назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


65

Еще более очевидный пример неолиберальной модели развития представляла собой ФРГ. Но таким образом можно характеризовать лишь первый период развития этой страны. Постепенно здесь возобладала тенденция планирования и концентрации усилий".

Первые послевоенные годы были отмечены реакцией на тот дирижизм, который был характерен для периода правления нацистов. Структурная политика того периода опиралась на теории школы Фрибурга, в особенности на принцип Вальтера Экена (Walter Eucken), согласно которому основной задачей правительства являлось обеспечение свободы игры рыночных сил". Одновременно получили влияние идеи Карла Цвинга (Karl Zwing) о привлечении работников к процессу управления предприятием. Людвиг Эрхард, министр экономики западногерманских земель, строил свою структурную политику на базе принципов социально-рьшочной экономики. Основными ее принципами были: устранение картелей, денационализация, участие работников в управлении предприятиями. Под влиянием антитрестовской политики произошла трансформация крупных банков ("Дойче Банк", "Дрезднер Банк", "Коммерцбанк") в региональные банки, меньшие по размерам. Этот же процесс коснулся и крупных промышленных предприятий "Ферайн Стальверке", "Крупп", "Клокнер", "Флик", "Xetu", "Отто Вольф" и "И.Г. Фарбен". Так, "Ферайн Стальверке", который в свое время обеспечивал около 40% германского производства стали, был разделен на 13 металлургических и 9 горнопромышленных компаний. Правительство та1сже ставило себе целью поддерживать малые и средние по размерам фирмы и отстаивать позиции держателей мелких пакетов акций крупных акционерных обществ (Mittelstandpolitik). После денежной реформы 1948 г. стала проводиться строжайшая монетарная политика. Предпринятые в этом же и в 1953 гг. меры по уменьшению налога на прибыль и на акционерные компании также объясняются неолиберальной ориентацией политики правительства.

После войны германский законодатель был также весьма активен в области обеспечения участия работников в управлении предприятиями. В частности, с 1947 г. некоторые Земли (Lander) приняли законы о так называемой "демократизации экономики". В Руре такая система вступила в действие в том же 1947 г. В 1951 г. бундестаг принял такое законодательство на федеральном уровне применительно к угольной и сталелитейной отраслям промышленности. Пять из одиннадцати мест в наблюдательных советах на предприятиях этих отраслей были закреплены за представителями работников, а один из них занимал место непосредственно в правлении наряду с техническими и финансовыми директорами. Денационализация предприятий была организована так, чтобы облегчить участие работников. В частности, при денационализации таких крупных компаний, как "Пройсаг" (1959 г.), "Фольксваген" (1961 г.) и "Феба" (1965 г.) наименее оплачиваемым работникам были предоставлены скидки при покупке акций".

Несмотря на то что вначале эта политика, пронизанная неолиберальной идеологией, выглядела впечатляющей, впоследствии оказалось, что она слабо увязана с практикой. Ввиду того что страна нуждалась в реконструкции и использовании возможностей плана Маршалла, вмешательство государства в экономическую жизнь было, по крайней мере, желательным. В то же время традиции дирижизма нацистского периода сохранили свое влияние в корпоративистских и иерархических структурах экономической жизни. В этом отношении хорошим примером является создание в 1949 г. БДИ - Федеральной организации германской промышленности (Bundesverband der Deutschen Industrie). Она объединила 39 национальных промышленных федераций, подразделявшихся на базовые и вторичные сектора, одновременно являлась центром статистических данных для правительства и предприятий, а та1сже важным координирующим органом как для правительства, так и для профсоюзов".



Что же касается политики денационализации и антитрестовской политики, некоторые ее коррективы также оказались необходимыми. Прежде всего iie надо забывать, что государственный сектор занимает весьма важное место в экономике ФРГ. В бО-х годах федеральное правительство контролировало не менее 40% всей добычи каменного угля и руды, 62% производства электроэнергии, 72% - алюминия, 62% - банковских учреждений, а также деятельность Центр)ального (Занка. Более того, за счет участия в холдингах под контролем государства оказалась деятельность целой группы частных компаний.

Принятое в 1952 г. банковское законодательство отменило принцип дскон-центрации применительно к крупным банкам. А в результате десятилеп!нх сложных переговоров был, наконец, принят закон об антимонопольной политике, в рамках которого предусматривались всевозможные исключения по просьбам БДИ. В действительности начиная с 60-х годов процесс промышленной концентрации принял широкий размах главным образом из-за усиления конкуренп,ии во всем мтре и, в частности, в рамках самого Европейского сообщества. Отношение государства к олигополитическим тенденциям в химической, металлургической, да и других отраслях стало все более примирительным*. Помимо этого, были приняты дискриминационные меры в рамках Mittelstandspolitik в пользу малых и средних предприятий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Эти мероприятия шли вразрез с принципами неолиберализма, согласно которым экономическая политика правительства должна подчиняться законам рьшка и быть однородной во всех секторах экономики.

Принцип планирования та1сже противоречил первоначально принятой на вооружение неолиберальной ориентации. Процесс концентрации производства в Германии, безусловно, облегчил возможность долговременного планирования. В стране, где существовала долгая и солидная традиция образования картелей, отрасли, в наибольшей степени затронутые ее влиянием, - каменноугольная и сталеплавильная - незамедлительно подключились к системе многосторонних соглашений в области долговременных инвестиций.

Процесс планирования охватывал не только находившиеся в состоянии заката отрасли. "Байер", "Хёхст" и "Сименс", например, принадлежавшие к бурно развивающимся секторам химической и электронной промышлешюсти, также составляли программы долгосрочного инвестирования на основе прогнозов. Частные институты (как, например. Институт статистики БДИ) публиковали ежегодно экономические прогнозы для сведения компаний, разрабатывающих собственную стратегию инвестиций. Введению начал планирования в деятельность частных компаний в немалой степени способствовали германские банки". Здесь также имелась давняя традиция контроля за деятельностью частных компаний и большой опыт координации управления и промышленного инвестирования. Банки играли очень важную роль в наблюдательных советах крупных промышленных предприятий. Большинство частных акционеров доверяли им свои права голосования на общих собраниях. Таким образом, банки получали возможность полностью контролировать состав наблюдательных советов. Более того, система делегирования голосов позволяла некоторым банкам осуществлять контроль за деятельностью таких советов в paжax целой отрасли. Так, например, произошло с "Дойче Банком" в металлургии.

В свою очередь усилилось и влияние государства в области планирования деятельности крупных предприятий. В рамках осуществления плана Маршалла федеральное правительство создало Банк реконструкции (Kreditanstalt fur Wiederaufbau), который по определенному плану оказывал финансовую помощь коммерческим банкам и крупным предприятиям. В 1952 г. то же федеральное правительство обязало все предприятия предоставить ему заем на восстановление экономики, которое осуществлялось за счет программы инвестиций в определенные ключевые отрасли. В 1961 г. Банк реконструкции превратился в постоянный институт,



который, по указам правительства, финансировал долговременные инвестиционные программы развития тех отраслей, регионов и предприятий, в которые отказывались вкладывать средства другие банки**.

В плане конъюнктурной политики государство также постепенно отклонялось от неолиберальной парадигмы. Сразу после проведения финансовой реформы 1948 г. применялась ортодоксальная политика. Когда, в силу некоторых обстоятельств**, в бюджет поступали избыточные средства, они не расходовались, а резервировались. Монетарные инструменты, которыми располагал "Бундесбанк", использовались лишь в целях антициклической политики. К тому же в условиях наверстывания в развитии внутреннего потребления и значительного роста экспорта регулировать спрос было не нужно. Но ортодоксальная направленность конъюнктурной политики первых послевоенных лет не получила дальнейшего развития. В 50-х годах правительство решило направить избыток бюджетных средств на расширение системы социальной защиты и создание общественных служб. В числе таких принятых мер было повышение пенсий и защита окружающей среды. Начиная с рецессии 1958 г., Людвиг Эрхард окончательно склоняется к проведению бюджетной политики в кейнсианском духе. В 1961 г. правительство даже принимает решение об осуществлении фискальных мер по регулированию спроса до обсуждения этого вопроса парламентом. Назначение же в конце 1966 г. Карла Шиллера на пост министра экономики ознаменовало окончательную победу кейнсианской конъюнктурной политики. Окончательную форму политике, направленной на обеспечение стабильности и экономического роста придало принятие в июне 1967 г. специального закона. Он предусматривал использование фискальной политики и бюджетного дефицита для воздействия на конъюнктурные циклы. Был создан Комитет конъюнктурной политики (Konjunkturrat) и специальный фонд. Более того, федеральное правительство и правительства земель должны были планировать на пять лет свою бюджетную политику и программы инвестирования капитала. В законе также содержалась серия директив относительно управления денежной массой и общего спроса посредством механизмов монетарной политики.

Закон 1967 г. окончательно привел к утверждению в Германии принципов "New Economics". Он имел еще большие последствия, так как предусматривал интеграцию средне- и долгосрочного планирования в систему правительственной политики. Еще будучи министром экономики, Людвиг Эрхард в 1957 г. выдвинул идею создания Комитета экономических советников для разработки стратегии такого планирования. Однако эта инициатива натолкнулась на вето канцлера Аденауэра. Став в свою очередь канцлером, Эрхард все же реализовал эту идею, образовав в 1963 г. Комитет экономических экспертов. Имея доступ к официальным документам, комитет обрел полную независимость. Его задачей стало ежегодное установление связи между темпами экономического роста прошлого, настоящего и будущего периодов. Им же готовились предложения правительству по проведению будущей конъюнктурной и структурной политики. Упомянутый уже закон 1967 г. предусматривал интеграцию деятельности Комитета экспертов в рамки новой интервенционистской политики государства. Помимо пятилетних бюджетных прогнозов, которые были обязаны готовить федеральное правительство и правительства земель, первое должно было ежегодно публиковать общие экономические прогнозы и учитьшать их при разработке монетарной и бюджетной политики на указанный период. Советы Комитета экономических экспертов играли в этом отношении огромную роль. Другим важным элементом стало использование практики планирования доходов. С этой целью был учрежден

**Оккупационные власти отклонили просьбу Германии о сокращении подоходного налога на физических лиц, а также на компании. Отсутствие военных расходов также оказывало благоприятное влияние на состояние бюджета.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]