назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


56

также благоприятствовали уменьшение транспортных издержек, увеличению абсолютной разницы между уровнями заработной платы. Таким образом, относительная доля полуфабрикатов в мировой торговле значительно возросла в течение 50-х, 60-х и 70-х годов. После войны Бельгия, Франция и Люксембург были крупными производителями полуфабрикатов. Начиная с 70-х годов новые индустриальные страны также начали производство этой продукцш!.

В послевоенные десятилетия усилилась конкуренция на мировом рьп1ке готовой продукции-. Она была связана не только с уровнем цен, но и с качеством, стилем, презентацией и послепродажным обслуживанием произведешых товаров. В области основных предметов потребления дифференциация могла принимать внушительные масштабы. Поэтому необходимо было расширять производство товаров массового потребления, чтобы сокращать издержки производства и снижать продажную стоимость. Во многих странах внутренний рынок был слишком строг к продукции массового производства. Тогда производители стремились экспортировать растущие излишки высокодиверсифицированной и специализированной продукции.

Чтобы полностью понять изменения, происшедшие в мировой торговле промышленной продукцией в различных подгруппах, анализ этого явления не должен ограничиваться только западными государствами. Развивающиеся страны также сыграли важную роль. Отставание некоторых товарных групп было результатом замены некоторыми развивающимися странами импорта национальным производством по мере индустриализации их экономики. Именно действием этих факторов частично объясняются различия между 50-ми и 60-ми годами в мировой торговле текстилем, одеждой, металлами и продукцией из них. Вскоре развивающиеся страны начинают собственный экспорт этих товаров. Вначале вывозилась мало-обработанная продукция, но затем в экспорт оказалась вовлечена готовая продукция. Таковы были причины увеличения доли развивающихся стран в мировой торговле одеждой, машршами и транспортными средствами в 60-х годах. В 70-х годах все большую значимость приобретал сектор металлообработки. Замена импорта собственным производством уступала место экспорту широкой гаммы продукции. Отрасли, ставшие традиционными в индустриальных государствах Запада, испытали бурное развитие в развивающихся странах. Вследствие этого доля сырьевых ресурсов (за исключением нефти) в экспортном обороте стран "третьего мира" сократилась, тогда как промышленной продукции - увелиталась".

Однако лишь некоторые из развивающихся стран заявили о себе как экспортеры промышленной продукции. Речь идет об уже упомянутых выше государствах Азии, Латинской Америки и Южной Европы. В 1974 г. шесть из них обеспечивали около 70% всего экспорта одежды, обуви, электрической и электронной техники, металлов и транспортных средств из развивающихся стран". Их успех был во многом обязан экономической политике правительств этих государств, стремившихся стимулировать экспорт, а не замещение импорта национальным производством. Передача технологий и помощь в развитии также сыграли свою роль. Существенным был вклад и Мирового банка, а также ЮНКТАД. Стоит отметить и деятельность частного промышленного сектора, а также ТНК. Последние уходили от высоких издержек производства в собственных странах, инвестируя средства в экономику новых индустриальных стран. Таким образом, они одним разом извлекали прибыль из низкого уровня заработной платы, сокращешш транспортных издержек, систем коммуникаций, а также налоговых льгот, которые им предоставляли правительства тех стран, где размещалось производство. "Третичный сектор" извлек немалые выгоды из этих географических подвижек в распределении прямых инвестиций. С начала 70-х годов отчетливо растущий спрос на финансовые услуги, ноу-хау в промышленности и транспорте. Именно с начала 70-х годов доля услуг в совокупной мировой торговле увеличилась*.



Экономическая экспансия новых индустриальных стран "третьего мира" является превосходной иллюстрацией решающей роли торговли промышленной продукцией в процессе экономического роста и развития в 70-х годах. В действительности такой же путь проделал и Запад в послевоенный период. Невозможно понять и оценить впечатляющие темпы экономического роста индустриальных государств без учета стимулирующей роли мировой торговли.

ОБЪЯСНЕНИЕ РОСТА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Наступило время проанализировать механизмы, которые стали причиной бурного послевоенного развития мировой торговли.

Наиболее важным из этих механизмов является относительная доступность факторов производства. Она послужила основой для неоклассической теоремы Гекшера-Охлина (Hecksher-OMin), которая фактически представляет собой современную версию теории Рикардо об относительных предпочтениях: если производство некоторых благ требует избыточных в данной стране производственных факторов, оно, в первую очередь, способствует экспорту данной продукции; если же таких факторов здесь недостаточно, это указывает на импорт таких благ"*. Использование этой теоремы в анализе специфики развития мировой торговли после второй мировой войны позволяет объяснить некоторые из общих тенденций развития2*. С ростом влияния ТНК на мировую экономику количество рабочей силы, необходимой для производства некоторых промышленных товаров, все в большей мере определяло их решения о размещении своего производства. ТНК усиливали контроль за географическим распределением производства, размещенного в различных странах, находящегося в зависимости от наличия свободных средств, издержек и квалификации рабочей силы. Крупные компании были в состоянии управлять этими факторами. Их структура характеризовалась наличием отраслевого планирования, которая ие зависела от территориальных 1раниц. Такие фирмы были способны организовать свое "собственное" разделение труда в мировом масштабе. В результате созданная этими компаниями система функционировала с большей эффективностью по сравнению с национальными системами планирования как по "кейнсианской" модели макроэкономической политики, так и в социалистическом варианте централизованного планирования.

Часто указывают на то, что наверстывающие темпы являются основным объясняющим фактором быстрого развития внешней торговли после второй мировой войны*. Экономический кризис 30-х годов, а также война существенно сократили внешнеторговый оборот, в результате чего в этой области сложился огромный потенциал будущего развития. Экономическая реконструкция в послевоенной Европе также стимулировала развитие международной торговли. Безусловно, процесс восстановления вел к замещению импорта продукцией национального производства, но это не препятствовало общему развитию международного обмена. В действительности речь шла о замещении импорта товаров длительного потребления, имевших массовый спрос, что вело лишь к увеличению импорта запасньп частей, а также полуфабрикатов. Реконструкция имела также и психологический эффект, так как европейские государства ожидали продолжения восстановительного процесса и, соответственно, развития экономического сотрудничества. Успех реконструкции в Европе, таким образом, стимулировал развитие интеграционных процессов. Под влиянием упомянутого психологического эффекта европейские промышленные группы стали заключать соглашения с производящими

"* Относительно теоремы Hecksher-Ohlin см., например: Garbaugh RJ. International Economics. P. 63-68.

2* Обобщенный материал по этому вопросу см.: Battelle, Explor-Multirade Data Bank.



аналогичную продукцию предприятиями в других странах, в целях рационализации и специализации производства. Происходили слияния, уточнялись аспекты международной кооперации в рамках целых промышленных отраслей, что позволяло расширять производство и снижать цены*. В Японии и других странах также происходил процесс реконструкции, но лишь в Европе он оказал столь значительное влияние на развитие международного товарообмена.

Свою роль сыграли некоторые аспекты экономической политики правительств"*. На первом месте идет политика достижения экономической интеграции. Этот процесс четко обозначился в 50-х и бО-х годах повсюду в мире, но с созданием ЕЭС именно Европе удалось добиться успехов в интеграционном процессе, и политический фактор играл здесь большую роль. Другой иллюстрацией этого процесса в Европе стало образование ЕАСТ, впоследствии частично поглощенной ЕЭС. Другие мероприятия правительств отражали стремление либерализовать внешнюю торговлю и систему международных платежей. Этого удалось достичь, создав МВФ и подписав ГАТТ. План Маршалла привел к созданию Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), которая превратилась впоследствии в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Правительства также всячески способствовали развитию экспорта промышленной продукции. Товары в этом случае не облагались налогами, а сами компании могли прибегать к поддержке правительственных структур для компенсации своих потерь, получения кредитов на экспортные операции и страхования этих займов. Им предоставлялась возможность ускоренной амортизации оборудования, а также применять на внешнем рынке цену на продукцию, отличную от той, по которой эта продукция продавалась внутри страны. Правительства также создавали специальные службы, способствующие развитию промышленного экспорта. Применялась также и искусственная девальвация валюты для увеличения экспортного потенциала.

На процесс бурного экономического развития торговли после второй мировой войны повлияли и другие факторы. Технологический прогресс в транспортной отрасли и стабильность в 50-х и 60-х годах мировых цен на нефть существенно сократили издержки по отношению к промышленной продукции. В результате издержки на транспортировку составляли лишь минимальную часть от величины торгового оборота. Некоторые экономисты считают, что крупные европейские и японские фирмы смогли добиться твердых позиций на мировом рьгаке после войны благодаря политике демпинга и прочих приемов обращения с ценами. Так, например, частично объясняется их успех в экспорте товаров длительного потребления*.

Последний фактор связан с прогрессом в области связи и информации. Огромный потенциал развития имели наиболее крупные компании. После войны перед ними открылись новые горизонты. Никогда ранее циркуляция идей и людей не были столь интенсивными и быстрыми. По мере развития коммуникаций и информационных систем, а также моделей поведения потребителя происходила унификация западного сообщества. Это способствовало расширению инвестиций в производство для ТНК и увеличению торгового оборота*.

В 50-х годах страны континентальной Европы развивались гораздо быстрее, чем Великобритания. Чтобы объяснить этот феномен, исследователь Ламфалусси (А. Lamfalussy) создал модель, отражающую процесс экономического роста и опирающуюся на теорию "доброкачественных" и "порочных" циклов*. В конечном счете все объяснялось процессом более быстрого роста производительности труда на континенте. Уровень производительности труда и конкуренции здесь способ-

Тенденции к экономической интефации были усилены созданием таможенного союза. "* Более подробную информацию по этим вопросам читатель может найти в гл. 9 и 11.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]