назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


33

Таблица 12. Тенденции иммиграции (+) и эмиграции (-) в европейских государствах (1950-1980 гг.) (чистая миграция в брутто-показателях, округленных до сотен)

Годовая средняя

Ограна

1950-

1955-

1960-

1965-

1970-

1975-

1954 гг.

1959 гг.

1964 гг.

1969 гг.

1974 гг.

1980 гг.

Бельгия

+3 200

+ 10 600

+ 19 200

+ 12 200

+ 17 200

+6 ООО

Франция

+27 800

+ 156 000

+316 400

+ 115 400

+ 112 600

+5 ООО

Западная Германия

+221 400

+297 200

+312 600

+229 800

+342 400

+72 500

Люксембург

+900

+600

+2 100

+900

+3 800

+ 1 400

Нидерланды

-20 600

-3 200

+6 400

+ 106 000

+26 200

+40 300

Швеция

+9 200

+9 800

+ 14 000

+25 600

+7 600

+ 16 300

Швейцария

+22 800

+32 ООО

+564 ООО

+ 17 000

+6 600

-22 300

Великобритания

-33 600

-1 300*

+27 ООО

-72 200

-58 600

-23 600

Греция

-13 800

-25 000

-44 200

-23 800

-30 700

+45 500

Ирландия

-34 800

-44 400

-22 200

-15 200

-ill ООО

+5 ООО

Италия

-100 8000

-127 400

-113 200

-123 800

+59 800

+54 10Q

Португалия

-64 200

-68 000

-60 200

-130 200

-52 800

+39 ООО

Испания

-51 800

-104 000

-80 600

-12 200

-28 800

+29 400*

Турция

н.д.

н.д.

+26 900*

н.д.

н.д.

н.Д.

Югославия

н.д.

н.д.

+34 000*

н.д.

н.д.

н.д.

* 1956-1959 гг.;

; Европу; * 1975-1979 гг.

Мигранты, покидающие I Источники: CornwallJ Postwar Growth. P. 85; OCDE. Statistiques de la population active, 1969-1980.

Таблица 13. Доля иммигрантов в общем и активном населении стран ЕЭС на I января 1973 г.

Страна

Общая чис-

лениость

населения

Число иммигрантов

Доля в процентах

Активное население

Число иммигрантов

Доля в процентах

Бельгия

9 695 400

775 632

8,00

3 176 ООО

220 222

6,92

Франция

5 487 400

3 608 400

7,00

16 443 000*

1 770 000*

10,76

61 181 ООО

2 839 400

4,64

22 470 ООО

2 460 000

10,94

Италия

54 025 200

151 ООО

0,28

12 797 000

44 030

0,34

Люксембург

345 ООО

90 900

26,35

122 500*

43 000

35,10

Нидерланды

13 296 000

204 000

1,53

3 952 ООО

121 086

3,06

Дания

4 953 500

54 000

1,09

1,923 000*

36 000*

1,87

Ирландия

2 944 400

86 500

2,94

722 000

32 120*-*

4,44

Великобритания

55 812 000

2 579 ООО

4,62

23 008 ООО

I 665 005

7,23

Всего

253 739 900

10 388 832

4,09

84 613 500

6 391 241

7,47

1 *9*

Среднее значение для 1972 г. Эта цифра охватывает владельцев разрешений на работу и 30 тыс. британцев (приблизительно). Включая военных.

Источник-. Moulaert F Gaslarbcit. P. 343-364.



они добились успеха*,но с 1977 г. численность рабочих-иммигрантов снова начала увеличиваться". Между тем проблема иностранных рабочих приняла парадоксальный оборот. В периоды экономического подъема страны Западной Европы всячески приветствовали и поощряли приток рабочей силы, смягчавшей давление, оказываемое на рынок труда. Эти рабочие рассматривались как "временные мигранты". Однако события разворачивались несколько иначе. "Временные" иммигранты окончательно интегрировались в экономику, тогда как государства, принимавшие их, испытывали постоянную необходимость в иностранной рабочей силе. Каким образом объяснить этот поворот?

Ответ частично кроется в политике обеспечения полной занятости и процветания в послевоенной Европе. Промышленные рабочие имели здесь возможность и желание получить более квалифицированную работу и, соответственно, улучшить свое материальное и социальное положение. Спрос же на не- или полуквалифицированную рабочую силу не был удовлетворен и увеличивался, в частности, в традиционных отраслях экономики. Особенно острой была нехватка рабочих рук в угольной промышленности Франции и Бельгии, в "третичном" секторе Швейцарии, а также сельском хозяйстве Германии. Перед правительствами западн{.1Х государств было три возможных варианта решения проблемы: увеличить оплату "второсортных" рабочих мест, вести политику постоянной миграции или же конкретизировать концепцию временной миграции. Они выбрали третий вариант, так как не могли радикально модифицировать структуру внутренней занятости и к тому же были убеждены в том, что проблема занятости будет разрешена в короткий срок и можно легко изменить направление текущей миграции.

Что касается последнего соображения, здесь была допущена трудно исправимая ошибка. Однажды форсированная, "временная" иммиграция рабочих вскоре приобрела свою внутреннюю динамику. Рабочие европейских государств все больше и больше утрачивали интерес к "второсортной" работе. И это явление отнюдь не ограничивалось теми отраслями, где имелась нехватка рабочей силы. Напротив, как свидетельствует В. Бохнинг, в ФРГ оно охватило все промышленные отрас-лиз. Проблема иностранных рабочих переросла из второстепенной в первоочередную. Относительная доля своих "синих воротничков" из числа неквалифицированного персонала сократилась в пользу рабочих-иммигрантов. Следовательно, пришло то время, когда последние перестали представлять резерв рабочей силы, откуда ее можно было бы черпать в периоды бурного роста и с которой можно было расстаться в период кризиса и увеличения безработицы. Теперь эти работники отвечали уже требованиям структурного характера: они постоянно занимали нишу второсортной и низкооплачиваемой работы, от которой отказались их западноевропейские коллеги. Вот почему в начале 70-х годов безработица затронула местных рабочих гораздо сильнее, нежели приезжих. И если к концу 70-х годов пострадали иммигранты, то это произошло отнюдь не потому, что их потеснили "местные", а сжорее из-за того, что кризис поразил традиционные отрасли, которые использовали иностранную рабочую силу.

Переход от временной к постоянной миграции был связан не только с потребностью в иностранной рабочей силе, но и с изменением поведения иммигрантов. Сначала это были молодые и неженатые люди, которые, временно покинув свою родину, быстро смогли адаптироваться к нормам и ценностям новой окружающей феды. На второй стадии средний возраст работников увеличился, и вскоре его сопровождала уже целая семья, что ускоряло процесс постоянной "фиксации". Между тем правительства западных государств приняли меры по улучшению условий жизни рабочих-иммигрантов. Сокращая ввоз новой рабочей силы, они

** О мерах, предпринятых правительствами ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Голландии и Франции, см.: OCDE (SOPEM[). Reporting System on Migration. 1978. P. 7.



разрешали въезд членам семей уже работавших людей*. Правительства также стремились улучшить условия жилья и социальной инфраструктуры (прежде всего образования); короче говоря, иностранным рабочим помогали интегрироваться в новую жизнь. После некоторого времени к ним присоединились гражданские и религиозные лидеры, что еще более ускорило постоянную "фиксацию".

Иммиграция в США, Канаду, Австралию происходила примерно по той же схеме, что и в Европе. Здесь этот процесс также принял внушительные масштабы после войны.

Между 1950 и 1959 гг. иммиграция составила около 10,8% от общего прироста населения США. Эта цифра увеличилась до 15,8% в 60-х годах и до 21% в следующее десятилетие. Выраженные в абсолютных цифрах, эти данные поражают. Так, для 1950-1959 гг. цифру 10,8% составили 2 млн 420 тыс. иммигрантов, прибывших в основном из Мексики, Коста-Рики, других районов Центральной Америки и Карибского бассейна. Большинство этих людей были нелегальными сезонными рабочими, которые надеялись получить вид на жительство, а затем и разрешение на работу. Эти данные не учитывают нелегально перешедших границу людей, число которых так же было велико. В Канаде это количество было незначительным, зато в соотношении с общим увеличением населения доля иммигрантов с легальным статусом была гораздо больше, чем в США: 26% в 50-х годах, 21% в 60-х и 30,7% в 70-х.

В Японии наибольший размах иммиграции пришелся на период сразу после окончания войны, когда около 5 млн человек из числа военных и гражданских лиц со своими семьями вернулись в Японию с чужих территорий. Вкупе с естественным приростом населения этот процесс привел к тому, что к концу 1948 г. население Японии увеличилось на 8 млн человек, что составило 11% от количества населения к концу войны. После 40-х годов иммиграция в страну фактически прекратилась. Эта страна устраняла нехватку рабочих рук в своей экономике за счет инвестиций и развития производства за рубежом. Так, за счет вложения средств в экономику Южной Кореи Япония приобрела рынок неквалифицированной и дешевой рабочей силы.

Одновременно с естественным ростом населения, а также миграционным процессом на предложение рабочей силы после войны большое влияние оказывали также сдвиг между возрастными категориями и изменение процентного соотношения экономически активного населения. Во всех европейских государствах отчетливо проявилась тенденция к старению, которая часто принимала слишком угрожающий характер (колонки 3, 7, 18 и 28 табл. 14). В течение 70-х годов по сравнению с общей численностью населения процентное соотношение числа лиц моложе 15 лет уменьшилось, в то время как число лиц между 15 и 65 годами увеличилось. В некоторых странах эта группа населения возрастала намного быстрее, чем население в целом*. Что же касается темпов участия населения в экономической деятельности, они увеличивались главным образом за счет активности женщин. В тех странах, где эти темпы были велики (Дания, Швеция), значительным было и процентное соотношение женщин, участвовавших в экономической деятельности, там же, где такие темпы были невысокими (Испания, Италия, Голландия), сравнительно небольшое число женщин проявляли экономическую активность. По окончании войны темпы участия женщин в экономической жизни стали еще больше различаться в зависимости от страны. В 1950 г. список возглавляла Япония: женщины составляли здесь около 40% всего активного населения. В Великобритании эта пропорция составляла 32,6%), в США - 29,4, в Канаде - 21,8, а

* в Канаде категория населения от 15 до 65 лет увеличивалась на 2,3% в год в течение 70-х годов против 1,3% для всего населения; в США это соотношение было соответственно 1,6 и 0,8; в Бельгии 0,6 н 0,3; в Голландии - 1,4 и 0,9 (табл. 2, колонки 28 и 36).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]