|
назад Оглавление вперед
[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [ 55 ] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]
55 послевоенного развития? Ответить на этот вопрос не так легко, ибо каждая из них имеет определенную ценность. Более того, и внутренний и внешний спрос имели достаточно сильное влияние на экономическое развитие упомянутых стран. Конечно, более глубокий анализ с точки зрения географического расположения и производимой продукции может внести новые моменты, позволяющие уточнить значение внешнего спроса. Мы более детально проанализируем два этих теоретических подхода в конце настоящей главы. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ При более внимательном рассмотрении внешней торговли фазу бросается в глаза преобладание в ее мировом обороте западных индусфиальных государств с более высокими доходами (рис. 4). Торговля между этими странами в период с 1950 по 1970 г. и составляла, собственно говоря, весь мировой оборот. С 1975 г. доля развивающихся государств несколько увеличилась за счет сугубо экспортной "ориентации" некоторых из них. Но и в этих условиях состояние мировой торговли оставалось полностью зависимым от индустриальных держав. Около 75% произведенной продукции направлялось именно сюда и лишь остальные 25% - в развивающиеся государства. Экономика стран с централизованной плановой системой в очень небольшой степени была вовлечена в мировой торговый оборот. Этот показатель не меняется, даже если мы будем учитывать показатели оборота в отношениях внуфи самого Восточного блока. В этом "эскизе" достойны упоминания некоторые подвижки географического порядка. К концу второй мировой войны роль США и Канады в мировой торговле была исключительно велика. Так, в 1950 г. они осуществляли более 1/3 всего экспорта промышленной продукцииз вд время войны воюющие и оккупированные страны Западной Европы и Япония уступили свои рынки в пользу североамериканских государств. По мере же восстановления экономик победивших, а затем и побежденных стран позиции США и Канады начали постепенно ухудшаться. В 60-е годы торговля между странами "Общего рынка" бурно развивалась, а экспортный потенциал Японии увеличивался удивительными темпами. Доля этих регионов в мировом торговом обороте существенно повысилась (см. рис. 4). Рос товарооборот и в рамках Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), несмофя на снижение экспортных показателей Великобритании (табл. 25). После кризиса 1974-1976 гг. относительная доля большинства европейских государств уменьшилась. Японию эта тенденция не затронула. Одновременно и США начали отвоевывать утраченные позиции. Наиболее рштересным феноменом этого периода, безусловно, является бурный рост новых индусфиальных государств. Применительно к региону Дальнего Востока речь идет прежде всего о Южной Корее, Тайване, Гонконге, Сингапуре и в меньшей степени о Малайзии. В Латинской Америке в этой роли выступали Бразилия и Мексика, в Южной Европе - Испания, Португалия и Греция. Бурный рост экспорта Японии и новых индустриальных государств частично объясняется изменением структуры американского импорта. Эти государства вместе с Японией все больше и больше замещали на рынке этой сфаны продукцию сфан "Общего рынка". Япония, кроме того, предпринимала попытки закрепиться и на европейском рынке, на который не смогли проникнуть новые индустриальные государства*. Наконец, и сами европейские государства вместе с США переориентировали свой экспорт на рьшки богатых нефтяных стран. Однако большую динамичность здесь проявляла Япония**. Энергетический кризис 70-х годов нарушил процесс интефации торгового оборота между США и странами ЕЭС: с одной и с другой стороны Атлантики импорт промышленной продукции был сокращен.
1950 г. 1970 г. 1980 г. 283428,07 33,50 13,07 16.00 4.30 5,39 6.19 10.266.54 Рис. 4. Доли основньа регионов в мировом экспорте в 1950,1970 и 1980 гг. (в %) 1 - страны ЕЭС; 2 - страны ЕАСГ; 3 - другие государства Западной Европы; 4 - Япония; 5 - Канада; 6 - США; 7 - Австралия. Новая Зеландия. Южная Африка; 8 - страны с централизованным планированием; 9 - развивающиеся страны. Продовадьстие Сырье Горючее Необработанные фомьштеиные товары 100 -901-Е 80 70 60 Химическая продукция 20 10 Промьшиенвая продукция 19551963 1970 19731975 1976 19781979 1980 Рис. 5. Распределение мировой торговли по видам продукции (доли групп продукции в мировом экспорте, в%) Источники: OCDE. Policy Perspectives for International Trade and Economic Relations. P. 167. graph 4; Nations Unies. Statistical Yearbook. Various Issues. 1974-1983. Структура мировой торговли также изменилась: доля сырья и ресурсов (сельскохозяйственной продукции, энергоносителей и минерального сырья) сократилась, тогда как экспорт фабрично-заводской продукции увеличился. В 1955 г. это соотношение было равным, а в 1970 г. промышленная продукция составляла около 2/3 мировой торговли (рис. 5). Нефтяной шок в ноябре 1973 г, стал поворотным моментом: доля сырья начала увеличиваться по отношению к промышленной продукции. Снижение доли промышленной продукции в мировом торговом обороте бьшо в определенной степени смягчено поведением богатых стран - экспортеров нефти, которые выгодно использовали свои доходы прежде всего для того, чтобы закупать эту продукцию"*, В 80-х годах эта тенденция продолжалась под влиянием нового снижения цен на сырье,
Таблица 25. Географическое распределение мирового экспорта промыиыенной продукции (в %) Офана | 1963 г. | 1973 г. | 1976 г. | К:нада | 2,61 | 4,16 | 3,32 | | 17,24 | 12,58 | 13,55 | ЯпО!шя | 5,98 | 9,92 | 11,38 | Франция | 6,99 | 7,26 | 7,41 | | 15,53 | 16,98 | 15,81 | Италия | 4,73 | 5,30 | 5,49 | Великобритания | 11,14 | 7,00 | 6,59 | Испания | 0,28 | 0,92 | 1,07 | Португалия | 0,30 | 0,35 | 0,21 | Греция | 0,04 | 0,15 | 0,22 | Другие государства ОЭСТ | 15,65 | 17,63 | 17,71 | Все государства ОЭСР | 80,49 | 82,25 | 82,76 | Бразилия | 0,05 | 0,35 | 0,41 | Мексика | 0,17 | 0,64 | 0,51 | К )гославия | 0,40 | 0,55 | 0,60 | Гонконг | 0,76 | 1,05 | 1,15 | Корея | 0,05 | 0,78 | 1,20 | Тайвань | 0,16 | 1,04 | 1,23 | Cifflranyp | 0,58 | 0,46 | 0,52 | Общий показатель для новых индустриальных сфан | 2,59 | 6.29 | 7,12 | Другие развивающиеся страны | 2,70 | 2,34 | 1,55 | Индия | 0,85 | 0,45 | 0,49 | Apreirrnna | 0,01 | 0,21 | 0,17 | Восточный блок | 13,35 | 10,00 | 9,65 | Мировой показатель | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Источник: OCDE, Newly Indu.strializing Countries. P. 19. Общее развитие экспорта промышленной продукции скрывает некоторые существенные различия между различными подгруппами. Рассмотренная в долгосрочной перспективе структура промышленного экспорта эволюционировала параллельно с процессом индустриализации. С 1899 по 1959 г. доля текстиля и одежды снизилась с 40 до 11%. В то же время экспорт машин и транспортных средств увеличился с 12 до 40%"*. В течение 60-х годов текстиль и одежда еще продолжали уступать позиции, но в то же время сокращение коснулось уже железа и стали, других металлов, а также изделий из них". В этот период несколько возрос экспорт химической продукции, который оставался относительно стабильным с 1899 г. Но цифры на самом деле скрывают реальное увеличение доли этой отрасли промышленности из-за снижения себестоимости продукции, происшедшей в результате воздействия фактора технологического прогресса, гораздо более влиятельного, чем где бы то ни было. В 70-х годах доля химической продукции в мировой торговле еще более увеличилась. Удельный вес других базовых отраслей тоже увеличился, но за это десятилетие химическая продукция опередила транспортные средства. Железо, сталь, другие металлы, а также текстиль и бумажная продукция начали утрачивать свои позиции". Сдвиги в экспорте промышленной продукции объясняются вертикальной концентрацией предприятий и образовавшимися на начальном и конечном этапах производства связями. Именно за счет этой стратегии крупным предприятиям удалось завоевать новые рынки сбыта для своих полуфабрикатов. Этому развитию
[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [ 55 ] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]
|
|
|
|