назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [ 74 ] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


74

Denton G., Forsyth M., Maclennan M. Economic Planning and Policies. P. 86-91.

" Labour Goverments Economic Record / W. Beckerman, ed. Department of Economic Affairs, The National Plan.

Hollands. Planning Disagreements. P. 138-152.

Archibugi P. Capitalist Planning. P. 53-54.

Podbelski G. Italy: Development and Crisis. P. 149.

Clayes J. Ekonomische groel in Japan; Allen G.C. Japans Economic Expansion. Knooren H. Het Zweeds Economisch Systeem. P. 17.

Ginzberg E. Sweden. P. 160-163. *Cm.: Knooren H. Het Zweeds economisch systeem. P. 47-59. " Lieberman S.Op. cit

Mandel E. Het Laatkapitalisme. Chap. 5. Arndt H.W. Economic Growth. P. 33, 34. Dalton G. Economic Systems and Society. P. 160. Deleeck H. Ongelijkheden in de welwaarstaat P. 185-235. Amdt H.W. Economic Growth. P. 154, 155. Baeck L. De Westerse economie. P. 57. Shonfield A. Western Capitalism. P. 4-7. зЗдгиЛ H.W. Op. cit P. 24-141. Rieesman D. The Lonely Crowd. Galbraith J.K. Lere de Iopulence. P. 132. Capitalism Today / D. Bell. I. Kristol. eds. Mishan EJ. Costs of Economic Growth.

Baeck t. Op. cit P. 110-119. " Marcuse H. One-Dimensional Man.

*Habermas J. Technik und Wissenschaft Althusser L. a.o. Lire Le Capital. Kohr L. Overdeveloped Nations.

3 Schumacher E.F. Small is Beautiful.

Ehrlich P. The Population Bomb. Meadows D.H.. Meadows D.L. Limits to Growth. «/1гт Н.И. Op. citP. 134.

Von Hayek F. The Road to Serfdom.

Friedman M. Capitalism and Freedom; Friedman M.. Friedman R. Free to Choose,

*Markovic M. Van bureaucratie naar zelfbestuur.

"Ruffolo G. Socialist Planning. P. 79. 80; Ruffolo G. a.o. Progretto Socialista. " Archibugi F. A Method of Integrated Planning. " Attali J. La parole et Ioutil.

" PS, PCF, MRG. Programme Commun; Buyse J. Het "Programme Commun".

Ministerio della bilancia e della programmazione economico, Programma Economico.

" The Labours Party, Labours Program.

" Beckerman W. Defense of Economic Growth.



Глава 9

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1. "ПАКС АМЕРИКАНА": КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ЛИБЕРАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Экономический либерализм, идеология которого превалировала в XIX в., не смог остановить развязывание первой мировой войны. Но все равно Европа испытывала ностальгические настроения по тем славным временам, к тому же по окончании военных действий были приняты меры по восстановлению старой системы. В 1925 г. Великобритания возвращается к довоенному золотому паритету. К ней присоединяются и другие государства, хотя некоторые из них меняют соотношения курса собственной валюты по отношению к золоту. В то же время предпринимаются попытки либерализовать мировую торговлю. Однако, они не были слишком успешными, так как старые идеалы смогли бы просуществовать лишь очень недолго.

Начало катастрофической по своим последствиям мировой депрессии 30-х годов ознаменовало окончательный крах этих попыток. В сентябре 1931 г. Великобритания отменяет золотой эталон и заменяет его системой плавающих курсов. Это решение, по сути, означало девальвацию фунта стерлингов и целой группы, "привязанных" к нему валют. Это же решение оказались вынуждены принять несколькими годами позже и США, и некоторые другие государства Западной Европы. На мировой экономической сцене воцарился протекционизм в старой и новой формах. В 1930 г. в США был введен так называемый "Тариф Смута-Хоули" ("Smoot-Hawley Tariff). В результате импортные пошлины выросли в среднем с 38% (в период с 1922 по 1929 г.) до 53% (между 1930 и 1933 гг.). Так же развивалась ситуация и в Европе. Были приняты специальные меры по ограничению импорта: определение квот, введение лицензий на импорт и предоставление субсидий национальным производителям. А в 1932 г. бастион экономического либерализма - Великобритания - принимает решение о введении "Системы преференций империи", согласно которой страны-члены Содружества (Commonwealth) получили преимущества в торговых операциях внутри этой системы.

Тем не менее все это не означало окончательного поражения либерализма. В 1934 г. в США появляются первые признаки его возрождения. В этом году специальным законодательным актом - Соглашением о торговле (US Trade Agreement Act) президенту Франклину Рузвельту было придано право не менее чем на половину сократить импортные пошлины, предусмотренные Законом Смута-Хоули. Новый закон не касался сельхозпродукции и действовал лишь при условии, что страны-партнеры должны также пойти на определенные уступки. К счастью, этот закон оговаривал, что понятие "наиболее благоприятствующей нации" остается в силе, в результате чего преимущества, предоставленные одной стороне, автоматически становились достоянием и других партнеров. Процесс быстро обрел многосторонний характер. Таким образом, упомянутый закон способствовал процессу



постепенного возрождения веры в будущее свободной торговли*. После второй мировой войны полномочия президента распространились уже и на сельскохозяйственную продукцию и стали главным движущим элементом процесса либерализации внешней торговли США. Этот процесс в 30-х годах не затронул Европу и Японию, где протекционизм и неомеркантилизм сохранили свои позиции.

ОБЩАЯ ПЕРСПЕКТИВА ГУЛЯ И РУЗВЕЛЬТА

Выйдя из второй мировой войны в качестве мировой державы США готовы были нести и определенные обязанности, связанные с этим статусом. Они разработали всеобщую систему hoboi о мирового порядка, опирающегося на традиционные либеральные принципы. Кроме некоторых важных отличий, эта система позволила возобновить политику, которую Великобритания проводила между войнами, стремясь восстановить экономический либерализм, преобладавший в XIX в. Некоторые уточнения, внесенные в эту стратегию, позволили придать ей новый импульс после попытки Великобритании восстановить принципы свободной торговли XIX в. в межвоенный период. Таким образом, место "Паке Британия" заступила "Паке Американа". США заботились теперь о том, чтобы все стороны уважали "правила игры", создавая для этого новые институциональные рамки мирового экономического порядка и выступая гарантом гармоничного развития последнего. Создателями этого порядка стали члены президентской команды Рузвельта: государственный секретарь с 1933 по 1944 г. Кордел Гуль (Cordell Hull), секретарь Казначейства с 1934 по 1945 г. Генри Моргентау (Henry Morgenthau Jr.) и его заместитель Гарри Уайт (Harry D. White).

В политическом плане реализация нового мирового порядка была поручена ООН - "старой мечте парламента для человечества"". Во время Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) Рузвельт пошел на серьезные уступки Сталину в вопросах о расширении господства Советского Союза в Европе и Азии взамен на участие России в создании и работе ООН.

В экономическом плане основу нового мирового порядка составили соглашения в области финансов и торговли. В Бреттон-Вудсе (1944 г.) были определены принципы денежной системы. Участники этой конференции сделали выбор в пользу открытости мировой экономики и многосторонней торговли, опиравшуюся на фиксированные обменные курсы и конвертируемость в золото различных национальных валют.

В 1945 г. действие закона 1934 г. (US Trade Agreements Act) было продлено на 3 года с внесением определенных поправок, которые оговаривали возможность заключения новых взаимных соглашений по торговле. В духе устанавливающейся системы свободы торговли президент получал исключительное право снижать импортные пошлины до 50% по сравнению с действовавшими на 1 января 1945 г.* Таким образом, был сделан важный шаг к установлению нового мирового либерального порядка. США использовали свое доминирующее положение в мире для того, чтобы склонить другие страны к проведению аналогичной экономической политики. В июне 1945 г. американская администрация внезапно прекратила выполнение договора по "ленд-лизу", заключенному с Великобританией. Последняя, будучи не в состоянии быстро погасить свои военные долги, вынуждена обратиться с просьбой о предоставлении займа на огромную сумму. Конгресс лишь частично удовлетворил просьбу, но в ответ потребовал постепенной отмены Великобрита-

* В период с 1934 по 1945 г. США заключили двусторонние соглашения с 27 государствами. В результате понижение тарифов затронуло около 64% всей номенклатуры импортируемых товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Таким образом, последние составляли теперь не более 44% базовых ставок тарифа, применяемых в 1934 г. (EwansJW. The Kennedy Round. Chap. 1).

8 Герман Ван дер Bee225

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [ 74 ] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]