назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [ 119 ] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


119

в США этот процесс не получил широкого развития, так как число предприятий, поддающихся приватизации, было ограничено. Тем не менее некоторые случаи имели место. Штат Теннесси, к примеру, передал управление исправительными учреждениями частному предприятию. Другие штаты последовали этому примеру. В частный сектор переходили и другие государственные службы.

БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ

На протяжении всех 80-х годов сокращение государственных расходов стало одной из основных задач экономической политики, проводимой в западных странах. Чаще всего это сокращение вписьшалось в рамках бюджетного оздоровления, которое ставило целью устранить нежелательные последствия политики бюджетного стимулирования, проводившейся в 70-х годах. Эта политика подверглась серьезной критике, так как повышение процентных ставок ограничивало доступ частного, сектора к рынкам денег и капиталов. Более того, она поощряла сбережение в ущерб потреблению, что замедлило процесс роста. Наконец, повышение процентных ставок утяжелило бремя государственного долга, который, приобретя эффект "снежного кома", стал невьшосимо тяжел для властей.

Принятый в 1985 г. aJZiniA закон Ррэмма-Рудмана-Хоадингса (Gramm-Rudman-Hollings), предписывал правительству устранить до 1992 г. дефицит бюджета. Другие государства также приняли ряд конкретнь1х мерПб сокращению собственных дефицитов. На практике неолиберальные правительства, находившиеся у власти в западных государствах, безусловно, преуспели в сдерживании роста государственных расходов, но они не смогли сломать собственно динамику смешанной экономики, которая способствовала созданию широкой системы социальной защиты. Между 70-ми и 80-ми годами доля государственных расходов в общем ВНП сильно не изменилась. В США, к примеру, она возросла с 17% в 1979 г. до 18,6% в 1987 г.

ПРОБЛЕМА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В начале 90-х годов приоритеты экономического кризиса несколько отодвинули в сторону проблему окружающей среды. Политика дерегламентации в экономической сфере имела такие же последствия, в особенности в США и Великобритании. Так, в период президентства Рональда Рейгана США сократили свой взнос в финансирование Программы ООН по защите окружающей среды; они также выступили против политики регулирования рождаемости, выдвинутой ООН, и отказались подписать международную конвенцию относительно эксплуатации морских богатств. Британское правительство, в свою очередь, продолжало сброс токсичных промышленных отходов в Северное море.

Однако в период этого десятилетия деградация окружающей среды приняла такие масштабы, что стало срочной необходимостью расширить сферу применения регулирующих норм. Инициативу перехватили международные организации. Первую важную акцию в этом отношении представила собой объявленная ООН защита региональных морей. Это послужило поводом для совместных действий прибрежных государств по ограничению сбросов промышленных отходов. В первую очередь был разработан план по сокращению загрязнения Средиземного моря. Затем аналогичные соглашения были подписаны с прибрежными странами Балтийского моря, восточной части Индийского океана. Красного моря и Аденского залива. Активную роль в вопросах защиты окружающей среды играла и КЕС. С 1982 г. предприятия должны были представлять информацию о складировании опасной продукции; с 1984 г. вступили в силу нормы загрязнения выхлопными газами для автомобилей; в 1989 г. издана директива об использовании горючего без содержания свинца.



Особую роль в этом отношении играло общественное мнение, заставляя руководство обращать большее внимание проблемам окружающей среды. Усилилось движение протеста против использования ядерной энергии. Демонстрации против строительства новых атомных электростанций, завершавшиеся порой насилием, нашли большое число сторонников во всех западных государствах. Это движение получило большую поддержку со стороны пацифистов, которые организовали массовые демонстрации против размещения в Европе ракет среднего радиуса действия. Общественное мнение стало более чувствительным к окружающему нас миру. Участившиеся кислотные дожди, загрязнение почв, вызванное действием тяжелых металлов, ухудшение качества воды в береговых зонах вызьшали растущее беспокойство. Это нашло свое политическое выражение в создании партий "зеленых". Последние имели особенный успех в ФРГ. На выборах 1983 г. они добились 28 мест в парламенте, в 1987 г. - уже 41. Повсюду экологические партии становились влиятельными группами давления, которые выступали за развитие природоохранного законодательства. Во многом такой всплеск бьш вызван серией катастроф и вниманием к ним средств массовой информации. В 1984 г. 1745 человек погибло, а десятки тысяч - отравлены, когда произошел выброс токсичного газа из находящегося вблизи густонаселенного квартала в Бхопале (Индия). Двумя годами позже произошел взрыв ядерного реактора в Чернобьше, в 100 км от Киева 135 тьюяч человек бьшо в спешке эвакуировано, а радиоактивное загрязнение затронуло значительную часть Европы. Некоторое время спустя другое происшествие, на этот раз на химическом заводе в Сандозе недалеко от г. Бабе в Швейцарии стало причиной экологической катастрофы в Центральной Европе. Чтобы избежать худшего, огромные количества исключительно токсичных веществ были сброшены в Рейн. Погибли сотни тысяч рыб, а растительная жизнь в реке исчезла.

Не только Запад стал единственным регионом мира, столкнувшимся с проблемами окружающей среды. В "третьем мире" они так же давили тяжелым грузом на процесс экономического развития. Традиционная концепция в этой сфере оказалась под вопросом ввиду непринятия во внимание факторов воздействия на окружающую среду экономического прогресса. Меры по развитию сельского хозяйства, к примеру, приводили к практике использования до предела пастбищ, расширению пустьшь и распространению голода в странах "третьего мира", а из-за чрезмерного применения удобрений - к загрязнению стоков рек в западных странах. Не следует забьшать последствия быстрого разрушения тропических лесов для окружающей среды и климата. В свою очередь, страны "третьего мира" считают, что политика западных государств в области защиты окружающей среды увековечивает бедность в развивающихся странах.

УПАДОК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Кризис модели экстенсивного роста

Сталинской модели экстенсивного роста, которая характеризовалась умножением промышленного производства, достигнутого за счет постоянного увеличения использования факторов производства (труда и в особенности капитала), в 30-х годах - на стадии первичной индустриализации - удалось добиться впечатляющих результатов. Эта модель доказала свою работоспособность также в период войны и послевоенной реконструкции. Затем началась ее быстрая деградация. Ориентированная на развитие тяжелой промышленности она не могла вызвать ее перестройку, а также способствовать созданию более сложного и диверсифицированного общества потребления, готового использовать возможности технологического развития. Будучи поддерживаемой системой планирования со стороны политических властей, она постепенно оказалась во власти партократии. Переход



же к модели более интенсивного роста и эффективного использования - как в качественном, так и в количественном отношении - необходимых производственных факторов, который опирался бы на рост мотивации, профессионального образования, прогресс в технической области и развитие творческого начала, становился практически невозможным. Чтобы скрыть это бессилие, власти пошли на возобновление курса на перевооружение, что давало возможность развивать гяжелую промышленность по традиционной модели экономического роста. Эта политика вписывалась в климат "холодной войны", которая стала знаменателем конца сталинского периода и снова встала в повестку дня в период правления Брежнева.

Кампания перевооружения дала временную передышку модели экстенсивного роста, но оживлявшая его динамика не имела никакой практической пользы. Его источники иссякали один за другим. Бьши исчерпаны и резервы рабочей силы, которые использовались в аграрной сфере. Демографическое развитие, имея неблагоприятную тенденцию, привело к такой же нехватке в городе. Издержки производства энергии и сырья не прекращали увеличиваться. Месторождения использовались во все более удаленных и труднодоступных районах. Запасы располагались здесь на больших глубинах, а содержание минералов изменялось. Использование энергии и сырья не было рациональным и требовало удовлетворения все больших нужд. Экстенсивная модель привела к формированию "экономики дефицита" (по концепции Януша Корнай). Эта экономика характеризовалась, с одной стороны, неадекватностью растущих потребностей в источниках энергии, сырья и полуфабрикатов с отдачей конечной продукции, а с другой -противоречием между ростом спроса населения вследствие развития тяжелой промышленности и увеличения доходов работающих в нем и недостаточным вниманием, уделяемым самому потребительскому сектору. Это напряжение тем не менее не порожало благоприятной динамики в области технических инноваций, чего и не могло быть, так как модель экстенсивного роста ориентировала всю совокупность инвестиций и рост заработной платы на увеличение объемов производства, не заботясь об улучшении производительности. Для модернизации оборудования пришлось прибегать к помощи Запада. В данной области советская экономика становилась все более зависимой от импорта, который она финансировала за счет полученной от экспорта сырья и энергоресурсов валюты. Накопление инвестиций в обеих сферах разрушало и без того напряжен .ую промышленную структуру страны.

Недостатки сталинской модели экономического роста усиливались результатами экономического развития западных стран в 70-х - начале 80-х годов. Безусловно, кризис смешанной экономики, который переживал Запад в то время, также привел к определенным сложностям в экономике, однако его последствия не шли ни в какое сравнение с теми, что испытьшала советская экономика. Благодаря своей открытости, ориентации на рьшок и политической системе парламентской демократии западные государства проявили удивительную гибкость в сфере промышленности и в институциональном плане. К тому же кризис вызвал в этих государствах усиление адаптационных способностей, которые изменили систему отношений между трудом, капиталом и властью и вызвали подъем созидательной активности на предприятиях. Волна инноваций, ставшая его результатом, породила постепенную перестройку всей западной экономики, ускорение технического прогресса и улучшение материальной жизни. Напротив, советская экономика бьша неспособна восполнить новую образовавшуюся пропасть между Востоком и Западом.

Положение еще более осложнилось, когда пришедший к власти в США президент Рейган начал проводить политику модернизации вооружения. Для Советского Союза это оказалось невьгаолнимой задачей. В то время как ВНП последнего

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [ 119 ] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]