назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [ 121 ] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


121

ваться по автаркичной модели. Создание СЭВ не стало решением этой проблемы. Играл свою роль и другой фактор: на них усиливала давление политическая и экономическая гегемония Советского Союза. Это вызвало растущее сопротивление, которое оказалось непреодолимым с того момента, когда Советский Союз признал провал модели экстенсивного роста даже применительно к своей экономике. Первыми переориентировали свою экономическую политику Польша и Венгрия. Эти страны уже в 70-х годах начали уделять большее внимание производству потребительских товаров, сокращая объемы тяжелой промышленности. К тому же к оборудованию, приобретенному на Западе, теперь добавилась потребительская продукция того же происхождения. В перспективе либерализации системы производства они также расширили область применения экономических реформ. В Венгрии "новый экономический механизм", введенный в 1968 г., дополнился на протяжении 70-х и 80-х годов мерами по либерализации в аграрном секторе и строительстве жилья. В 1980 г. было принято решение об использовании в качестве ориентира уровня мировых цен. Отныне каждое предприятие могло оказаться банкротом, по крайней мере в теории, так как на практике благодаря государственным субсидиям этого не происходило. Увеличение импорта достигалось ценой роста внешней задолженности. Желая сохранить политическую систему социализма, кадаризм ускорил наступление экономического и политического кризиса. Период 1987-1988 гг. стал фатальным для самого Кадара, заставив его расстаться с властью. Вследствие государственного переворота 1989 г. был положен конец однопартийной системе и объявлено о наступлении эры парламентской демократии. Свободные демократические выборы состоялись весной 1990 г., которые привели к созданию системы рыночной экономики, аналогичной той, которая действовала в государствах Запада.

В Польше движение за экономические реформы в большей степени определялось социально-политическим развитием. Либерализация вызвала увеличение доходов в сельском хозяйстве, параллельных секторах экономики, промышленности, а также привела к росту импорта. Чтобы ослабить давление потребительского спроса, цены в 1980 году были значительно повышены. Это привело к забастовкам и рождению свободного профсоюза "Солидарность". Правительство попыталось подавить движение протеста, выдвинув в 1981 г. программу реформ с целью заменить советскую модель плановой экономики, системой индикативного и более демократичного планирования. Принятие временных ограничительных мер в сфере потребления сопровождалось предоставлением большей автономии в управлении промышленностью. Эти попытки реформирования экономики не привели, тем не менее, к ощутимым результатам. Перед лицом радикализации оппозиции власти ввели в декабре 1981 г. чрезвычайное положение и объявили незаконным существование "Солидарности". Экономический кризис достиг высшей точки. Чтобы выйти из этой ситуации, правительство пошло на уступки активной части населения. Однако вызванное этим повышение доходов и цен поставило страну в 1988 г. на порог гиперинфляции. Полная дезорганизация экономики заставила правительство пойти на легализацию "Солидарности" и организацию частично свободных выборов 1989 г. Результатом последних стала победа свободного профсоюза. Коалиционное правительство Тадеуша Мазовецкого приступило к деятельности в сентябре 1989 г. В начале 1990 г. оно приняло к выполнению план Бальцеровича, который предусматривал быстрый (за два года) переход от плановой экономики социалистического типа к системе свободного рынка.

Другие государства этого региона также пережили период политических перемен. Все они хотели реформировать свою экономику на основах свободного рынка. Что касается Восточной Германии, она приняла решение интегрироваться в рьшочную экономику ФРГ. Остальные, в свою очередь, выразили желание сбли-готъся с Европейским сообществом.



ПОТЕРЯННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЛЯ "ТРЕТЬЕГО МИРА"

"Третий мир" в состоянии кризиса

В течение всего периода 80-х годов страны "третьего мира" боролись с острым экономическим кризисом. Во внешнем плане они встретили огромные трудности в области экспорта и внешней задолженности. Во внутреннем это были демографические и экологические проблемы, а также гибельные последствия устаревших моделей традиционного развития.

Что касалось торгового оборота, в основе его издержек лежали отрицательные результаты развития экспорта (как сырья, так и промышленной продукции). К тому же цены на сырье на мировых рынках падали вплоть до 1987 г., что привело к сокращению доходов. Затем восстановление экономической конъюнктуры на Западе вызвало повышение цен. Помимо спроса и предложения сыграли свою роль и факторы структурного характера. В действительности в условиях постиндустриального общества сфера услуг, информации и коммуникаций занимали важное место в экономике. Кроме того, технологический прогресс в промышленности все в большей степени способствовал сокращению потребления энергии и сырья, снижая тем самым значение этих двух факторов в совокупности производственного процесса.

Страны "третьего мира" столкнулись также с растущими трудностями в области экспорта промышленной продукции. Всевозможные нетарифные ограничения на торговлю (в особенности "добровольные" ограничения собственного экспорта), введенные в период экономического кризиса на Западе в начале 80-х годов, остались в силе и с наступлением фазы высокой конъюнктуры. Развивающиеся государства надеются, что начавшийся в 1990 г. Уругвайский раунд ГАТТ примет меры по либерализации в их пользу. Они прежде всего уповают на ликвидацию нетарифных ограничений торгового оборота и на предоставление возможности для их рабочей силы трудиться в других государствах.

Третья серия трудностей, препятствующая развитию внешней торговли, происходит от действия стабилизационных механизмов, созданных в 70-х годах, чтобы ограничить размах колебаний цен на базовую продукцию на мировых рьшках. Однако кризис, разразившийся на Западе в начале 80-х годов, сделал большинство этих механизмов недееспособными. Последние гарантировали заинтересованным лицам устойчивые доходы от экспорта. Но интервенционные запасы, которые власти аккумулировали, прибегая к закупкам по гарантированным ценам, должны бьши впоследствии быть реализованы на мировых рьшках, где условия свободной конкуренции давили на курсы. В результате появились серьезные проблемы финансирования.

Страны "третьего мира" также вплотную столкнулись со вторым экзогенным шоком, тесно связанным с предыдущим - кризисом задолженности. С 1980 по 1989 г. их внешний долг вырос с 633 млрд американских долларов до 1290 млрд. Соотношение этой суммы и объма экспорта (иначе говоря, коэффициент задолженности) изменилось с 82/100 в 1980 г. до 188/100 в 1987 г. Ситуация начала ухудшаться с 70-х годов. Более быстрое повышение цен на энергоресурсы и сырье по сравнению с ценами на промышленную продукцию представило возможность ускорения экономического развития и, соответственно, постепенной вьгалаты долга. Однако возрождение в этот момент нефтедолларов увеличило предложение фондов на мировых рьшках. Кредитная инфляция не замедлила проявиться.

Ситуация полностью изменилась в начале 80-х годов. Индустриальные государства прибегли к монетарной политике, и процентные ставки быстро пошли вверх. В то же время импорт сырья, энергоресурсов и промышленной продукции из стран "третьего мира" резко сократился. Кризис задолженности оказался неизбежным. Он разразился в августе 1982 г, когда мексиканское правительство



наложило мораторий на выплату своего внешнего долга. Коммерческие банки охватила паника. Сомневаясь отныне в платежеспособности стран "третьего мира", они отказались пролонгировать свои краткосрочные займы. Катастрофы удалось избежать благодаря вмешательству МВФ, который взял на себя функции управляющего внешней заложенностью в мрфовом масштабе.

Разрешение кризиса задолженности стран "третьего мира" в период 80-х годов происходило в три фазы. В течение первых лет, последовавших за мексиканским мораторием, применялся достаточно ортодоксальный подход к борьбе с кризисом. Первоочередной его задачей стало восстановление внешнего равновесия в каждой стране. МВФ в сотрудничестве с Мировым банком прибег к реструктуализации долга, сопровождаемой отсрочками кредита с условием применения упомянутыми странами ограничительной полшики, которая должна была ликвидрфовать бюджетный дефицит и остановить инфляцию.

Эти мероприятия МВФ позволили избежать катастрофы, но они не породили глубокого оздоровления.

Наоборот, растущее давление процентных ставок лишь утяжелило долговое бремя для "третьего мира". Деятельность в области предоставления международных займов тем временем значительно замедлилась. Теперь все способствовало переводу валютных ресурсов из стран "третьего мира" в западные государства-кредиторы. Позитивное сальдо в 140 млрд долл. в период в 1878 по 1982 г. уступило место негативному (в 138,3 млрд с 1982 по 1988 г.). Вследствие этого процесс инвестирования замедлился, что ослабило потенциал роста и нанесло удар по перспективам дальнейшего развития. Эти государства оказались во власти порочного круга. Чтобы помочь им выйти из кризиса, секретарь Казначейства США того времени Джеймс Бэйкер (James Baker) предложил в октябре 1985 г. новую политику, которая предусматривала предоставление новых займов коммерческими байками и международными финансовыми институтами. Это было необходимо, чтобы восполнить недостаток внутренних накоплений и восстановить инвестиционный процесс. Частный сектор, однако, не заинтересовала эта инициатива прежде всего из-за неблагоприятного развития политической и экономической ситуации в странах Африки и Латинской Америки. Вместо предоставления новых займов банки проявили больший интерес к возврату уже сделанных, сомневаясь в кредитоспособности стран "третьего мира". В этой ситуации М. Брэди, преемник Бэйкера, выдвинул в марте 1989 г. новый план разрешения кризиса задолженности развивающихся стран. Американским банкам предлагались налоговые послабления взамен на сокращение сумм долга. Используя свое верховенство в МВФ, США также принудили Фонд выступить гарантом новых займов со стороны частных институтов странам "третьего мира" и в случае необходимости сократить размер своих собственных займов этим странам, что доселе было невозможным. Очевидным было намерение Брэди усилить роль управления долгом МВФ, которую тот выполнял де-факто. Иными словами, речь шла о "коллективизации" (посредством МВФ) решения проблемы задолженности.

Кризис, поразивший страны "третьего мира", был усилен влиянием во внутреннем плане демографических и экологических проблем. Население планеты увеличивалось более быстрыми темпами, чем прогнозировалось: к концу 80-х годов оно превысило 5 млрд человек. Особенно беспокоило то обстоятельство, что самыми быстрыми были темпы такого роста в самых бедных странах. В Азии, тем не менее, рождаемость проявила признаки замедления, что свидетельствовало о ее вступлении в фазу перехода*. Такой же процесс наметился и в Латинской Америке, но протекал он здесь гораздо медленней. Африка же, наоборот, испытала настоящий демографический взрыв, ежегодный прирост населения составлял здесь

*См. гл. 3.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [ 121 ] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]