назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [ 117 ] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


117

3. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Начало 80-х годов - трудный период для Западной Европы. Ограничительная политика правительств, направленная на борьбу с инфляцией и оздоровление государственных финансов, снижение уровня инвестиций в промышленность и рост структурной безработицы стали причинами стагнации европейской экономики. Подписание "единого акта" на Люксембургском саммите в декабре 1985 г. позволило изменить положение вещей. Этот документ, подготовленный по инициативе КЕС и ее председателя Жака Делора, предполагал создание к 1992 г. единого рынка с потенциалом в 350 млн. потребителей. Вера в будущее возродилась, что сказалось на увеличении объемов инвестиций в промышленность. Несколько раньше экономический подъем испытала экономика США, что также благоприятно отразилось на перспективах развития европейской экономики. Экономический рост вновь набрал необходимые темпы. В то же время европейский интеграционный процесс вновь ускорился, что в первую очередь нашло свое выражение в финансовой сфере. Главной целью здесь было создание ЕВС, реализация которой была облегчена благодаря мерам, принятым Францией, Бельгией и Италией в 1982 г. Ограничительная монетарная политика, проводимая этими странами, чтобы противостоять мощи западногерманской марки, позволила обеспечить в Европе достаточно широкую зону монетарной стабильности, в рамках которой становились редкими корректировки валютных курсов в противоположность тому, что происходило в зонах доллара, йены и британского фунта стерлинга. В 1989 г. Жак Делор, президент КЕС, предложил в целях закрепления благоприятных тенденций развития монетарной сферы перейти на стадию Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Все страны-члены ЕЭС, за исключением Великобритании, в принципе, одобрили эту инициативу. Проект должен был бьггь реализован в три этапа. В первую очередь (с 1 июля 1990 г.) предполагалось либерализовать движение капитал лов. В декабре 1990 г. специальная конференция должна была обсудить содержание ЕЭВС, определить механизмы создания Центрального европейского банка и гармонизации бюджетной политики.

Это новое движение вперед не осталось без внимания со стороны остального мира. Так, намерение сблизиться с Европейским сообществом проявили страны ЕАСТ. Некоторые из них изъявили желание стать кандидатом на прием в Сообщество, другие же хотели добиться статуса ассоциированного члена. К ним присоединились и страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Экономический успех ЕЭС, однако, вызвал беспокойство на других континентах. Здесь прежде всего опасались чрезмерного усиления ФРГ, которая являлась двигателем экономического развития Европы. Другие указывали, что в условиях объединения Западной и Восточной Германии, экономика последней усилит влияние немецкой экономики на развитие Сообщества, что станет причиной возможных трений и источником политической нестабильности. Япония и США, в свою очередь, опасались, что ЕЭС превратится в экономическую "крепость", которая окажется во власти протекционистских тенденций. Страны же "третьего мира" боялись, что успех экономического объединения будет препятствовать увеличению притока капиталов из ЕЭС в наименее развитые регионы. Недавнее политическое освобождение стран Восточной и Центральной Европы только усилило бы процесс переориентации инвестиционной стратегии в области инвестиций.



ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В 80-х годах правительство Тэтчер сыграло в европейском машстабе роль предвестника в процессе борьбы с инфляцией. В 1979 г. учетная ставка Банка Англии поднялась за шесть месяцев с 5 до 17%. Правительство предпринимало меры монетаристского характера, чтобы ограничить рост денежной массы. Результатом этих мероприятий стала тяжелая экономическая рецессия. Как в 1981 г., так и в 1982 г. ВНП сократился почти на 4%, а промышленное производство - минимум на 15%. Многочисленные отрасли промышленности, включая автомобильную, стали жертвой процесса деиндустриализации. Число безработных увеличивалось с 1,3 млн человек до 3,5 млн. Это увеличение сжало спираль цен и заработной платы, в результате чего инфляция сократилась в 1983 г. до 4,6%. Закон о профсоюзах (Trade Union Act), который обязывал проводить процедуру тайного голосования в случае призыва к забастовке и провал забастовки шахтеров в 1984 и 1985 гг., положили конец монополии на власть традиционных профессиональных союзов. Сложились новые социальные отношения, что позволило придать большую гибкость (и повышению и понижению) процедуре определения размера заработной платы и, прибегая к увольнениям и реорганизациям производства, повышать производительность. Используя плоды экономического подъема в США, оздоравли-вается и британская экономика. С середины 1986 г. безработица пошла на убыль, а благодаря снижению инфляции реальная заработная плата возросла. В 1987 г. промышленное производство и инвестиции достигли уровня 1979 г. Экономический рост продолжался и в дальнейшем, оставаясь на уровне 4% в 1988 и 1989 гг.

Развитие британской экономики происходило одновременно с ухудшением текущего сальдо: высокая конъюнктура и процветание, с одной стороны, а дез-индустриализация - с другой, вызвали растущую потребность в импорте, тогда как завышенная стоимость фунта отрицательно влияла на экспорт. В этих условиях снижение обменного курса становилось неизбежным. Однако, чтобы противостоять инфляционистскому влиянию обесценения валюты, учетная ставка последней должна была находиться на высоком уровне. Процесс экономического роста испытал потрясение. Понемногу Великобритания возвращается к старой траектории развития: смене фаз роста периодами его торможения. Этому не мешает и хорошее "поведение" финансового сектора. Модернизация Лондонской биржи ("Big Bang" в 1987 г.) ставит Сити среди самых крупных финансовых площадок мира. Чтобы сохранить эти позиции при неблагоприятном состоянии платежного баланса, необходимо бьшо поддерживать учетную ставку на высоком уровне. Эта политика "дорогих денег" усилила напряженность, учитьшая различия в интересах, между финансовым и промышленным секторами. Неолиберальная политика Маргарет Тэтчер привела к появлению проблем структурного порядка и с географической точки зрения. Новые инвестиции получили прежде всего Юго-Восток Англии и Лондон. Что же касается старых промышленных областей центра Англии и Юго-Запада Шотландии, они клонились к закату. Таким образом, возникли напряжения между этими регионами.

Перед успехом экспортной стратегии промышленности германское правительство под давлением извне проводило в 1978 и 1979 гг. политику бурного экономического роста. Однако инфляция заставила правительство пойти на ограничительные меры, которые сформировали экономическую политику последующих лет. Цены обрели стабильность, а дефицит текущего баланса, сформировавшийся вследствие второго нефтяного шока, исчез.

Германская экономика также испытала на себе последствия мировой рецессии начала 80-х годов, что заставило правительство уделить больше внимания необхо-12 Герман Ван дер Bee353



димости глубоких изменений на самих предприятиях. Власти сделали более гибкой политрпсу заработной платы, поощряли профессиональную мобильность и стимулировали инвестиции в рационализацию производства. Все это ставило целью сокращение издержек производства. С 1983 г. под влиянием роста внутреннего спроса начался автономный экономический подъем. С 1984 г. на его ход оказало влияние и увеличение экспорта. Блестящие результаты последнего вызвали растущее раздражение за рубежом. Перед фактом увеличения положительного внешнеторгового сальдо ФРГ США настаивали на том, чтобы последняя вела политику поощрения экономического роста и взяла на себя роль локомотива мировой экономики, вьшол-няемую США. С этим бьша не согласна сама ФРГ, которая продолжала придерживаться монетарной ограничительной политики и проводила ее уже несколько лет. В таких условиях становилось неизбежным повышение процентных ставок и в США. Опасения перед подобной перспективой привели к массовому сбросу акций, вызвавшему кризис на Нью-йоркской бирже в октябре 1987 г. Смягчение монетарной политики, вызванное этим биржевым мини-крахом, а также сокращение налогов вовлекли экономику ФРГ в фазу высокой конъюнктуры в 1988 и 1989 гг. Приток недовольных из восточногерманских земель, а также иностранцев немецкого происхождения (в 1989 г. общая численность таких иммигрантов составила 720 тыс. человек) позволил усилить контроль за заработной платой и ценами. В 1989 г. экономический рост ФРГ составил 4,3%, превысив среднеевропейский показатель. Положительное сальдо внешнеторгового оборота достигло 5% ВНП. Теперь оно в основном держалось за счет обменов с другими европейскими государствами, а не продаж на амеррпсанском рьшке.

ФРАНЦИЯ

Прагматичная политика правительства Раймонда Барра не смогла тем не менее противостоят п последствиям второго нефтяного шока, приведшего к росту безработицы и ин(})ляции. Приоритет был отдан борьбе с повышением цен. Экономрпса же вступила в фазу стагнации, а безработица продолжала расти. Резкие перемены произошли в 1981 г. Социалисты вели избирательную кампанию под лозунгом "изменений". Одержав победу, они начали проводить в жизнь политику придания нового импульса экономической конъюнктуре и промышленной перестройке. Составной частью этой стратегии стала борьба с рецессией методами кейнсианской классической "терапии". Другими словами, правительство пошло на стимулирование спроса. Оно подняло минимум заработной платы, создало 200 тыс. дополнительных мест в государственном секторе и с помощью субвенций поощряло инвестиции. Благодаря этому темпы экономического роста Франции в 1982 г. (в то время как весь остальной мир переживал период рецессии) составили 2,5%. Но инфляция продолжала расти. Экспорт стагнировал, тогда как увеличился импорт из тех государств, где рост цен замедлился. Таким образом, плоды политики стимулирования спроса в большей мере достались другим государствам, чем самой Франции. Торговый баланс испытывал серьезные трудности. Ситуация обострилась также массовым оттоком капиталов из страны, к которому прибегли те, кто недоверял структурной политике государства. Основанная на национализации основных промышленных отраслей и банковского сектора, она ставила своей задачей способствовать процессу модернизации. Углубление дефицита торгового баланса, массовый отток капиталов и сокращение инвестиций грозило стране экономической катастрофой. Перед лицом этой угрозы правительство вьшуждено бьшо пойти на корректировку курса. С июня 1982 г. оно сосредоточилось на реализации двух самых важных задач: борьбе с инфляцией и восстановлении равновесия платежного баланса. Понадобилось провести три девальвации, чтобы остановить спекуляцию против французского франка. В марте 1983 г. правительство положило конец своей

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [ 117 ] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]