назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


50

Таблица 22. Распределение за долгосрочный период национального дохода между факторами

в различных странах

Период

Доля национального дохода в процентном соотношении

Доля в процентном соотношении руководителей предприятий и независимых работников в активном населении

Доходы от заработной платы

Доходы руководителей предприятий

Доходы от владения собственностью

Великобритания

1860-1869

13,0

1905-1914

13,0

1920-1929

10,0

1954-1960

Франция

1853

36,0

1911

33,0

1912

33,0

1913

33,0

1920-1929

30,0

1954-1960

27,0

Западная Германия

1895

26,0

1911

21,0

1913

21,0

1925-1929

19,0

1954-1960

16,0

Швейцария

1913

1924

25,0

1954-1960

19,0

Канада

1926-19295925

1954-19606613

1899-19085424

1919-19285818

19295817

1954-19606912

Источник: Kuznets S. Modern Economic Growth, P. 168-170,

16 21

22 24 25 19

28,0 18,0

28,5 21,5 21,0 15,0



с национальным доходом в расчете на душу населения? По Кузнецу, при таком подходе общее повышение доли зарплаты в национальном доходе после второй мировой войны становится менее заметным. Подсчеты Германа Делика (Herman Deleeck) показывают, что удельный вес зарплаты в Бельгии увеличился с 36,9% в 1948 г. до 59,84% в 1975 г. В этот же период доля рабочих и служащих увеличилась с 53,3% до 74,43%. Таким образом, на /з рост составляющей оплаты труда в национальном доходе Бельгии объясняется простым увеличением численности лиц, работавших по найму, и лишь на /з - увеличением доходов в расчете на душу населения*. Усиление инфляционных процессов в 70-х годах в Бельгии не оказало негативного влияния на средний доход рабочих и служащих, занятых в частном секторе экономики. Наоборот, он продолжает возрастать, и Бельгия в данном случае не является исключением. После второй мировой войны в большинстве европейских государств доля капитала в национальном доходе снизилась, а труда - увели-

2. ПОСЛЕДСТВИЯ РОСТА ДОХОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА

УВЕЛИЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ ПОТРЕБЛЯТЬ И ИНВЕСТИРОВАТЬ

После второй мировой войны повышение доходов и распространение американской модели общества потребления на все индустриальные государства Запада вызвали буквально взрыв спроса, на который быстро отреагировали руководители предприятий, меняя стратегию инвестирования. Сразу после войны процесс реконструкции и восстановления стал движущей силой спроса. Необходимо было компенсировать неудовлетворенный за годы войны спрос, восстановить исчерпанные запасы, домашние хозяйства и предприятия, реконструировать жилье, а также промышленные и торговые помещения, соответствующую инфраструктуру, заменить устаревшее оборудование. Становление современного общества потребления стало новой движущей силой спроса. Если быть более точным, речь шла о расширении этого явления в США и о возникновении последнего в Западной Европе и Японии. Повышение благосостояния стало основным направлением всех правительственных программ.

Общество потребления опиралось прежде всего на увеличение использования товаров длительного потребления, развитие индустрии по обеспечению свободного времени и производства модной продукции, улучшение жилища и всей существующей инфраструктуры, создание новой сферы общественных служб, расширение спроса на финансовые услуги, различных видов частного транспорта и, наконец, возможности путешествовать. Основой для такой модели развития стал непрерывный рост доходности домашнего хозяйства со второй мировой войны. Удов-

Существуют некоторые, опирающиеся на статистические данные, доводы, которые опровергают положения теории Кузнеца, делая акцент на то, что величина средней заработной платы рабочих и служащих должна сопоставляться не со среднестатистическим размером дохода граждан, а с аналогичными показателями для активной части населения. Здесь необходимо учитывать те структурные изменения, которые произошли в структуре активного населения указанных государств. Результаты подсчетов предоставляют возможность поставить под сомнение тезис Кузнеца, согласно которому удельный вес труда в национальном доходе значительно повысился на Западе после второй мировой войны. Кривая этого роста регистрирует лишь весьма незначительный подъем (Keseme J. De primaire inkomensverdeling in Belgie). Однако следует учитывать сокращение рабочего дня в странах Запада, несмотря на которое, доля труда несколько повысилась. Надо принять во внимание н разницу роста вознаграждения рабочих и служащих. После второй мировой войны доход первых возрастал несколько быстрее по сравнению с последними. См.: Deleeck Н. Ongelijkheden in de Wel-vaavartstaat. P. 128, 129.



летворив однажды основные потребности, доходы шли на улучшение благосостояния. Безусловно, сбережения населения также возросли, но значительное увеличение "спроса благосостояния" предполагало рост производства и усиление его мощности. Упомянутый спрос, таким образом, вызвал рост новых инвестиций, что позволило наращивать производственные мощности и в особенности повышать производительность труда. Государство приняло активное участие в этом: оно не только вкладьшало средства для удовлетворения быстрого роста спроса на общественные услуги, но и посредством премий, субсидий и других мер поощряло инвестиции в частный сектор. Нельзя сказать, что сам частный сектор остался от этого в стороне, наоборот, он проявил крайний динамизм как в отношении расширения, так и обновления производственных мощностей. Действуя как мощный рычаг, рост инвестиций вызвал создание новых рабочих мест и, соответственно, новые доходы их обладателей, что отражалось на увеличении спроса.

"Давление спроса" также оказало важное психологическое влияние на руководителей предприятий. Послевоенное развитие "экономики благосостояния" вызвало долговременный тренд роста цен и одновременно нивелировало конъюнктурные колебания. Для руководителей западной компании такая ситуация разительно контрастировала с депрессией и падением цен в межвоенный период. Невзгоды первой половины XX в. породили атмосферу осторожности, неуверенные в будущем руководители предприятий инвестировали слишком мало. После войны эти настроения сменились обстановкой доверия, прежде всего того, что касалось спроса и конъюнктуры. Прогнозы относительно прибыли обычно были полны оптимизма. С макроэкономической токи зрения будущее рисовалось в розовом цвете. "Капитаны индустрии" стремились теперь к увеличению инвестиций, они не желали упустить новые рынки сбыта и были обеспокоены не столько избыточным, сколько недостаточным инвестированием. Помимо этого, они хотели нейтрализовать высокий уровень издержек на заработную плату благодаря технологическому прогрессу и увеличению производительности труда, так же как обеспечить будущее своих фирм, воспользовавшись благоприятным психологическим климатом*. Значительные средства направлялись на рекламу в целях привлечения потребителя. В своих подходах к рьшочной стратегии они должны бьши учитывать следующие моменты: увеличение покупательной способности молодых, старение населения, а также влияние механизации и роста мобильности населения на стиль жизни. Благодаря процессам дифференцирования производства, нововведениям и рекламе постоянно создавались новые рьшки сбыта. В результате сформировался спрос на все более "обработанную" продукцию.

Управление спросом потребителей и создание новых потребностей были возможны лишь при условии увеличения размеров предприятий. "Спрос благосостояния" способствовал в первую очередь росту крупных фирм и превращению их в олигополии. Увеличение потребления сопровождалось тенденцией к концентрации закупок некоторых видов продукции в больших торговых центрах в определенные дни недели. Эти торговые центры характеризовались прежде всего диверсификацией своей деятельности и организацией самообслуживания. В то же время "спрос благосостояния" оказьшал благоприятное влияние и на инвестиционную деятельность небольших фирм. Гарантийное и послепродажное обслуживание играло важную роль при покупке товаров длительного пользования. Высокая эффективность системы поддержки обеспечивалась наличием большого количества автономных единиц. Маленькие предприятия были также лучшей формой для производства и продажи модной продукции - одежды и обуви. В 1966 г. в 500-х самых крупных компаниях США бьшо занято только 19% всей действующей рабочей силы без учета независимых производителей и самих руководителей. Предприятия с персоналом не более 50 человек представляли не менее 97% от общего их числа. Идентичной была ситуация и в Европе. В Бельгии, к примеру, в 1972 г. на про-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]