назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


43

наверстывания", использованные некоторыми экономистами, среди которых и Корнволл и Мэддисон. Что касается открытий и изобретений, Западная Европа и Япония находились часто у фаниц технологических возможностей. Когда же речь идет об инновациях, позиция США, несмотря на значительные успехи Европы в области химии, выглядит более солидной. После всего этого успех инноваций не сводится к простому "технологическому" процессу. Современная техника управления и масштабы рынков также играют немалую роль. В Европе большое количество конкретных инноваций не могло реализоваться просто потому, что затруднительной представлялась будущая реализация произведений продукции, да и небольшие размеры большинства европейских предприятий не позволяли реализо-вывать такие проекты. Американская компьютерная промышленность, например, обязана своим развитием первоначальному спросу, который исходил от федерального правительства США, а также крупным компаниям, которых здесь в 50-х и 60-х годах было гораздо больше, чем в Западной Европе. Таким образом, еще раз подчеркнем, что успех инноваций в промышленности - это не только вопрос технологического характера. В эту область вторгаются коммерческие факторы и проблемы управления производством. Взаимодействие этих трех факторов и лежит в основе объяснения "технологического отрыва".

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТРЫВ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Предприятия, желавшие получить прибыль на внешних рьшках, основываясь на свгем технологическом превосходстве, завоеванном, в свою очередь, в результате промышленных исследований, могли прибегнуть к нескольким методам. Они могли сконцентрировать свои усилия на экспорте новой продукции, могли также инвестировать за рубеж и осваивать местные рынки посредством деятельности своих филиалов или же просто основать новые фирмы, ориентированные на производство своей продукции для нескольких рьшков. Такие методы широко применялись после второй мировой войны. Больше всего патентов и лицензий на производство было продано Соединенными Штатами. Около половины всех технологий, импортированных французскими, британскими, западногерманскими, итальянскими, японскими и канадскими предприятиями посредством закупки лицензий и патентов происходило из США. Однако столько же приобретений бьшо сделано этими государствами друг у друга. Отраслевые исследования подтверждают эти данные. В области производства электроники и электротехники уровень продаж американских патентов и лицензий намного превосходил средние показатели по остальным секторам экономики. В Европе же самым высоким был уровень продаж соответственно в области химии, металлургии, металлообработки. В США такие продажи недостигали средних показателей".

Если же анализировать экспорт собственно готовой продукции, выводы будут аналогичными для тех отраслей, где велись интенсивные исследования (см. табл. 20). Относительный вес этих отраслей в общем объеме промышленного экспорта также оказывается тесно увязанным со значением промышленных исследований и развитием страны. В США в 60-х годах удельный вес отраслей с высоким уровнем технологических разработок в общем объеме экспорта равнялся около 50%. В Западной Германии, Великобритании он колебался между 40 и 45%, несколько увеличивался в Голландии и Швеции, а в Бельгии составлял лишь 20%. Если же вместо отраслевого сравнения (так как на заниженные показатели высокотехнологичных секторов могло оказывать влияние наличие в них менее развитых подсекторов) обратиться к анализу экспортных показателей для 50-ти наиболее высокотехнологических видов продукции, лучшие результаты в 60-е годы были у США, Западной Германии, Великобритании, Голландии и Швеции.



Тем не менее следует отметить, что результаты экспорта стран, имевших технологическое преимущество, выглядят намного сложнее, чем это можно предположить, исходя из приведенных выше цифр.

Василий Леонтьев показал, в частности, что экспортные параметры США были лучшими в тех отраслях, где интенсивность использования рабочей силы выше по сравнению с более капиталоемкими секторами экономики, несмотря на общеизвестный факт более высокой стоимости рабочей силы в этой стране. Главным, однако, являлось превосходное качество рабочей силы в США. Благодаря инвестициям в образование и обучение рабочие в США были более технологически подготовлены. Таким образом, можно рассматривать продолженную в продукции рабочую силу как часть человеческого капитала. Если учесть значение такого типа инвестиций, решение парадокса Леонтьева становится очевидным.

Человеческий капитал, который содержится в новой продукции, предоставляет производителям право на технологическую монополию*. Вследствие этого предприятия-новаторы обладают временным преимуществом на мировом рынке. Это преимущество сохраняется даже в условиях, когда структура издержек и цен в стране, где инновация была рождена, может стать неблагоприятной. И лишь на последующей стадии, когда конкуренты уже тоже располагают соответствующей технологией, уровень издержек на заработную плату становится основной составляющей в производстве новой продукции. Чаще всего конкуренты стремятся отвоевать часть рынка за счет производства в странах с более низкими издержками на заработную плату. "Наше" предприятие может сохранить свои рынки за счет очередных инноваций или инвестиций в страны с низким уровнем издержек на заработную плату. Другие факторы, среди них близость рынков сбыта и наличие необходимых технических служб, также играют важную роль.

Таковы основные характеристики теории "жизненного цикла" продукции. Многочисленные конкретные последствия подтверждают эту теориюДинамика американского экспорта высокотехнологичного электронного оборудования и синтетических материалов в 50-х и 60-х годах укладывается в рамки схемУ, разработанной Майклом Познером (Michal V. Posner), Сивом Хиршем (Seev Hirsch) и Раймондом Верноном (Raymond Vernon). Американское преимущество в этих отраслях с высоким уровнем научных и технологических разработок было подавляющим в 50-х годах, перед тем как уменьшиться в 60-х годах". Наоборот, страны ЕЭС, а затем и Япония шаг за шагом усиливали свои позиции**. В 60-х годах американские предприятия, располагавшие современными технологиями, идут на открытие все большего числа своих филиалов за границей (прежде всего в странах ЕЭС), где спрос на высокотехнологичную продукцию был большим, а издержки на заработную плату пока ниже, чем в самих США. В 1964 г. количество высокотехнологичной продукции, проданной европейскими филиалами американских фирм, было в 4 раза выше того, что непосредственно импортировалось из США21.

Такие иностранные инвестиции, помимо импорта капитала, несли в Европу современные технологии и американскую практику управления предприятиями. По данным статистики, в 60-х годах темпы "передачи" технологии в форме прямых иностранных инвестиций в европейскую экономику опережали рост инноваций в США за тот же период. Можно, таким образом, не боясь ошибиться, утверждать, что такие инвестиции внесли значительный вклад в сокращение технологического разрыва, разделяющего США и Европу. Статистика, касающаяся доходов американских фирм, полученных от продажи их европейскими филиалами патентов и

* Интересные на этот счет элементы см.: The Technology Factor / R. Vernon, ed.; см. также: Gruher W ,

Metha D., Vernon R. The R and D Factor. ** Статистический материал см.: Devroye A. Amerikaanse directe investeringen in Europa.

5*131



лицензий, подтверждает эту точку зрения. В 1957 г. они составили 43% от общей величины, в 1965 г. - не менее 70%22.

Начиная с 70-х годов, американцы больше инвестируют в экономику развивающихся стран. В отличие от европейских государств общая неразвитость и избыток рабочей силы гарантируют, что в течение долгого времени уровень заработной платы здесь будет невысоким. Безусловно, такие инвестиции несут в эти страны ноу-хау, технологии и технику управления предприятием. Некоторые развивающиеся государства с благодарностью воспринимают эту передачу.

2. РЕВОЛЮЦИЯ В ТЕХНИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

ПРЕИМУЩЕСТВО США В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Что касается предложения, бурный рост мировой экономики после второй мировой войны не был предопределен лишь увеличением использования рабочей силы, капитала и впечатляющим техническим прогрессом. Как мы уже отмечали ранее, немалую роль в этом процессе сыграли новшества в области управления производством. Альфред Чандлер обратил внимание на значение этого фактора. Для реализации наиболее эффективной стратегии экономического роста крупным предприятиям требовались новые формы организации управления и производства. При этом подразумевалась замена структурами, состоящими из многочисленных автономных отделений фирмы, с большим числом составных частей, находящихся под единым контролем. Этот прогресс в области огранизации увеличил потенциал роста производительности и с полным основанием стал считаться революцией в управлении предприятиями.

Эта управленческая революция первоначально была американским явлением, и лишь много позднее оно распространилось на Западную Европу и Японию. В области внутренней организации предприятий первые инновации восходят еще к XIX в. (1850-1875 гг.) и обязаны своим возникновением железным дорогам и американским телеграфным службам*. Перемены, произошедшие в организации транспорта и коммуникаций, позволили создать широкомасштабные хозяйства. Для эффективного функционирования созданная ими система управления должна была обеспечивать три основные функции: координацию, контроль и размещение ресурсов. Железнодорожные компании организовались в подразделения по географическому принципу. Каждое общество создавало свою собственную управленческую иерархию для координации взаимодействия между различными единицами, определения результатов и правильного распределения ресурсов. Так возникло функциональное деление между высшим, средним и младшим персоналом, дополнявшееся по мере развития различных компаний.

Эта новая форма организации быстро распространилась в США. Крупные торговые фирмы приняли на вооружение концепцию предприятия с многочисленными отделениями, в то время как промышленные компании (по производству сахара, переработке спирта, производству и обработке металлов) разделились на отдельные единицы. Здесь речь идет о функциональных единицах, которые взяли на себя функции производства, продаж, закупок, сырьевого обеспечения, транспорт, финансирование и ведение исследований. Так же как и железнодорожные компании, крупные торговые фирмы и фабричные производственные предприятия образовали собственную иерархиезированную структуру. "Средний" персонал контролировал из правления фирмы младший, работавший непосредственно на предприятии, и отчитывался перед служащими высшего ранга, ответственными за принятие стратегических решений. В отраслях со сложной технологией и большими масштабами

* См. по этому вопросу ставшую классической книгу Чандлера: Chandler AD., Jr The Visible Hand.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]