к созданию таможенных союзов, зон свободной торговли и к периоду становления этих систем. Если же, в силу определенных обстоятельств (например, трудностей с платежным балансом), какая-либо из сторон не могла выполнить взятых на себя обязательств, она могла требовать отступлений от них на ближайшей встрече участников. В чрезвычайной ситуации такие меры могли быть приняты немедленно.

Генеральный секретариат, заседавший в Женеве, должен был готовить международные встречи по вопросу об импортных пошлинах. Помимо этого, жалобы, затрагивающие непредусмотренные ситуации и нарушение обязательств принятых всеми сторонами, которые и представлял Секретариат, становились предметом обсуждения пленарных заседаний. Последние являлись также форумом для выдвижения новых идей и инициатив. Подобная деятельность оказалась весьма успешной. ГАТТ и его Секретариат постепенно заменили МТО и Гаванскую хартию, которые вскоре сошли на нет. В бО-х годах был принят ряд документов, учитывающих проблемы развивающихся стран. Это придало деятельности соглашения всемирный масштаб. Так, в период переговоров "Токийского раунда" в конце 70-х годов число его участников составило 83 против 23 в 1947 г.; еще 25 стран имели статус наблюдателя.

С 1947 по 1962 г. состоялось 5 серий встреч в рамках ГАТТ (так называемых раундов): в Женеве (1947 г.),. Эннеси (1949 г.). Турку (1950-1951 г.) и еще два раза в Женеве (1955-1956 и 1961-1962 гг.). Последняя встреча получила название "Раунда Диллона" ("Dillon Round"). Во время первой встречи США и Канада пошли на значительное сокращение своих таможенных тарифов, которое сразу сказалось на развитии европейской промышленности. В то же время две эти страны объявили о намерении поддерживать количественные ограничения своего экспорта в Европу. Вследствие этого значение тарифных соглашений было минимальным и направлено, скорее, на будущее развитие этого процесса. С другой стороны, все участники приняли количественные ограничения на импорт, так же как и США сохранили в силе "цены поддержки" в собственном сельском хозяйстве (процедура этого отступления была оформлена в официальном порядке как исключительная мера)2*.

Принятие тарифных соглашений с взаимными уступками продолжалось и на других переговорах. Первоначально они проходили между странами - производителями одного товара, а затем распространились и на другие государства посредством понятия "наиболее благоприятственной нации". Начиная с шестой встречи (известной как раунд Кеннеди), проходившей с 1963 по 1967 г., они уже никогда не ограничивались лишь одной продукцией, взятой индивидуально, а приняли более шрфокий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась отныне в одинаковом процентном соотношении. Это снижение растянулось во времени и происходило путем постепенного "сглаживания" и взаимных уступок. Внимание же седьмой сессии (Токийский раунд, 1973-1980 гг.) сосредоточилось в большей степени на проблеме снятия нетарифных ограничений, нежели на снижении таможенных пошлин.

* Во время первого собрания ГАТТ в Женеве (в 1947 г.) произошло уменьшение тарифа на 54% от всего объема американского импорта, на который они распространялись. В среднем понижение импортных пошлин достигло 35%. Вторая (1949 г.) и третья встречи (1950-1951 гг.) не были столь же успешными (см.: EwansJ.W. The Kennedy Round. Chap. 1).



"Холодная война"

Перипетии, происшедшие на мировой политической сцене по окончании второй мировой войны, оказали сильное воздействие на общую концепцию американской администрации в области торговли. На конференции в Касабланке в январе 1943 г. Уинстон Черчилль потребовал полной и безоговорочной капитуляции Германии, что в результате и произошло в 1945 г. Однако поражение Германии привело к образованию политической пустоты в Центральной Европе и облегчило возможность проведения здесь Советским Союзом экспансионистской политики. Во время проведения конференции в Потсдаме в июле-августе 1945 г., Сталин потребовал, чтобы Германия была подчинена военной администрации стран-союзников. Таким образом, политическое объединение различных оккупационных зон осложнилось. Другим требованием Сталина было проведение демонтажа германской промышленности, так же как это предполагалось американским планом Моргентау. Это привело к ускорению экономического развития Советского Союза и одновременному уменьшению экономической мощи Германии. Так был заложен фундамент для возможности Советским Союзом осуществлять политический контроль за странами Восточной и Центральной Европы.

На Дальнем Востоке безоговорочная капитуляция Японии создала вторую политическую пустоту. Генерал Дуглас Маккартур, Верховный Главнокомандующий силами союзников, несший ответственность за управление страной, решился на проведение глубоких структурных реформ. Он "очистил" администрацию, систему образования и сферу предпринимательства от элементов, находившихся в годы войны в тесных отношениях с руководством страны, провозгласил коренную земельную реформу, ограничил роль Зайбацу и тяжелой промышленности. Одновременно с этим на Японию были возложены тяжелые репарации. Таким образом, влияние последней было сведено к нулю, а зона всего Дальнего Востока открылась для Советского Союза, которые не замедлил расширить сферу своего влияния".

США достаточно быстро осознали, что такое ослабление экономической и политической власти Германии и Японии служит в конечном счете гегемонистским амбициям Советского Союза и ставит под угрозу собственные американские доминирующие позиции. Реакция последовала незамедлительно в форме доктрины Трумэна. 12 марта 1947 года Президент Трумэн, выступая в конгрессе, заявил, что пришло время самым решительным образом положить конец экспансионистской политике СССР. Так была положена основа американской стратегии "сдержи-вания"3*.

Противоборство США и СССР было не единственным фактором, который изменил направление американской политики. Задача экономического возрождения Европы также требовала новых подходов. Процесс реконструкции экономики протекал гораздо медленней, чем это предусматривалось. Европа нуждалась в сырье, оборудовании и товаров длительного пользования из США, однако не имела ни экспортного потенциала, ни необходимого количества валюты для финансирования этих закупок. Наоборот, неурожай 1947 г. вынудил европейские государства пойти на увеличение импорта американской сельхозпродукции, что лишь осложнило проблемы их платежных балансов. Значительную роль играл также фактор огромного торгового дефицита Германии, ставшего результатом негативного отношения союзников к процессу экономического возрождения Германии.

Для вывода Европы из состояния кризиса необходимо было принимать срочные меры. Первоначально США пытались решить проблемы, предоставляя Старому

* Первым, кто использовал эту терминологию, был Дж.Ф.Кеннан, который в своей знаменитой статье, опубликованной в журнале "Foreing Affairs" (июль 1947 г.), писал, что было бы абсурдным делать односторонние уступки Советам, вместо того, чтобы бороться за установление нового мирового порядка под руководством США (см.: Кеппап G.F. Memoires. Pt. 1. P. 354-367).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [ 75 ] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]