назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [ 60 ] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


60

банковского кризиса правительство Италии в свою очередь создало в 1933 г. Институт промышленной реконструкции (1п811ш1о per la Riconstruzione Industriale), влияние которого быстро распространилось на всю промышленносгь. В Германии нацистское правительство использовало практику бюджетного дефицита для улучшения инфраструктуры (например, строительства автобанов). Быстрый переход при нацистском режиме от правового государства к диктатуре оказал сильное воздействие на экономическое развитие. Введение в практику планирования начиная с 1933 г., а также милитаризация экономики усилили позиции государства в народном хозяйстве. В малых государствах Европы также наблюдалось усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь. В Бельгии социалистами в 1933 г. с энтузиазмом был принят план де Мана (Plan De Man) в качестве программы своей партии. Он предусматривал проведение структурных реформ, в результате которых правительство получало возможность контролировать все и вся. После прихода в 1935 г. социалистов к власти эта программа была частично реализована. Голландия также осуществляла план сохранения занятости (Plan van de Arbeid). В Швеции и Норвегии аналогичные идеи были конкретизированы в рамках общей экономической политики правительств, которые были сформированы социал-демократическими партиями после выборов 1932 и 1933 гг.*

Быстрота, с которой правительства смогли усилить свое влияние, основывалась не только на политических и прагматических решениях, принятых в условиях кризиса всего общества. Во многом этому способствовали труды теоретиков, обосновывавших такую политику. Шведская экономическая школа под влиянием Кнута Викселла (Knut Wicksell) подчеркивала важность увеличения денежной массы для развития экономической активности и выработала концепцию дефицитного финансирования. В США "Мозговой трест" ("Brains Trust") президента Франклина Рузвельта старался придать теоретическое обоснование политике, осуществляемой с 1933 г. в рамках "Нового курса". Для этого треста основной причиной кризиса являлось снижение доходов в сельском хозяйстве. Исследователи из этой организации полагали, что лишь вмешательство государства в целях повышения доходов и уменьшения долгов аграриев могло положительно повлиять на рост спроса на промышленную продукцию. Подобное вмешательство было обязательным условием перехода к "экономике роста". Действительно, лишь благодаря вмешательству государства стало возможной реализация проектов по развитию инфраструктуры в области защиты окружающей среды, развития регионов, ирригации, транспорта, социального жилья и образования. Даже достаточно элементарные социальные расходы - вьшлата пособий слепым, увечным и просто пожилым людям - требовала активного участия гocyдapcтвa.

Наиболее важный вклад в теоретическое обоснование смешанной экономики внес британский экономист Джон Мейнард Кейнс, опубликовавший в 1936 г. свое исследование "Общая теория занятости, процента и денег". Согласно его выводам рыночный капитализм нестабилен в своей основе и не существует никакого автоматического механизма, который мог бы обеспечивать полную занятость и равновесие между производством и потреблением. Кейнс полагал, что государство должно использовать свою власть в области налогообложения, расходов и денежной политики для устранения этой нестабильности. Некогда социалисты и христианские демократы выдвигали аргументы морального характера в пользу более справедливого распределения доходов; теперь настала очередь Кейнса подкрепить эти требования экономическим обоснованием. Если частные инвестиции не способны обеспечить полную занятость, увеличение государственных расходов в области образования, жилья и социального обеспечения могло бы поддержать уровень спроса. Благодаря корректирующим и ориентирующим экономику действиям государство способствует положительному влиянию решений, принятых на кяжроэкономическом уровне, для достижения целей на уровне макроэкономическом:



полной занятости, стабилизации цен, общественному благополучию и равновесию платежного баланса. Теория Кейнса, оставаясь верной общим рыночным принципам, отводит, тем не менее, важную контролирующую и направляющую роль государству".

Вторая мировая война полностью подтвердила правоту Кейнса: во всех воюющих странах увеличение государственных расходов привело к обеспечению полной занятости*. Эта теория сохранила свою значимость и после войны. Для многих кейнсианская политика не должна была ограничиваться принятием исключительных мер по борьбе с кризисными явлениями; ее принципы следовало заложить в фундамент послевоенного общества. Рабочее движение увидело в расширении влияния государства способ борьбы с пороками капитализма. Предприятия, в свою очередь, надеялись, что таким образом можно создать атмосферу сотрудничества между участниками общественного производства, способствующую быстрому росту производительности.

Идеи смешанной экономики, таким образом, объединяли взгляды различных социальных слоев, что в конечном итоге способствовало постепенной ее институализации. Либеральная идеология перестала использоваться в своем первоначальном виде применительно к отдельной стране прежде всего в Европе, а не в США. Однако на международном уровне она продолжала доминировать еще более 25 лет. Тем не менее разрыв с прошлым определился. Развитие смешанной экономики обозначило исторический поворот в процессе ослабления рыночной системы.

2. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

Наступивший мир, разрыв с традиционным порядком и вознкновение новой экономической системы, ориентированной на социальное и политическое согласие, предполагали проведение целой серии структурных реформ. В континентальной Европе дух сотрудничества проявился через приход к власти правительств национального согласия, в которых принимали участие левые (иногда и коммунистические) партии. Это достигалось принятием существующего порядка: необходимо было уточнять некоторые положения в партийных программах левых партий. Программы предлагали введение структурных реформ в социальную сферу. Создатели программ полагали, что общество не будет больше основываться на принципах рыночной экономики. В этом отношении основными требованиями были: проведение национализации основных промышленных отраслей, организация системы планирования, создание специальных структур, поощряющих участие работников в управлении на национальном, отраслевом уровнях и на отдельном предприятии, осуществление государственных инвестиций в области реконструкции и инфраструктуры, а также принятие социально-ориентированного законодательства.

Новая социальная система, увенчавшая смешанную экономику, была не только достоянием левых партий, каким бы ни было их реальное влияние. Поддержанные промышленниками, банкирами и интеллектуалами, принципы вмешательства государства в экономическую жизнь отстаивали теперь партии центра, а также правой ориентации. Споры в академических кругах вокруг теории Кейнса привели к общему одобрению необходимости серии практических мероприятий по предотвращению конъюнктурных колебаний с катастрофическими последствиями. Этим самым государству отводилась роль регулятора эффективного спроса. Последний

Что касается США, см.: Vatter H.G. The US Mixed Economy; Samuelson P.A. Economics. P. 203.



стимулировался государственными расходами, финансируемыми за счет бюджетного дефицита; сокращение же последних могло возыметь обратное действие. В этом отношении монетарная политика могла быть исключительно эффективной для ограничения экономической активности. В периоды рецессии государство стимулировало инвестиции, увеличивая расходы на инфраструктуру или поощряя, к примеру, жилищное строительство. Бьши предусмотрены меры по увеличению или уменьшению налогов, в зависимости от развития конъюнктуры и, соответственно, желания замедлить или, наоборот, стимулировать эффективный спрос. Подобные мероприятия, однако, требовали большего времени для появления действенных результатов по сравнению с монетарной политикой.

Антициклическая политика, принятая на вооружение правительствами, имела большие преимущества. Благодаря ей последние располагали широким набором действенных инструментов, способных избежать депрессий. Профсоюзы и хозяева предприятий преследовали, безусловно, собственные цели. Однако каждая из этих групп воспринимала точку зрения другой по вопросам конъюнктурного и структурного порядка. Так, профсоюзы поддерживали антициклическую бюджетную политику государства, так как она сдерживала безработицу. В то же время в вопросах государственного вмешательства кейнсианская теория лишила мир предприятий табу, которое последний поддерживал в области прямого вмешательства государства в экономическую сферу. И если стойкая приверженность левых партий принципам национализации продолжала по-прежнему раздражать компании, то более гибкие методы реализации государственных инвестиций воспринималась позитивно. Наконец, деловой мир не скрывал своего удовлетворения той активной ролью государства, которую последнее сыграло в процессе реконструкции. Восстановление мощностей представляло после войны сложную проблему для частного сектора, так что помош;ь и поддержка государства пришлись как нельзя кстати.

Успех реконструкции подтвердил, с одной стороны, эффективность сотрудничества профсоюзов и хозяев предприятий, а с другой - преимущества активной экономической политики государства. Именно благодаря этому в большинстве европейских стран политика регулирования получила полное право на существование. Правительства делали свои выводы, создавая новую экономическую систему, окрещенную "смешанной экономикой". Собственно, можно выделить пять основных задач последней: обеспечение занятости, полное использование производственных мощностей, стабилизация цен, параллельный рост заработной платы и производительности труда, равновесие платежного баланса. Для юг выполнения и создавалась целая система. Она позволяла правительству, тфофсоюзам и нанимателям рабочей силы иметь право голоса при выборе инструментов проведения такой политики.

Новый важный шаг бьш сделан, когда правительство установило контроль над инвестиционным процессом и выработало стратегию по этому вопросу. Кейнс уже доказал, что капиталовложения в частном секторе составляют наиболее ощутимый элемент рьшочной экономики. Технологическая революция, темпы которой ускорились по прошествии двух мировых войн, заметно увеличила риск, связанный с новыми инвестициями. В этом процессе рыночную экономику могли ожидать очень серьезные неприятности: иногда это приводило к возникновению избыточных мощностей, в других случаях - к затягиванию с вложением средств". Государство же, контролируя инвестиционный процесс, могло нейтрализовать нежелательные последствия рисков.

Действуя таким образом, кейнсианская революция дополняла микростатическое равновесие рыночной системы системой макростатического равновесия, опирающегося на активное и всеобщее вмешательство государственной власти. Более того, комбинация этих двух элементов позволила преодолеть новый порог, так как

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [ 60 ] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]