назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


28

Европой. Австралия и Южная Америка обладали достаточным количеством энергоресурсов для самообеспечения. Советский Союз, Центральная Америка, Африка и особенно Средний Восток имели значительные ее излишки.

Растущая зависимость Запада от внешних источников энергии объясняется в значительной мере переходом от более дорогостоящих источников энергии (уголь) к более дешевым (нефть). Невысокие цены на нефть из Персидского залива сыграли в этом переходе главную роль. Влияние этого фактора было настолько значительным, что в 1970-1971 гг., к примеру, добыча нефти и газа в США сократилась. Потребности Запада увеличились также и по причинам экологического порядка; сократилось использование угля и недавно ядерной энергии из-за их отрицательного влияния на окружающую среду.

Одновременно с изменением спроса определенную эволюцию претерпело и предложение. Столкнувшись с увеличением спроса, крупнейшие нефтяные компании ("семь сестер" - "Эксон", "Ройал Датч Шелл", "Сокал" ("Шеврон"), "Мобил", "Тексако", "Бритиш петролиум", "Галф Ойл") прибегли к введению различных технологических инноваций и "упорядочению" своего развития. Чтобы застраховать свое будущее благополучие, они пошли на подписание долгосрочных контрактов со странами-производителями, предусматривающих разделение прибылей, а иногда и создание смешанных обществ. В связи с этим производство значительно выросло и, превзойдя спрос, стало причиной понижения мировых цен на нефть на 10% с 1955 по 1967 г. Страны-экспортеры испытывали растущее разочарование, так как между тем их обменные пропорции ухудшились на 25% (табл. 9).

В 1960 г. для защиты своих интересов 13 государств, располагающих крупными запасами нефти, решили создать ОПЕК. Это были Алжир, Эквадор, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Катар, Венесуэла и Арабские Эмираты. Их целью было создать картель, способный ограничить власть крупных нефтяных монополий и увеличить доходы стран -членов этой организации**. Заключение более выгодных контрактов стран-экспортеров с нефтяными компаниями стало первым показателем действенности этого союза. Олигополия этих стран еще более усилилась в период резкого роста спроса на нефть, пришедшегося на 60-е годы. Отньше, не ограничиваясь лишь заключением концессий с нефтяными монополиями, они могли прямо влиять на систему мирового ценообразования. В это же время публикации, подобные Докладу Римского клуба, акцентирующие внимание мировой общественности на проблеме

Таблица 9. Индексы мировых цен на экспортную нефть (в долл. США) и развитие условий обмена в странах-производителях нефти (1970 г. = 100)

Цена экспорта

Условия обмена (цены экспорта/цены импорта)

Цена экспорта

Условия обмена (цены экспорта/цены импорта)

1955

123,5

1975

257,4

1960

112,5

1976

270,5

1965

102,7

1977

275,1

1970

100,0

1978

244,2

1971

119,0

1979

317,9

1972

118,8

1980

1016

360,3

1973

125,2

1981

1179

375,5

1974

265,9

Источник: Dancet G. De gevolden van olieprijsstijgingen, P. 3.



исчерпаемости мировых ресурсов, нагнетали атмосферу страха и неуверенности в будущем.

В ноябре 1973 г. война Йома 1Сиппура (Yom Kippour) позволила ОПЕК перейти к активным действиям. Организация ввела эмбарго на поставки нефти странам, подозревавшимся в оказании помощи Израилю. В результате экспортные цены на нефть резко возросли. В кратковременной перспективе спрос оставался нечувствительным к этому процессу, и страны-импортеры вынуждены были продолжать импорт по новым ценам. Торговые и платежные балансы всех стран подверглись серьезным испытаниям. Импортеры должны были безотлагательно взять под контроль закупки нефти, но они не могли мгновенно среагировать на повышение цен. С другой стороны, экспортеры не могли так же быстро направить свои доходы на закупки промышленных товаров на Западе. В результате платежный баланс последних приобрел избыточное сальдо. На Западе удорожание энергии привело к резкому сокращению инвестиций*.

Ограны Западной Европы и Япония сразу же предприняли меры по сокращению возникшего дефицита энергетического баланса и своей зависимости от стран ОПЕК. Правительства этих государств пошли на запрет движения автомобильного транспорта по выходным дням, ограничили скорость его движения, начали экономить электроэнергию, расходуемую на освещение и обогрев общественных учреждений. Но главным мероприятием стало поистине драконовское повышение внутренних цен на энергоносители. Кроме того, началась разработка долговременных программ по строительству электростанций на ядерном топливе. Начались разработки залежей природного газа, в том числе и переговоры о его импорте из районов Сибири из Советского Союза. В 1977 г. страны ЕЭС и Япония импортировали гораздо меньшее количество нефти по сравнению с периодом до введения эмбарго. Скромный по своим масштабам экономический подъем конца 70-х годов не помешал Франции и Италии сократить свою зависимость от стран ОПЕК**.

Напротив, США после наступления нефтяного шока стали проводить более либеральную экономическую политику. Конечно, они приняли специальные меры по развитию собственной ядерной энергетики и использованию автомобильных средств с меньшим потреблением горючего. 20 апреля 1977 г. президент Картер даже принял широкомасштабную энергетическую программу. Правительством были отпущены значительные средства на поиск и разработку новых источников энергии. Тем не менее администрация не считала необходимым увеличивать цены на энергоносители. Как раз наоборот, она сделала все возможное, чтобы предотвратить отрицательное влияние роста цен на нефть на экономику, чтобы избежать усиления инфляции. Осуществляя такую политику, правительство сводило на нет инициативы по экономии энергии и поиск ее новых источников. Вследствие этого импорт нефти продолжал увеличиваться, что обострило проблему неравновесного состояния торгового и платежного балансов США. С 1973 по 1977 г. объем американского импорта нефти увеличился на 20%*.

Инфляционные процессы во всем мире усилились. В 1978 г. это привело к новому ухудшению попорций товарообмена стран-членов ОПЕК с остальным миром. К тому же растущая зависимость США от импорта нефти усилила позиции ОПЕК и привела к решению этих государств о новом увеличении цен в реальном измерении в 1979 и 1980 гг. Теперь уже не только стран ОПЕК, но крупные нефтяные компании извлекли из этого прибыль. Они сохранили контроль над технологией добычи и переработки нефти, а также усилили свои позиции в области транспортировки и продажи этого сырья. Большая часть прибыли шла на ускорение технологического процесса в области нефтедобычи и нефтепереработки. Более того, были предприняты исследования в области новых источников энергии. В новых условиях эти компании провели реформы по диверсификации и интеграции своих организационных структур. Позиции их за 1%-е. годы в мировой экономике зна-



чительно усилились. Они стали наиболее могущественной и влиятельной группой в западном мире".

В начале 80-х годов на горизонте появились новые причины для беспокойства по вопросу о снабжении энергией. Опасаясь краха экономической активности и нового всплеска безработицы, западные страны не хотели идти на чрезмерное сокращение потребления энергии. Одновременно война в Персидском заливе позволяла предвидеть новую нехватку нефти. Наконец, приход к власти в США Рейгана увеличил риск возникновения конфронтации между Востоком и Западом. Что касается оценки поведения курса доллара на мировых валютных рынках в 1981 г., она говорила о новом повышении мировых цен.

В долговременной перспективе проблема обеспечения энергией виделась в более благоприятном свете. Во время нефтяного кризиса все западные государства отдали предпочтение идее развития ядерной энергетики и запустили программы по строительству новых атомных реакторов. Конечно, организации по защите окружающей среды могли добиться усиления мер безопасности и уменьшения уровня загрязнения, но до катастроф в Три-Майл-Айленде (США) и Чернобыле (СССР) отныне могли коренным образом изменить выбор правительств. Исследования в области энергетики также продвигаются вперед. Весьма вероятно, что в долговременной перспективе технологический прогресс приведет к ощутимым результатам в энергетике. Производство энергии за счет термоядерной реакции - объект многочисленных исследовательских проектов, так же как и геотермальная энергия (использование тепла Земли), химическая энергия, гидроэнергетика, солнечная энергия, энергия ветра и т.д.

Сторонники Мальтуса имели определенные основания, когда обращали после войны внимание мировой общественности на опасность демографического взрыва и увеличения спроса на сырье и энергию со стороны стран Запада и государств "третьего мира", проходящих стадию индустриализации. Они показали, что необходимо искать правильные решения и принимать действенные меры. С другой стороны, не следовало бы опрометчиво прибегать к простым экстраполяциям и, что называется, смотреть в зеркало современного индустриального общества. Вторая аграрная революция на Западе показала, что проблема перенаселения может быть решена при условии, что ее плоды станут доступными странам "третьего мира". Экономическая рента, которая увеличивается в связи с технологическим прогрессом, может дать решения проблемы исчерпаемости природных запасов и энергетических ресурсов. Одним словом, совсем не обязательно видеть будущее в пессимистических тонах.

В краткосрочной перспективе, конечно, трудности обеспечения могут и привести к возникновению серьезных политических конфликтов. Необходимо быть особенно внимательным в таких ситуациях, поскольку политические деятели иногда забывают, что "управлять - значит предвидеть".

Vaader Так J., Haub С,-Murphy Ё. Trends in world population. P. 51. Notestein F.W. Population: the long view. P. 39. Population declin in Europe / E. Arnold, ed. P. 7, 8. Beaver S.E. Demographic transition Theory. P. 10. Population declin in Europe. P. 10-12.

*Ibid. P. 10-12. Ibid. P. 15.

*Slowing population Growth / TJ. Espenshade, WJ. Serow, eds. P. 223.

*Population declin in Europe / E. Arnold, ed. P. 5; An ageing Population / V. Carver, P. Liddiard, eds. P. 30. Espenshade TJ. Zero pupulation growth. P. 652, 653.

Banque Mondiale. Rapport sur le developpement dans le monde 1980.

Sauvy A. Croissance Zero? P. 73-74. " См.: Myrdal G. Asian Drama.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]