назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


63

обладатели рабочей силы. Помимо этого, расширение вмешательства государства и принятие им дискриминационных мер на уровне предприятий и отраслей натолкнулось на сопротивление чиновников. Как бы там ни было, система психологического планирования оказала некоторое благотворное влияние на экономический рост. Правительство постепенно высвобождало необходимые ресурсы для стимулирования технологических инноваций. В 1965 г. был принят Закон о науке и технологии, а в 1968 г. - Закон об индустриальном развитии. Были созданы новые коммерческие учебные заведения для подготовки современных руководителей предприятий, "нацеленные" на экономический рост. Особое внимание в этом плане было уделено профессиональному образованию и программам вторичного использования уже отработанных материаловЗ*.

Итальянский вариант смешанной экономики также ориентировался на новоэтатистскую модель. Основные ее элементы создало еще правительство Муссолини. По его настоянию итальянские банки должны были принимать участие в предприятиях, чтобы ликвидировать их долги и регулярно покупать акции последних на бирже для поддержания курса. Таким образом, банки установили контроль над испытывающими трудности предприятиями, но в результате вскоре сами столкнулись с финансовыми проблемами. Государство вынуждено было вмешаться, чтобы спасти их от краха. Как уже отмечалось в этой главе, в 1933 г. при поддержке правительства был создан Институт промышленной реконструкции -Instituto per la Riconstruzione Industriale (в дальнейшем - Институт). Он обеспечивал ликвидность акций тех предприятий, в которых принимали участие банки. В результате Институт установил контроль над деятельностью около 120 предприятий с 280 тыс. наемных работников.

После второй мировой войны Институт превратился в достаточно эффективный государственный холдинг, получивший определенную независимость от правительства с быстрорастущей координирующей ролью. Этому способствовала необходимость осуществления политики быстрой реконструкции на Севере страны и экономического развития на отсталом Юге. Институт стал, таким образом, крупнейшим в стране нанимателем рабочей силы, полностью осознавая свою ответственность в сфере промышленности. Он проводил исключительно динамичную политику, основанную на быстром промышленном росте, который финансировался за счет реинвестирования прибылей и выпуска облигаций. Институт стремился поддерживать уровень занятости на контролируемых им предприятиях ие за счет консервативных мер, но благодаря использованию технологий, экономящих рабочую силу. Этому давалось следующее обоснование: технологический прогресс увеличивает спрос на продукцию со скоростью, способной компенсировать технологическую безработицу и создать новые рабочие места.

В начале своей деятельности Институт предполагал, что проводимая им политика позволит расширить экспортные возможности страны. Развивая экспорт, удастся увеличить и импорт необходимого сырья и энергоресурсов, а также привлечь иностранные капиталы. Когда же экспорт сможет достичь уровня, достаточного для покрытия внутренних потребностей в завозимом сырье, можно будет сконцентрировать основные усилия на стимулировании внутреннего спроса за счет повышения уровня благосостояния населения. Институт также надеялся на то, что проводимая им динамичная политика благотворно повлияет и на другие отрасли экономики. Это и произошло. Успех Института произвел гораздо более важный эффект на само правительство. Последнее пошло на создание других подобных холдингов. Самым динамичным из них был ЭНИ (Ente Nazionale Idrocarburi), организованный в 1953 г. для рационального использования энергоресурсов (в особенности газа и нефти) в ходе индустриализации страны. К 1960 г. ЭНИ кон-тролировал уже более 200 предприятий. Управлялся он Энрико Маттеи (Enrico Mattel) - личностью незаурядной, этаким современным кондотьером, который до



своей смерти в 1962 г. смог создать из ЭНИ гигантское предприятие с международным размахом деятельности.

И Институт, и ЭНИ оказались тесно связанными с планируюпщми органами. Сразу после войны премьер-министр Альсид де Гаспери (Alcide de Gasperi) призвал страну к обновлению (Risorgimento), чтобы преодолеть последствия поражения, разрушение экономики, перенаселение и бедность посредством экономического роста. Первоначальный импульс промышленному планированию придал план Маршалла. Продолжение последовало в августе 1950 г., когда был опубликован десятилетний план экономического развития Италии, финансируемый "Касса пер ил Меододжорно" (Cassa per il Mezzogiorno), государственной организацией, созданной именно для этих целей. В том же году была осуществлена земельная реформа. Произошло, в частности, разукрупнение огромных и неэффективных земельных владений на Юге страны, сделавшее возможным реализацию планов по модернизации сельского хозяйства"*. В конечном итоге экономическое планирование развилось главным образом в крупных государственных холдингах. Их развитие в течение долгого времени опиралось на стратегию долгосрочного инвестирования. В результате они накопили значительный опыт в этой области. Одна из задач холдингов заключалась в улучшении промышленного развития Юга страны за счет крупных программ инвестирования сначала в химическую промышленность, затем в нефтехимию, сталелитейную и другие промышленные отрасли**.

Планирование и индустриальное развитие холдингов не были бы успешными, если бы не поддержка государства и банковского сектора. Управляющий Центральным банком (Вапса dltalia) был единственным постоянным членом межведомственной комиссии по финансам - государственного органа, который осуществлял контроль за вьшуском предприятиями акций и облигаций. Разрешение этой комиссии требовалось на все, превышающие определенную сумму банковские кредиты предприятиям. Сам Центральный банк непосредственно контролировал значительную часть кратковременных кредитов, используя механизм переучета. Помимо этого он обладал правом наблюдателя в большинстве национализированных или контролируемых государством банков. Таким образом, речь шла об очень влиятельном институте. Несмотря на наличие очевидных его связей с правительством, банк сохранил определенную степень независимости и влияния, которые использовал для выработки стратегии долговременного промышленного развития. В свою очередь он предоставил достаточную свободу коммерческим банкам в деле осуществления их политики инвестирования. Однако Центральный банк настаивал на том, чтобы банки шли в русле проводимой им антициклической политики и выполняли его директивы в периоды перегрева экономики или в моменты, когда ей угрожал кризис.

Четвертым и последним типичным примером страны, прибегнувшей к неоэтатистской системе планирования, являлась Япония*. И хотя последняя не обладала в отличие от трех предыдущих примеров развитым национализированным сектором, влияние государства и экономическое планироване приобрели здесь исключительно большое значение. Японская модель имела структурную и конъюнктурную направленность. Ее происхождение связывают с деятельностью администрации Верховного совета союзных держав и послевоенной реконструкцией.

"* Эта земельная реформа часто является предметом жесткой критики. Многие специалисты полагают, что одни латифундии были заменены другими, еще большими, в результате "сельское хозяйство выживания", бытовавшее здесь, еще более усилило состояние бедности Юга страны по сравнению с Севером. Тем не менее невозможно отрицать, что эта реформа имела важные последствия в социально-психологическом плане на аграрное население Юга страны (см.: DAragona C.G. Land Reform in Italy. P. 12-20).

Общую характеристику развития можно иайти в: Jequier N. Le defi industriel japonais; Komiya O. Growth in Japan.



Устранение господства кланов Зайбацу, выполненное оккупационной администрацией, предоставило возможность правительству страны установить контроль над промышленностью. Сопоставимые последствия имела и земельная реформа, в результате которой из 48% пахотных земель, принадлежавших крупным помещикам, у них осталось лишь 8%. Это опять-таки привело к усилению влияния государства на аграрный сектор.

В первое время конкретные результаты экономического планирования не слишком обнадеживали. В основном это объяснялось недостатком ресурсов, необходимых для реконструкции экономики после разрушений второй мировой войны. Развитие конфликта в Корее коренным образом изменило ситуацию. США пересмотрели свое отношение к восстановлению экономики Японии. Помимо этого, американские войска использовали эту страну как основной перевалочный пункт и базу обеспечения, что привело к притоку сюда валюты"". В результате у правительства теперь появились необходимые средства для проведения п.лановой структурной политики. В 1955 г. было создано Агентство национального планирования. Главными его задачами были: составление прогноза относительно будущего развития экономики, определение необходимых темпов экономического роста и разработка программ долгосрочного инвестирования. В период с 1955 по 1977 г. было разработано и реализовано не менее семи индикативных планов".

В промышленности приоритеты структурной политики правительства были отданы производству в ключевых отраслях: сталелитейной, химической, цветных металлов, нефтяной и судостроении. С конца 50-х годов основные усилия концентрируются на рационализации металлургического производства, а также на создании и развитии нефтехимии. В то же время, поощряя слияние компаний и образование картелей, правительство способствовало развитию "масштабной экономики"з*. Экспорт стал также очень важным элементом экономической политики. Японский вариант роста на основе развития экспорта опирался не на понижение курса национальной валюты, а на целую гамму материальных благ, предоставляемых правительством компаниям-экспортерам. Япония также присоединилась к нескольким международным организациям: в 1963 г. - к МВФ, в 1964 г. - к ОЭСР, в 1970 г. - к Банку международных расчетов. Были установлены связи со странами Восточного блока и Китаем". Наконец, японское правительство проводило активную политику в области промышленных исследований и инноваций", инициатором которой являлось Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ). Последнее, кроме того, стимулировало и организовывало импорт иностранных технологий. Оно всячески стремилось воспрепятствовать образованию монополий в промышленности. Так, ни одно предприятие не имело права закупать зарубежный патент, если другие компании не могли этого сделать. Министерство та1сже проявляло самостоятельную активность в применении и развитии импортированных технологий. Им же осуществлялся непосредственный контроль за экспортом и импортом конечной продукции. Закупка некоторой продукции разрешалась лишь при условии, что импортер обязуется экспортировать соответствующее количество товаров (так называемая "система связей" ("link system"). МИТИ начинало со стимулирования импорта технологий для реконструкции базовых отраслей, но постепенно все больше внимания уделяло развитию экспортных отраслей, сначала тради1Щонных, а затем ядерной энергетики и электроники.

Эффект системы планирования структурного развития японской промышленности усилился за счет воскрешения Зайбацу. Это были группы "Мицуи", "Мицубиси" и "Симиното", к которым присоединились новые компании "Сони" и "Хонда". В политическом плане Зайбацу не смогли вернуть прежнего влияния, но

Ослабление антимонопольного законодательства в целях рационализации и развития "масштабной экономики" описано в: Ca\es R , Vecusa М. Industrial Organization. P. 482-489.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]