назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


59

ДАННАЯ СТРАНИЦА ОРИГИНАЛА ИНФОРМАЦИЮ НЕ СОДЕРЖИТ



Глава 7

УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

1. УРОКИ ПРОШЛОГО

Смешанная экономика появилась вовсе не в форме единой системы, основанной на какой-то особой идеологии. Рождение ее состоялось в момент кризиса рьшочной системы на Западе в межвоенный период. Массовая безработица и всеобщий хаос во время кризиса 30-х годов отчетливо показали всему миру, насколько рыночный капитализм отклонился от пути, ведущего к идеальному обществу.

В действительности уже в XIX в. система свободного капитализма подверглась серьезным испытаниям. С точки зрения внутреннего развития страны, пролетаризация породила масштабную реакцию со стороны профсоюзов. В международном аспекте страны пользовались плодами капитализма для укрепления военной мощи государства. Это развитие делало неизбежным возникновение военных конфликтов. После первой мировой войны центральные правительства повернулись к идеалам экономического либерализма. Рыночная экономика обрела свои права, были отменены многочисленные меры контроля, принятые в период военных действий. Произошло возвращение к принципам свободной торговли и золотого эталона.

Со временем стало очевидно, что пропасть, разделявшая реальность и мечту, еще никогда не была столь глубокой, как в 20-е годы. Великобритания вышла из войны ослабленной и не могла уже играть роль мирового "лидера". США придерживались изоляционистской доктрины. Тем временем модель рыночного капитализма вновь проявила внутреннюю слабость. Технологический прогресс способствовал созданию монополий и манипулированию рьшком. Сформировались мощные экономические группировки, разрушить которые не могло никакое антитрестовское законодательство. Тот же технологический прогресс усилил различия в темпах развития различных отраслей экономики. Другими словами, сложилась ситуация, когда в новых отраслях производительность труда и уровень заработной платы были гораздо выше, чем в традиционных. Профсоюзы стремились бороться с подобным "дуализмом", требуя повышения оплаты труда, но, добиваясь успеха на отдельном предприятии, они лишь способствовали возникновению новых напряжен-ностей на рьшке труда.

Вся накопившаяся в 20-х годах напряженность вырвалась наружу в период экономического кризиса, разразившегося в следующем десятилетии. Рьшочная экономика испытала глубокие потрясения. Разрушение финансовой и денежной системы распространилось на все страны, а мировая торговля буквально обрушилась. Предприятия использовали тактику отступления, прекратив инвестирование и пытаясь сохранить свои рьшки сбыта за счет создания всевозможных картелей и принятия протекционистских мер. В социальных отношениях усилились корпорати-вистские тенденции. В области цен и заработной платы в новой гшуящ и оказались бессильными механизмы, корректирующие рынок, и которые, со таен , либеральной доктрине, должны были восстановить равновесие в условиях снобдного рьшка. Другими словами, реальное поведение на микроэкономическом уровне перестало отражать настоящие принципы рьшочной экономики и не обладало достаточной гибкостью для возвращения к процессу экономического роста на макроэкономическом уровне.



Волна банкротств и массовая безработица заставили как рабочих, так и хозяев предприятий отмежеваться от капиталистической идеологии. "Нуждающийся человек не является свободным", - так было принято говорить в это время"*. Стала очевидной необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь в целях полной реорганизации системы свободного рынка и достижения приемлемого уровня прибыли и заработной платы. Это было единственной возможностью добровольно вернуть эффективность как часть рыночной экономики. Прежняя система рыночной экономики оказалась, таким образом, накрыта волной государственного вмешательства. В результате разработанная Адамом Смитом теория "невидимой руки", гибко управляющей рынком, отошла в прошлое. Вмешиваясь в экономическую жизнь, государство могло руководствоваться уже имевшимися рецептами, применявшимися до и во время первой мировой войны, но которые, во всяком случае, имели мало общего с практикой "чистого капитализма". Примером подобного вмешательства была модель плановой экономики, разработанная военным министром Германии Вальтером Ратенау и использованная в период первой мировой войны*. Хорошие результаты дали и пятилетние планы, которые, начиная с 1928 г., осуществлял Советский Союз. Последний не был затронут влиянием великой депрессии и даже смог извлечь из нее некоторую выгоду*. Тем не менее большинство европейских государств не бросились сломя голову в это рискованное мероприятие. Они довольствовались принятием "пунктирных" мероприятий для борьбы с кризисными явлениями. Их целью были: поддержка стабильности денежной системы и оздоровление ее, покровительство национальной промышленности (предоставление кредитов, повышение таможенных пошлин, ограничение импорта), стимулирование потребления (установление минимума заработной платы, борьба с безработицей и сокращение длительности рабочей недели).

Правительства некоторых европейских стран (Италии, Германии, Португалии и Франции), приняв на вооружение корпоративистский подход, систематизировали свое вмешательство в экономику. В целях защиты некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства под контролем правительства были организованы картельные соглашения. Таким образом, посредством корпоративных структур промышленное и сельскохозяйственное производства этих стран (в особенности Италии, Германии и Португалии) оказались под косвенным контролем госу-дарства*. Формы прямого контроля также имели место в Европе. Так, во Франции правительство Народного фронта в период с 1936 по 1938 г. провело национализацию железных дорог. Банка Франции и некоторых оборонных отраслей. После

По этому вопросу см. сравнительную таблицу экономических показателей (индекс 1913 г. = 100), сделанную на основе данных Мэддисоиа:

Общее

Производ-

Промыш-

Общее

Производс-

Промыш-

произ-

ство в рас-

леиное

произ-

тво в рас-

ленное

водство

чете на

произ-

водство

чете на

произ-

1939 г.

одного

водство

1939 г.

одного

водство

жителя

1938 г.

жителя

1938 г.

1938 г.

1938 г.

СССР

210,0

161,5

318,4

Германия

165,9

132,2

149.3

175,8

122,1

154,0

Франция

124.0*

123,3

110,0

В еликобритания

138,3

119,2

151,7

Италия

164,0

129,7

161,4

*1938 г.

Источник: Maddison А. Growth m Japan and the USSR. P. 154, 155, 159 и 164.

* Материалы no Франции см,: Caron F. Modern France. P. 285, 286; no Германии: Born K.E. Government Action against the Great Depression. P. 45-58.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]