назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [ 7 ] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


7

Преграда, поставленная перед ростом издержек, так же как и обильные прибыли, позволяли финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за ее пределами. Промышленная экспансия, развившаяся во время войны, а также быстрый возврат к нормальной стабильной ситуации сыграли главную роль в смене курса внешней политики США. Страна смогла преодолеть свой изоляционизм и утвердить свое экономическое превосходство во всем мире.

На Западе и Северо-Западе Европы возрождение экономики происходило менее гармонично. Главная трудность - инфляция - препятствовала быстрой реконструкции и сулила глубокие изменения в будущем. Жесткий дисбаланс между увеличивающейся денежной массой и по-прежнему ограниченным предложением основных потребительских товаров порождал сильные инфляционные тенденции во всех странах. Денежные реформы были проведены, однако это вовсе не означает, что они осуществлялись с одинаковой быстротой и такой же эффективностью.

Инициатором в этом деле стала Бельгия. В октябре 1944 г., сразу после полного освобождения страны, министр финансов Камилл Гутт (Camille Gutt) осуществил радикальную экономическую реформу. Посредством принудительного обмена банковских билетов и блокировки сберегательных счетов в банках денежное обращение было сведено со 140 до 25 млрд бельгийских франков в банковских билетах и 6 млрд краткосрочных казначейских обязательств*. Заблокированные авуары размораживались в соответствии с темпами роста производства. Сальдо обращалось в долговременные государственные обязательства в форме казначейских сертификатов, которыми могли уплачиваться налоги. Кроме того, строгой регламентации подверглась деятельность банков. В то же время Гутт ослабил процедуру контроля над импортом, чтобы восполнить нехватку товаров, от которой страдала Бельгия. Он смог, таким образом, обратиться к тем внушительным долларовым запасам, которые были накоплены в Бельгии во время войны прежде всего благодаря продаже в США запасов урана и меди из своих африканских колоний и интенсивному использованию в военных целях с сентября 1944 г. порта г. Антверпена, который избежал разрушений. Стабилизационная политика Гутта имела успех, и это во многом способствовало возрождению экономики Бельгии после войны. Другие страны пытались с большим или меньшим успехом скопировать денежную реформу, осуществленную в Бельгии.

В сентябре 1945 г. Голландия осуществила "реформу Лифтинка (Lieftink)". Она была гораздо менее радикальна, чем бельгийская, однако опиралась на более интервенционистскую политику (сюда входили контроль над ценами, предоставление субсидий и продолжение действия карточной системы).

Во Франции министр национальной экономики того времени Пьер Мендес-Франс (Pierre Mendes-France) предложил денежную реформу, скопированную с бельгийской модели, однако де Голль отклонил ее. Он не мог допустить, чтобы дефляционная политика, сопровождающая эту реформу, повлекла за собой в течение двух или трех лет существенное сокращение военных расходов. Де Голль высказался за проект реформы, пронизанный другой философией и разработанный министром финансов Рене Плевеном (Rene J. Pleven). Последний надеялся на то, что возрождение промышленного и сельскохозяйственного производства приведет к восстановлению нормального уровня предложения товаров, до проведения дефляционной политики. Тогда стал бы возможен обмен, не сопровождавшийся частичным блокированием обращения бумажных денег. С излишком же последних должен был бороться специально введенный налог. В действительно же вся масса поступаемых от этого налога средств служила источником финансирования текущих расходов и

Каждый гражданин получал в момент обмена старых купюр сумму в 2000 франков новых билетов, остальное было заблокировано. Депозиты в банках и сберегательных кассах остались доступными лишь на 10%. Остальные средства были заморожены.



при общей недостаточности замещала печатание новых бумажных денег. Как следствие этого предпринятые попытки стабилизировать ситуацию установлением контроля над ценами не смогли предотвратить вспышки инфляции. Принимая во внимание то обстоятельство, что темпы роста цен опережали темпы роста заработной платы, это привело к усилению социальной напряженности, углубившей пессимизм относительно будущего Франции, что в свою очередь вызвало резкий отток капиталов из страны. Осенью 1947 г. новый министр финансов Рене Майер (Rene Mayer) выдвинул план, который порывал с системой фиксированных цен и вводил разнообразные валютные курсы. Политика либерализации была успешной и девальвация франка, которая ее поддержала в 1948 г., снизила до 20% по отношению к 1944 г. официальный курс французского франка, выраженный в золоте и долларах*. План Майера не разрушил полностью ценовые соглашения, но он положил начало решающему этапу борьбы с инфляцией.

Великобритания боролась с инфляцией посредством проведения специфической политики, первоочередная цель которой заключалась в финансировании, насколько это было возможно, военных издержек за счет внешних ресурсов. Сюда входили: доход, полученный по время войны за счет продажи заграничных авуаров; соглашения по ленд-лизу, заключенные в США и Канадой, и накопление стерлинговых активов на заграничных счетах. По окончании войны такая же политика применялась и для финансирования восстановления промышленности. Кроме того. Соединенные Штаты и Канада предоставили долгосрочные займы, в то время как колонии и доминионы продолжали обменивать свои долларовые авуары на стерлинговые балансы. Безусловно, определенные меры по предотвращению инфляции были приняты и на национальной уровне. Лейбористское правительство, пришедшее к власти в июле 1945 г., усилило эту политику. В 1947 г. министр финансов Великобритании Стаффорд Криппс (Stafford Cripps) объявил о начале проведения политики экономии, под которой подразумевалось замораживание зарплаты и доходов и ограничение потребления посредством карточной системы. Кро>!е того, прямые налоги, которые во время войны сильно сократили разницу в доходах различных слоев населения (сжали так называемый "веер доходов"), поддерживались нэ еще высоком уровне. Налоги и строгое нормирование удержали пены Но так как карточная система сохранялась в силе до 1954 г., уровень жизни англичан осгавался низким.

К тому же политика, проводимая Криппсом, оказалась неспособной достигнуть равновесия платежного баланса. Непосредственный контроль над импортом и ограничение экспорта (многие промышленные отрасли принуждались к вывозу определенной части своей продукции), естественно, положительно повлияли на платежный баланс. Но все это было слишком недостаточным, чтобы противостоять удару, последовавшему 15 июля 1947 г. В этот день под американским давлением Великобритания установила полную конвертируемость своей валюты, что сразу направило поток держателей фунтов к доллару и таким образом вынудило правительство уже через две недели временно приостановить свободный обмен cтepлингoв*. Уязвимость платежного баланса Великобритании серьезно мешала нормальному экономическому развитию страны после войны.

Швейцария и другие страны, остававшиеся найтральными, так же встретились с инфляционными тенденциями. Деньги, которые тезаврировались в течение войны, вновь появились в обороте; с другой стороны, государственный долг возрос до

**В 1944 г. курс был установлен на уровне 1 ам. долл. = 43,8 французских франка; после девальвации 1948 г. он установился на уровне 1 ам. долл. = 265,0 французских франка. М.: Сагоп F. Modem France. P. 275, 276, 328.

Американское правительство, которое стремилось как можно быстрее либерализовать мировую торговлю, обеспечивало Великобританию долговременными займами при одном условии: фунт стерлингов должен был стать конвертируемой валютой к концу года (см. гл. 11).



внушительных масштабов. К тому же иностранные капиталы нашли убежище в Швейцарии, тогда как существование коммерческих излишков усилило поступление золота и иностранной валюты. Наконец, нехватка ценностей, которая господствовала во всем мире, способствовала повышению цен в самой Швейцарии. С инфляцией, однако, было покончено использованием комбинации определенных мер, в ряду которых фигурировали быстрое сокращение государственных расходов и предоставление субсидий для компенсации роста цен. Таким образом удалось стабилизировать швейцарскую валюту по отношению к доллару на основе довоенного паритета, из чего финансовый сектор извлек немало прибыли. В других странах, прежде всего в Австрии, Швеции, Норвегии и Дании, были приняты аналогичные меры для преодоления инфляции*.

Самые большие трудности при проведении денежной реформы в короткие сроки испытали побежденные страны. В течение первых послевоенных лет большинство из них подверглись гиперинфляции. В Германии, где больше всего опасались повторения гиперинфляции конца 20-х, деньги фактически потеряли всю свою покупательную способность, в результате чего некоторые товары (прежде всего сигареты) стали важнейшим средством обмена. Япония испытывала сильный бюджетный дефицит, который правительство покрывало за счет печатания необеспеченных денег, что привело к галопирующей инфляции в 1946-1947 гг. Оптовые цены возросли с 1945 по 1951 г. практически в 100 раз. В Италии за тот же период они увеличились в 26 раз, в Греции - в 110. Гиперинфляция также причинила значительный ущерб экономикам Румьшии и Венгрии.

В 1946 г. американские власти предложили Совету по управлению Берлина детально разработанный план проведения денежной реформы. Однако из-за противодействия советской стороны он оказался мертворожденным. Тогда 20 июня 1948 г. инстанции, контролирующие три западные оккупационные зоны, осуществили заранее спланированную денежную реформу. Ее задачей было сведение денежного обращения и банковских депозитов со 130 млрд рейхсмарок (RM) к итоговой сумме в 2-3 млрд дойчемарок (DM). Предпочтение было отдано дифференцированному обмену. Каждый гражданин мог сразу поменять 40 старых марок на новые по курсу один к одному. Остальная масса денег, находящихся в обращении, а также банковские вклады, переводимые на новые счета, переоценивались по курсу 10 рейхсмарок за 1 дойчемарку. При этом 30% всей суммы, находившейся на каждом счете, были временно заморожены"*. Первое время после проведенного обмена все предприятия могли обменивать дополнительные суммы по курсу один к одному, если только это позволяли выплаты по зарплате. Последней из принятых мер являлось аннулирование каких бы то ни было государственных обязательств.

Несмотря на то что денежная реформа оказала действенное влияние на сокращение гиперинфляции, она тем не менее подверглась жесткой критике прежде всего за неблагоприятные последствия, сказавшиеся в сфере банковского кредита. Ликвидация государственных обязательств стала тяжелым препятствием для коммерческих банков. С этим обстоятельством боролись посредством введения в оборот долговых обязательств федеративных единиц республики - земель (Lander), что могло бы способствовать увеличению банковских активов. Но так как в то время банковские счета частных лиц и предпррштий были еще частично блокированы, это сверх меры стимулировало банковский кредит. И, видимо, послужило главной причиной нового всплеска инфляции, которая достигла во второй половине 1948 г. 10%. Поэтому в ноябре того же года были приняты новые меры для обуздания

"*! октября 1948 г. было решено аннулировать эти суммы на 70%. Что касается остальных 30%, то 20% из иих были освобождены, 10% по-прежнему были заблокированы на счетах. Таким образом, курс обмена составил уже не 10 RM = 1 DM, а 10 RM = 0,6 DM.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [ 7 ] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]