назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [ 120 ] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


120

составлял порядка половины от американского, ему предстояло вдвое увеличить свои ассигнования для того, чтобы предоставить достаточный ответ новой программе вооружений США. И это предстояло сделать в тот момент, когда значительная доля национального продукта уже поглощалась военными расходами и затратами на содержание огромного бюрократического аппарата. Приняв, тем не менее, вызов, Леонид Брежнев вел страну прямо к катастрофе. Экономике угрожала опасность полной дезорганизации. Рост военных расходов и соответствующее повышение денежных доходов разрушали потребительский сектор: он уже не мог удовлетворить рост спроса на эти категории товаров.

Попытки реформ

Накануне принятия Рейганом программы перевооружения Брежнев пытался придать экстенсивной экономике, проявившейся в 1979 г. признаки кризиса, новый импульс развития. Реформы предусматривали улучшение производительности за счет развития традиционных базовых отраслей. Решение бьшо найдено в создании гигантских индустриальных комплексов и "суперминистерств". В действительности же был достигнут обратный результат - косность системы только усилилась.

После Брежнева Юрий Андропов (находившийся у власти 15 месяцев в 1983 и 1984 гг.), в свою очередь, намеревался проводить реформы. Они бьши направлены на усиление дисциплины труда, предоставление большей самостоятельности руководителям предприятий пяти традиционных базовых отраслей в надежде, что те смогут воспользоваться ею для осуществления собственных инвестиций в целях улучшения качества продукции. Однако этим реформам не суждено было осуществиться, так как сам Андропов находился у власти лишь год и три месяца. Последовавший за ним Константин Черненко пробыл у власти еще меньший срок (13 месяцев в 1984 и 1985 гг.). Более того, этот человек был слишком блеклой фигурой, чтобы придать своему правительству новый импульс развития. К ухудшению общей экономической ситуации добавились трудности с платежным балансом. Снижение цен на энергоносители на мировых рьшках имело настолько негативный характер применительно к Советскому Союзу, что правительство вынуждено было ограничить импорт потребительских товаров из других стран Восточного блока одновременно с закупками необходимого современного оборудования в западных странах.

Михаил Горбачев, пришедший к власти в 1985 г., прежде всего смог осознать всю тяжесть кризиса, в которой пребывала страна. Это был первый лидер страны, который понял, что экономические реформы (перестройка), чтобы преуспеть, должны сопровождаться изменениями в политической сфере, для чего нужно обеспечить большую открытость общества (гласность). В первые годы перестройки Горбачев оставался верен традиционным принципам плановой экономики. По его мнению, смена экстенсивной модели экономического роста интенсивной должна была проходить в условиях именно этой системы планирования. Первоначально Горбачев исходил из постулата об эффективности экономики социализма. Однако всем его попыткам препятствовало всевластие бюрократии и коррупции. Советский лидер полагал, что устранив это всевластие, можно придать социалистической системе ту эффективность, на которую она способна. Переход к интенсивному росту, сопровождающийся быстрым улучшением благосостояния населения, мог бы тогда происходить, по его мнению, беспрепятственно. Социалистическая же экономика обеспечивала бы более справедливое распределение плодов процветания, чем капиталистическая.

Горбачев без промедления принял ряд мер, чтобы вдохнуть новую жизнь в советское социалистическое общество. Он позволил говорить о преступлениях сталинской эпохи и коррупции времен Брежнева, всячески поощрял политику



гласности на радио и телевидении, начал активную кампанию против алкоголизма с целью улучшить качество жизни общества и повысить этику труда. Для придания новой динамики планируемой экономике был принят новый двенадцатый пятилетний план. Принцип централизованного планирования бьш сохранен, однако его исполнение было несколько упрощено и ограничено. Отньше предприятия получили большую самостоятельность в области принятия решений. Тем, к примеру, которые инвестировали средства на модернизацию своего производства, разрешалось снизить вдвое нормы амортизации. Результаты деятельности предприятий отныне оценивались не по количеству произведенной продукции, а по полученной чистой прибыли. Если таковые были успешными, предприятиям предоставлялось право увеличивать заработную плату. Другим новшеством стала возможность признания предприятия банкротом.

Реформы, объявленные в 1985 и 1986 гг., сопровождались ухудшением ситуации. Кампания по борьбе с алкоголизмом зашла в тупик, так как никакая потребительская продукция не смогла прийти на смену водке. Реформам оказьшали сопротивление те представители аппарата и партии, которые опасались, что их власть значительно сократится. Снижение поступлений от продаж сырья и энергоресурсов на внешнем рьшке ограничило количество необходимой стране валюты. Соответственно уменьшился импорт необходимого для модернизации производства оборудования. Нехватка рабочих рук спровоцировала повышение заработной платы и рост производственных издержек, которые, с учетом системы фиксированных цен, должны бьши покрываться за счет предоставления государственных субсидий, т.е. за счет увеличения бюджетного дефицита, роста денежной массы и усиления давления инфляции. В результате мощный импульс получило развитие "черного рьшка", товарные запасы магазинов были исчерпаны, а коррупция стала настоящим бедствием.

Эти обстоятельства заставили Горбачева сменить свои представления о направленности реформ. Он отошел от идеи придать новый импульс развитию плановой системы, решив перестроить советскую экономику на принципах рыночного социализма по западной модели смешанной экономики. К примеру, были созданы новые формы предприятий. Начиная с мая 1987 г. здесь многие услуги и кустарное производство стали осуществляться частными предприятиями. В июле 1988 г. вступил в действие новый Закон о кооперативах, который облегчил условия их деятельности. Помимо этого, с февраля 1990 г. начал действовать Закон о собственности, основанный на правах наследования гражданами земли для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства. Наконец, была либерализована система создания совместных предприятий с западными партнерами, чтобы способствовать модернизации экономики благодаря привнесению западной технологии. Денежная система подверглась сильной девальвации, стимулируя экспорт.

Несмотря на новаторский характер, реформы Горбачева не смогли ускорить процесс перестройки экономики, которая развивалась слишком медленно. В сфере услуг появились сотни тысяч новых предприятий, но их влияние на занятость оставалось крайне ограниченным (в 1990 г. ими было создано лишь 7 млн рабочих мест). В традиционных производственных и распределительных отраслях продолжали свирепствовать инерция и коррупция. Увеличение денежных доходов не сопровождалось пропорциональным ростом предложения потребительских благ. Большинство населения столкнулось с реальным снижением жизненного уровня. Очереди в государственных магазинах росли, давление инфляции усиливалось, а "черный рьшок" продолжал развиваться. К сопротивлению реформам со стороны привилегированной партийной касты добавилось растущее недовольство других слоев населения.



Распад Восточного блока

Кризис социалистической экономики поставил под сомнение не только сталинскую модель экстенсивного роста. Он также затронул маоистскую модель культурной революции (1966-1976 гг.), которая опиралась на постоянную идеологическую мобилизацию и интенсивное участие всего населения в производственном процессе. Хаос, порожденный использованием этой радикальной модели, породил ревизионистское контрдвижение. В 1978 г. Дэн Сяопин объявил о начале проведения политики реформ, направленных на создание системы смешанной экономики. Китайский лидер опирался на принципы западной рыночной экономики и одновременно решил открыть китайскую экономику всему миру. Наибольший эффект принесли реформы в аграрном секторе. Принципу коллективизма здесь постепенно был положен конец. Сельские коммуны были разделены на кооперативы, деятельность которых благодаря системе аренды вновь стала ориентироваться на семейный принцип. Была смягчена система обязательных займов в пользу государства и ослаблен контроль за ценами, что возродило у заинтересованной части населения желание увеличить свои доходы. Эти меры привели к впечатляющим результатам. Сельскохозяйственное производство выросло настолько, что в 1984 г. страна добилась самообеспечения в продовольственной области. В то же время номинальный доход аграриев возрос в 3 раза.

В конце 1984 г. реформы в области сельского хозяйства были углублены. Землепользование отньше регулировалось системой долгосрочной аренды на индивидуальной основе. Обязательные поставки продовольствия государству были заменены контрактными соглашениями аграриев и властей. Наконец, получила развитие торговля между частными лицами.

Реформа продолжалась и в промышленности. Система централизованного планирования контролировала лишь 20 видов продукции базовых отраслей. Остальные подчинялись местной администрации или частной инициативе. Особенно успешными оказались результаты либерализации в сельских районах. Здесь деятельность мелких предприятий испытала значительный подъем: десятки миллионов человек были вовлечены в отрасли по переработке аграрной и производства потребительской продукции в рамках автономных хозяйств или подрядов для заводов, расположенных в городских зонах. Государственные предприятия в городах не имели такого же успеха. Их деятельность подчинялась местной администрации и партократии. Тем не менее значительно возросло число совместных предприятий с западными партнерами и бьши реализованы крупные инвестиционные проекты.

Процесс реформирования китайской экономики был настолько быстрым и проходил в атмосфере недостаточной координации, что неизбежным становилось наступление фазы "перегрева". Цены росли, и в 1988 г. темпы инфляции, с учетом официальных цен в городах, составили 30%. В действительности же они находились на гораздо более высоком уровне. В конце этого года политике реформ был положен конец. Усилился контроль центральной администрации. Инвестиции резко сократились, заработная плата стагнировала, а контроль за ценами усилился. Был свернут и процесс либерализации в политической сфере после манифестации китайских студентов весной 1989 г. в Пекине. Армия, жестоко подавив их, вернула партии всю полноту власти. В действительности власти не имели намерения полностью свернуть экономические реформы. Они добивались установления своего контроля за их ходом, даже ценой ослабления динамики общего экономического развития.

В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов экономического управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе. Усиленное использование советской модели экономического роста дало результаты лишь в период реконструкции. Впоследствии не замедлили сказаться внутренние слабости системы. Более того, эти государства не были столь крупными, чтобы быть в состоянии разви-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [ 120 ] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]