назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


6

нашло свое происхождение в концепции права, предложенной лордом Бевериджем в книге "О работе для всех в свободном обществе". Кейнсианская доктрина оснастила теоретической концепцией новый экономический порядок. Только энергичное вмешательство государства, стремящегося сохранить полную занятость, могло придать рыночной экономике стабильность и общественную справедливость. В то же время кейнсианская школа разработала целую гамму практически новых технических способов государственного вмешательства в экономику, особенно, что касалось, перераспределения доходов в пользу фискальной и бюджетной антициклической политики. Таким образом, после второй мировой войны "кейнсианская революция" стала играть решающую роль в развитии смешанной экономики.

Разумеется, другие факторы тоже имели определенный вес. В некоторых странах европейского континента (например, во Франции и в Германии) уже сложилась традиция активного вмешательства государства в экономику. В течение первой мировой войны Германия, например, установила даже систему центрального планирования производства. Определенным воздействием обладали программы борьбы с кризисом 30-х годов, навеянные влиянием социалистов.

Смешанная экономика понималась прежде всего реально через серию законодательно оформленных решений, предусматривающих обеспечение полной занятости в Великобритании, Швеции, США и других странах*.Волна национализации, в частности во Франции, в Италии и Великобритании, придала ей новый импульс. Посредством этих национализации правительство утверждалось как главный наниматель рабочей силы, одновременно это позволяло ему контролировать абсолютно все ключевые секторы экономики.

Полная занятость являлась лишь одним аспектом комплекса социальных целей, преследуемых смешанной экономикой. Такими же важными объектами выступали перераспределение доходов и социальное обеспечение, которые призвано гарантировать государство. Во многих странах (например, в Великобритании, Голландии, Франции, Бельгии) во время войны проекты, ставящие во главу угла социальное обеспечение, разрабатывались правительствами, находившимися в изгнании и в движении Сопротивления. Когда же наступил мир, эти проекты быстро востребова-лись. Другие способы распределения доходов были также приняты к рассмотрению.

Еще один аспект социальных целей заключался в установлении экономической демократии, когда работники и предприниматели, в случае необходимости с помощью или под контролем правительства, принимали участие в принятии решений по управлению предприятиями. Важные решения по этому поводу были приняты в Европе, Соединенные Штаты оставались в стороне. К тому же закон Тафта -Хартли 1947 г. вновь поставил под угрозу некоторые соглашения, достигнутые американскими трудящимися в 30-е годы. На европейских предприятиях попытки развить сотрудничество между хозяевами и работниками привели к созданию советов этих предприятий. На некоторых из них зарплата оказалась более тесно связанной с деятельностью посредством держания паев и заинтересованностью в получении прибылей. В отдельных секторах экономики такие советы на паритетных началах действовали на общенациональном уровне. Еще на более высоком уровне представители рабочих, предпринимателей и правительства обсуждали вопросы социально-экономической политики в рамках государственного консультативного органа. Это желание развивать сотрудничество в системе экономики, чтобы достичь таким путем социальных целей, было таким же недавним, как и сама смешанная экономика, что решающим образом содействовало успеху. Более того, дух такого сотрудничества не ограничивался национальными границами. Он проявлялся также отчетливо в финансовой сфере и в области международной торговли**.

Более подробно об этом см. в гл. 7 и 8. **Более подробно об этом см. в гл. 9 и 12.



с оформлением социальных целей смешанной экономики четко определились перспективы государства-покровителя. Политика обеспечения полной занятости, выдвижение на видное место идей социального обеспечения, перераспределение доходов и взаимное сотрудничество позволили, наконец, предусмотреть участие каждого во всеобщем процветании. Но речь шла о большем. Изначально кейнси-анская доктрина должна была решать единственную проблему - устранение конъюнктурной безработицы. Имелась в виду теория, целью которой являлось решение внутриэкономических проблем, что означало ограниченность ее применения во времени. Как бы то ни было, суть кейнсианской доктрины даже в чистом виде - активное государственное вмешательство - оказалась тесно связанной с общей теорией экономического роста. После войны политика полной занятости и выдвижение на главную роль государства-покровителя максимально сблизилась с теми энергичными мирами правительств многих стран, которые они предпринимали для увеличения объемов национального производства и роста инвестиций в человеческий капитал и машины. Система социального обеспечения превращалась с тех пор в общество потребления.

Таким образом, послевоенные годы отмечены не только достаточно впечатляющим экономическим ростом, но также социальным согласием и поддержкой государства. Экономический рост становился самоцелью и по окончании войны составил одну из важнейших основ правительственной политики. Он стал своего рода навязчивой идеей. К тому же речь шла не просто об экономическом росте, а о росте очень быстром, темпы которого были гораздо выше тех, которые знала раньше Европа. Правительства объявили минимальные пределы роста, которые им требовалось достичь. Многие страны прибегли к помощи экономического планирования, чтобы достигнуть тех исключительно высоких темпов роста, которые ими намечены. Экономисты обратились к более тонким методам анализа экономического роста. Она выделили основные составляющие этого роста, с тем чтобы выработать новые методы его стимулирования. В то же время многие исследователи твердо уверовали в стабильность этого процесса и следовавшую из этого возможность ограничиться принятием ряда корректирующих мер. Этот новый образ мышление и поведения, который начал распространяться на Западе в конце 40-х годов, занимал доминирующие позиции в течение 50-60-х годов. Логично было бы посвятить целую главу экономическому росту как главнейшей цели правительственной политики. Но сначала мы освежим в памяти наиболее значимые события, предшествовавшие экономическому развитию 50-х годов: прежде всего угрожающий рост инфляции, нехватку долларов и план Маршалла.

4. ПОСЛЕВОЕННАЯ БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ

В Соединенных Штатах быстрое возвращение к нормальной жизни было достаточным, чтобы убедить население и его представителей в конгрессе в необходимости без промедления отменить те меры контроля над экономикой, которые были приняты во время войны*. 9 ноября 1946 года президент Гарри Трумэн освободил цены (за исключением цен на сахар и рис, а также квартирной платы). Однако дисбаланс между предложением и спросом на продукты питания, жилье и автомобили сохранялся, что обусловлено несколькими факторами. Вследствие всеобщей нехватки потребительских товаров, свирепствовавшей во время войны, постоянно существовал неутоленный спрос, который еще более усугубился ростом населения, возвращением с фронта 12 млн солдат и восстановлением утраченного оптимизма к

1944 г. производство военной продукции составляло еще 44% ВНП, в 1946 г. оно снизилось уже до 10%, а в середине 1947 г. конверсия была практически завершена.



делам. Существенную роль сыграло также расширение денежной массы. Наконец, стало возможным обратиться к тем достаточно внушительным сбережениям, которые были накоплены во время войны. С другой стороны, коммерческие банки сами стремились предоставить свои, ставшие избыточными, резервы в распоряжение населению. Кроме того, золото не прекращало поступать из-за границы, о чем свидетельствовало наличие значительных излишков на платежных балансах. Однако всякие попытки правительства частично нейтрализовать рост денежной массы за счет увеличения налогов наталкивались на сопротивление конгресса, не желавшего принимать меры, которые могли бы ограничить свободную игру рыночных сил. В середине 1946 г. население могло свободно располагать краткосрочными финансовыми ресурсами, возросшими до 222,5 млрд долл. против 65 млрд в 1939 г.

В этих условиях было совершенно очевидным дальнейшее развитие инфляционных процессов. В США между июнем 1946 г. и февралем 1948 г. индекс оптовых цен поднялся со 147 до 200 пунктов, а розничных - со 150 до 192. (За основу взято значение этих индексов 100 пунктам в 1938-1939 гг.). Заработная плата также возросла, но гораздо в меньших пропорциях. Результатом этого стало ощутимое падение реального уровня жизни*. Естественно, что во время войны в соответствии с патриотической позицией профсоюзов рабочие не жалели сил на увеличение производительности труда, принимая как должное, что размер зарплаты не превышает жизненного уровня. Между тем, дополнительная работа, необходимая для производства военной продукции, способствовала значительному увеличению чистой зарплаты. Когда же по окончании войны эти приработки исчезли вместе с военными действиями, работники сочли возможным потребовать установления прежнего соответствия между уровнем зарплаты и ростом цен. Разочарование было таким, что уже в 1946 г. число забастовок резко возросло. Этот процесс развивался и в 1947-1948 гг. Только в 1946 г. в США произошло 4700 остановок работы, затронувших около 5 млн работников". Зарплата, таким образом, также росла, как и развивались инфляционные процессы. В глазах общественности работники и их профсоюзы несли ответственность за возросшие темпы инфля1щи и те пертурбации, которые порождала последняя.

В то же время утверждался авторитет руководителя предприятия, роль которого после невзгод 30-х годов стала более заметной и, более того, определила вехи новой эпохи процветания. Законодательство, одобренное конгрессом, большинство в котором по результатам выборов 1946 г. представляли республиканцы, знаменовало возврат к консервативной политике. Акт об урегулировании трудовых отношений (Labor - Management Relations Act) 1947 г., более известный как закон Тафта - Хартли, преследовал цель устранения тех преимуществ, которые профсоюзы имели по закону 1935 г. (Акт о национальных трудовых отношениях -National Labor Relations Act). Особенно жестким было положение о возможности запрета тех профсоюзов, деятельность которых признавалась вредной. Согласие на этот счет в конгрессе было настолько впечатляющим, что вето, наложенное президентом Трумэном на этот закон, было отменено 2/3 голосов.

Принятие акта Тафта - Хартли вызвало немедленный резонанс. Новое законодательство способствовало снижению издержек производства и замедлению темпов инфляции в США. Это развитие, в свою очередь, облегчило переход к мирной экономике и установлению американского главенства во всем мире. Технологическое превосходство и самая высокая производительность труда в ША, достигнутая в годы войны, не были поставлены, таким образом, под угрозу чнезапными повышениями зарплаты.

Если период 1928-1938 гг. принять за 100, можно констатировать, что между июнем 1946 г. н февралем 1948 г. индексы оптовых и розничных цен, а также почасовой зарплаты в промышленности достигли соответственно 143, 128 и 119 пунктов

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]