назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


61

теперь дублированная статическая эффективность дополнялась динаминеским измерением, что выражалось в возможности государством регулировать долгофоч-ные инвестиции и применять сфатегию планирования для оптимизации экономического роста. В результате значение смешанной экономики поднялось на новый, более высокий уровень. Экономический рост как таковой стал постоянной задачей правительства, превратившись в одну из составляющих его политики.

К концу 50-х годов сфатегия ускорения экономического роста стала играть главную роль, оттеснив на второй план антициклическую статическую политику. Западные экономики не испытывали со времен второй мировой войны депрессион-ных состояний и обспечивали полную занятость. Таким образом, борьба с этими явлениями утратила былую остроту. Упомянутые уже инсфументы наладки и подстройки сводили к минимуму влияние конъюнктурных колебаний. Внимание теперь могло конценфироваться на обеспечении полной занятости в будущем, что фебовало осуществления сфуктурной политики, для того чтобы и в долгофочной перспективе темпы экономического роста были достаточными". Государство гарантировало технологический професс, обязуясь кошролировать фундаментальные и прикладные исследования на фанице технологического знания. Оно оказывалось полностью осведомленным и об уфозе рабочей силе со стороны новых профес-сивных технологий. То же правительство заботилось и о замене устаревших отраслей новыми, динамичными. В целом же, как мы видим, роль государства не сводилась лишь к непосредственному стимулированию роста. На его плечи ложилось также обязательство усфанить префады на пути такого долговременного развития.

Вместе с задачей обеспечения экономического роста перед правительством также неотвратимо встала проблема распределения его плодов. Каждая из сторон должна была получить свою часть "пирога". Используя механизмы прямого и косвенного влияния, власти начали "поправлять" распределение доходов пофедством фансфертных платежей. Одновременно они развивали сеть общественных служб: коммунальное жилье, образование, социальную защиту и инфрасфуктуру. Были также приняты законы о фиксированном минимуме заработной платы, введен налог на наследованное имущество, расширивший права самих наследников, установлена профессивная шкала налогообложения прибыли

Что касается обеспечения экономического роста и распределения доходов, здесь в своей деятельности правительства уже заходили за пределы возможностей государственного вмешательства, предусмофенные кейнсианской теорией. Проявились, таким образом, новые аспекты смешанной экономики, что позволяет неверным считать ее только лишь как следствие кейнсианской революции. Динамика развития в 50-х годах придала смешанной экономике дополнительный импульс, что изначально не предусмафивалось.

НЕОЭГАТИСТСКИЙ ВАРИАНТ

Становление смешанной экономики на Западе вовсе не происходило по единой схеме. Некоторые сфаны, не колеблясь, выбрали неоэтатистскую модель. Другие первоначально ориентировались на неолиберальную идеологию. Третьи предпочли акцентировать внимание на согласовании и социальном планировании. В первой группе несомненным лидером была Франция. Здесь прежде всего развернулся процесс национализации. Еще со времен межвоенного периода Франция имела фа-дицию создания компаний со смешанным капиталом и опыт национализации частных предприятий. Во время войны участники Сопротивления вынашивали идеи радикальных реформ. С наступлением мира пришло время воплотить их в жизнь. Это удалось сделать в 1945 г. правительству де Голля, в котором участвовали социалистическая и коммунистическая партии. В результате под прямой коотроль госу-



дарства перешли энергоресурсы (электричество, газ и уголь), сферы страхования (32 компании) и финансов (4 самых больших депозитных банка)"* и еще несколько крупных фирм ("Рено", "Берлие" и "Эйр Франс"). Все это составляло 1/5 общих производственных мощностей*.

Социалистическая и коммунистическая партии намеревались продолжить этот процесс, но последующие правительства 1947 и 1949 гг. решили по-другому. Как бы там ни было, управление национализированными предприятиями осуществляло вовсе не государство (иными словами, бюрократия). Наоборот, большинство из перешедших под государственный контроль компаний сохранили свою автономию, а их директорат остался на своих местах". И тем не менее, несмотря на маргинальный характер прямого влияния, государство решающим образом воздействовало на развитие промышленности Франции. Так, в энергетике (единственном национализированном секторе, полностью интегрированном в процесс централизованного планирования) инвестиции приняли гораздо больший масштаб. Политика управления многочисленными предприятиями, существовавшими в этой отрасли до второй мировой войны, координировалась теперь на национальном уровне*. В финансовом секторе национализированные банки постепенно привыкали к указаниям правительства предоставлять займы промышленным предприятиям, т.е. там, где обычно ранее никто не мог давать такие советы*. В фабричной промышленности национализированные компании составили вызов частным фирмам, стимулируя тем самым их деятельность.

Краеугольным камнем французской модели смешанной экономики стало государственное планирование. В первоначальной стадии развития она опиралась на План модернизации и оборудования, пущенный в действие в 1945 г. Жаном Моннэ с целью поддержать процесс национальной реконструкции". Подобно многим из своих соотечественников Моннэ был убежден, что французская экономика оставалась в стороне от общемирового развития. Он объяснял это явление в первую очередь влиянием консервативной структуры предприятий, ориентированных на семейную производственную единицу. Моннэ и другие исходили из простого постулата: технологический прогресс и выгоды масштабного производства могут быть реализованы лишь на крупных прибыльных предприятиях, обладавших в некоторых случаях монопольными позициями. Эта концепция противоречила правительственному постановлению от 30 июня 1945 г., предусматривавшего развитие конкуренции. С принятием в 1946 г. плана Моннэ правительство изменило свою стратегию. Оно способствовало инвестициям и производству в частном секторе, осуществляя активное вмешательство и поддерживая усиление кооперации.

Первый четьфехлетний план Франции должен был охватить период с середины 1946 до середины 1950 г., но был продлен до 1952 г., совпав, таким образом, с окончанием сроков действия плана Маршалла. Он ориентировался на модель нестабильного роста. Пофедством этого плана государство сконцентрировало свои усилия на развитии шести базовых отраслей: угольной, сталелитейной, цементной, энергетике, транспорте и изготовлении сельскохозяйственных машин. В последующем сюда добавились производства горючего и азотных удобрений. Приоритет был отдан отраслям, играющим ключевую роль в переориентации промышленной структуры. Совершенно сознательно игнорировались интересы сектора потребительских благ. Идея заключалась в продвижении инноваций в промышленность и

* Это были Лионский кредит (Credit Lyonnais), Генеральное общество (Societe Generale). На1Ц10нальный учетный банк (Comptoir National de IEscompte). На1Ц10нальный банк для торговли и промышленности (Banque Nationale pour la Commerce et Ilndustrie).

* В начале 60-х годов ставка гфоцента у 80% от всех кредитовавшихся в этой отрасли предгфиятий была ниже рыночной. См.: Chazel А., PoyetH., LEconomie mixte. P. 102.



ликвидации "узких мест" со стороны предложения. Это объяснимо, когда речь идет о развитии новой промышленной структуры.

Данный план был разработан Генеральным комиссариатом планирования, который состоял из нескольких чиновников высокого ранга, напрямую подчиненных премьер-министру, но одновременно сотрудничавших с министерством финансов. В основу его была положена экононютрическая модель, впервые успешно использовавшая технику таблиц "затраты-выхвд" Василия Леонтьева. Комиссариат планирования получил эти данные от национальных статистических служб. Через комитеты по модернизации, оказавшиеся достаточно эффективным органом, в котором были представлены чиновники, промышленники, профсоюзные деятели и независимые эксперты, Комиссариат поддерживал связь с многочисленными кругами руководителей, рабочих и аграриев. Выполняя стратегические функции, Комиссариат составлял прогнозы экономического развития, предназначенные для правительства и частного сектора, что уменьшало степень риска при принятии важных решений. Это также способствовало оптимальному распределению ресурсов, созданию эффективной структуры социального взаимодействия и пониманию экономических явлений широкими слоями населенияз.

Второй план (1954-1957 гг.) остался верен принципам нестабильного роста. Приоритеты опять-таки были отданы нескольким ключевым отраслям, состав которых, тем не менее, претерпел некоторые изменения. В 1952 г. была создана Парламентская комиссия отчетов и национальных экономических бюджетов для информирования населения о подготовке будущих планов. Кроме того, в 1955 г. был принят декрет, предусматривающий создание региональных программ действия, целью которых было интегрировать развитие регионов в процесс планирования.

Французские планы 40-х и 50-х годов были по своему характеру индикативными и, тем не менее, имели реальное влияние. Несколько факторов объясняют их успех. Во-первых, во Франции всегда существовали этатистская и централистская тенденции. Государство в результате имело полное представление о существующей экономической структуре, а также попытках создания картелей и организаций взаимного сотрудничества. Во-вторых, между представителями государственной администрации и предпринимателями, в большинстве своем - выпускниками одних и тех же учебных заведений, существовали привилегированные взаимоотношения". Немало способствовала созданию климата сотрудничества и хорошая организация Комитетов по модернизации, где споры велись о взаимодействии плана на отраслевом уровне. Не менее важной являлась поддержка Государственной казны, оказываемая Комиссариату планирования. Предоставление правительством кредитов и других финансовых льгот зависело от этого департамента министерства финансов. Тесное сотрудничество между Казной и Комиссариатом планирования позволяло последнему оказьшать реальное и эффективное влияние на источники финансирования. Таким образом, правительство контролировало инвестиции не только в национализированных, но и в частном секторах. Помимо этого, другие институты, обладавшие полномочиями в финансовой сфере, - Национальный совет по кредитам (1945) и Фонд экономического и социального развития (1955) -посредством выборочных субвенций, займов и гарантий могли влиять на инвестиционную политику и ориентировать развитие промышленности в определенном направлении*.

Тем не менее французская система планирования имела и ряд недостатков. Концентрация усилий на преодолении "узких мест" в базовых отраслях, безусловно, стимулировала приток инвестиций в тяжелую промышленность и производство оборудования, но происходило это в ущерб развитию сектора потребительских благ. Более того, активная политика государства в области инвестирования сопрягалась с бременем большого военного бюджета, что приводило к быстрому росту общественных расходов. В то же время слабость правительств в 50-х годах

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]