назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [ 118 ] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


118

политике роста, объявив о повышении налогов и обязательной подписке на облигации государственного займа. Таким образом, с некоторым опозданием Франция присоединилась к тем странам, которые проводили дефляционную политику.

Опыт социалистов 1981 и 1982 гг. показал невозможность в современных условиях проведения полностью самостоятельной и независимой экономической политики. Возвращение на короткий период в 1986 г. к власти правительства правых (при президенте-социалисте) не оказало значительного влияния на конъюнктурную политику. Структурная же политика претерпела существенные изменения. Многие государственные предприятия вновь перешли в частные руки. Эта увенчавшаяся успехом программа приватизации дала основание для размышления социалистам. Когда они вновь вернулись к власти (в 1988 г., на этот раз без коммунистов) они вкорне изменили собственные взгляды на структурную политику. Правительство стало сторонником "европейской" технологии развития, которая могла бы вне зависимости от границ наладить сотрудничество между крупными европейскими компаниями. В этом правительство видело способ оказания помощи модернизации французской промышленности.

Прагматический подход, принятый на вооружение французскими социалистами, применение ограничительной политики, а также благоприятное развитие европейской экономики вернули веру французским компаниям в будущее национальной экономики. С 1987 г. инвестиции снова начали расти. Возобновился и экономический рост, вовлекая Францию в фазу высокой конъюнктуры, которую переживал западный мир.

4. СОБЫТИЯ, СТАВШИЕ ВЕХАМИ В 80-х ГОДАХ

ИЗМЕНЕНИЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ Неолиберальная идеология

В 80-х годах система смешанной экономики подверглась серьезным изменениям. Это стало результатом критических высказьшаний из самых различных кругов. Одни высказывания были направлены против излишнего вмешательства государства в экономическую и социальную сферы, другие - против неэффективности бюрократического засилья. Государство благосостояния, основанное на кейнсианских принципах, как оказалось, присвоило себе слишком много социальных и экономических функций, которые уже не могло более удовлетворительно вьшол-нять. Та модель смешанной экономики, которая доминировала в 80-х годах, бьша заправлена изрядной порцией неолиберализма. Эта форма смешанной экономики характеризовалась поиском нового равновесия между ролью рьшка и государственной власти и возрождением веры в способность рьшочных механизмов решить экономические и социальные вопросы.

Неэффективность государственных интервенций отягчалась влиянием структурного кризиса 70-х годов. Страны, стимулировавшие внутренний спрос, не могли использовать возможности открытого рынка и сталкивались с растущей конкуренцией в мировом масштабе. Эти же государства оказались не в состоянии провести необходимую структурную перестройку в промышленности. Наоборот, созданные в социальной сфере координирующие структуры препятствовали всяким изменениям в промышленности. Усиление принципа индивидуального преуспевания и конкуренции в рамках смешанной экономики, предпринятое под влиянием правительств неолиберальной ориентации 80-х годов, ставило целью увеличить способность к адаптации экономической системы того времени, когда вставал вопрос о необходимости создания новой модели экономического роста. Налоговые реформы, дерегламентация, приватизация и бюджетное оздоровление стали главными инструментами ревизиции послевоенной кейнсианской модели экономики. 12*355



Налоговые реформы

Кризис государства благосостояния проявился прежде всего в сфере фиска. С началом стагнации экономики становилось невозможным продолжение финансирования социальных программ. В результате недовольство среднего класса давлением налогового пресса и ускорением инфляционных процессов становилось все более сильным. Все громче слышались голоса о том, что утяжеление налогового бремени не мотивировано и препятствует экономическому росту. Все это шло вразрез с идеалами социальной справедливости, такими дорогими для поклонников смешанной экономики.

Наиболее впечатляющими бьши налоговые реформы, проведенные в 80-х годах в США Рональдом Рейганом. Уже в 1981 г. здесь принимается первая реформа ("Economic Recovery Tax Act"), которая значительно уменьшила налоги на доходы физических лиц и позволила инвестирующим предприятиям проводить ускоренную амортизацию своего оборудования. В основе решения о снижении налогов лежала идея о том, что это сокращение могло бы самофинансироваться. Соображение бьшо следующим: поощрение к деятельности, сбережениям и инвестированию должно было вызвать такое увеличение доходов предприятий, что поступление новых налогов в сумме могло перекрыть их дореформенный объем. (Эднако многим надеждам, возлагавшимся на эту реформу, не суждено было сбыться. Вторая реформа ("Tax Reform Act") была проведена в 1986 г. Она предусматривала новое сокращение налогов на физических лиц, полное освобождение от обложения обладателей средних доходов и сокращение налогов на компании.

В других странах снижение прямых налогов сопровождалось увеличением косвенных, в результате чего это не сказьшалось на бюджете. Такую политику проводила Великобритания с 1979 г. В ФРГ и Японии налоговые реформы несли на себе печать прагматизма. Эти страны увязьшали снижение прямых налогов с ограничением государственных расходов и сокращением соответствующих служб.

Дерегулирование

США также представляли пример сильного влияния всевозможных экономических и социальных регламентации. После второй мировой войны их применение значительно расширилось. В экономической сфере они протежировали многочисленным секторам, имевшим возможность конкурировать между собой, и таким образом способствовали созданию системы монополистического ценообразования. Это вызвало растущее недовольство потребителей. В социальной сфере они возлагали серьезные обязанности на предприятия по защите их персонала и сохранению окружающей среды. Руководство предприятий также оказывало сопротивление такой политике.

Первые мероприятия по дерегулированию относятся еще к периоду правления Джимми Картера: в 1978 г. они затронули воздушный транспорт, а в 1980 г. - формирование процентных ставок на финансовых рынках. В период президентства Рональда Рейгана главное мероприятие по дерегламентации затронуло систему телекоммуникаций: в 1984 г. компания "АТТ" бьша разделена на 7 региональных обществ, и телефонные разговоры на дальние дистанции, равно как и коммуникации между компьютерами, бьши подчинены принципам свободной конкуренции. Важные мероприятия по дерегулированию бьши также приняты в области загциты окружающей среды и социальной защиты работников. Отмена регламентации в области воздушного транспорта быстро выявила границы, за пределами которых принципы свободного рьгака в этой отрасли начинали способствовать образованию олигопо-листических тенденций. В первое время благодаря созданию новых компаний дерег-ламентация привела к снижению тарифов и цен, а также к более широким возможностям выбора для потребителя. Затем пресс конкуренции привел к перегруппировке компаний. В конце же 80-х годов сектор воздушного транспорта стал еще



более монополистичен, чем он был в 1978 г., когда начиналось дерегулирование Сокращение издержек в период свободной конкуренции увеличило риск возникно -вения аварийных ситуаций. В результате отрасль была вновь "регламентирована".

В других странах для усиления конкуренции в экономике были приняты законодательные меры. В некоторых отраслях, к примеру, меры регулирования принимались в зависимости от прогресса в области информатики и микроэлектроники: фиксация цен становилась более гибкой, и эти сектора вовлекались в перестройку. В сфере защиты окружающей среды, напротив, в 80-х годах происходило обратное движение. Повсюду эти нормы ужесточались.

Приватизация

Самый радикальный способ приватизации - продажа государственных предприятий или денационализация - отчетливо показывал желание отказаться от государственного вмешательства в экономику. Именно в Великобритании, где наибольшее количество предприятий национализировалось после войны, приватизационное движение было наиболее сильным. В этой стране решение о приватизации обусловливалось причинами экономического, политико-идеологического и финансового порядка. Для начала разберем экономические причины. Достижения национализированных предприятий оставались недостаточными: никакие санкции рынка не могли из поколебать, эффективность желала лучшего, зато назначения на должности часто диктовались политическими соображениями. Более того, из-за отсутствия конкуренции потребитель вынужден был довольствоваться услугами и товарами весьма невысокого качества.

Под углом политико-идеологической точки зрения приватизация представляла решающий этап на пути к народному капитализму, который мог бы стать достойной заменой смешанной экономики кейнсианского Т1ша. Предоставляя возможность владения акциями самим широким слоям населения, государство ограничивало могущество профсоюзов, что позволило бы положить конец традиционной политической и социальной поляризации британского общества. В финансовом плане от приватизации ожидалось смягчение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита. В Великобритании прошло две волны приватизации. В период первого мандата Маргарет Тэтчер этот процесс носил частичный характер и затронул, в частности, крупные компании ("Бритиш петролеум" и "Бритиш ойл"). Эти акции не слишком повлияли на развитие рынка и напряжения последнего удалось избежать. Достигнутый успех привел к тому, что правительство пошло дальше положений своей предвыборной кампании 1979 г. В период второго мандата Тэтчер приватизация приняла более масштабный характер. Она часто распространялась на всю совокупность предприятий, акции которых предлагались на выгодных условиях, чтобы в максимальной степени обеспечить их распьшение. В числе полностью приватизированных компаний фигурировали "Ягуар", "Бритиш гэс", "Бритиш эйрвейс" и "Бритиш телеком". Эта вторая волна также увенчалась успехом. С 1980 и 1987 г. число акционеров увеличилось с 2 до 9 млн. Отныне их численность превышала численность членов профсоюзов.

Около 600 тыс. занятых перешли из государственного сектора экономики в частный. Выраженное в отношениях ВНП, доля промышленности, поставленной под контроль государства, упала с 10,5 до 6,5%. Одновременно успешной выглядела и приватизация жилья, принадлежавшего муниципалитетам: с 1979 по 1988 г. более 850 тысяч семей стали собственниками своего жилища.

Францию также затронул процесс приватизации: правительство, руководимое Жаком Шираком, денационализировало 65 государственных предприятий. Это мероприятие увенчалось успехом, и число акционеров увеличилось в 4 раза. Другие государства (Испания, Италия и Португалия) также перевели некоторые предприятия из государственной собственности в частную.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [ 118 ] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]