назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [ 113 ] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


113

потока информации о международных трансфертах, которой располагал БМР. Тем не менее США хотели расширить это информационное поле. Вновь делалась отсылка на новые компетенции в области контроля, которыми располагал МВФ с 1978 г."

Развитие международной монетарной системы после принятия второй поправки в Устав МВФ (1 апреля 1978 г.) выявило тенденцию к усилению властных полномочий Фонда. Как мы уже видели, в 1979 г. был возобновлен выпуск СДР. С 1 мая 1981 г. держатели последних кредитовались в той степени, в которой были заинтересованы". Обязательство возврата заемных средств, смягченное той же поправкой, было затем и вовсе отменено. Отныне СДР рассматривалось как полноправная резервная единица. МВФ также получил право разрешать некоторым институтам владеть СДР, чем он сразу воспользовался. К концу 1980 г. 9 важных организаций держали СДР. Среди них были, к примеру. Арабский валютный фонд, БМР, Мировой банк и Национальный швейцарский банк. МВФ также использовал СДР в качестве счетной единицы во многих международных соглашениях. В свою очередь на это пошел и Мировой банк.

После 1978 г. контроль со стороны Фонда за развитием обменных курсов также претерпел некоторые изменения практического характера. Увеличилось количество конфиденциальных консультаций между МВФ и каждым его членом, а также расширилось их содержание. Используя метод убеждения и гибкого подхода, МВФ стремился усилить свое влияние на монетарную политику во всем мире. Последнее отчетливо проявилось во время новых дискуссий о будущем золота. В 1980 и 1981 г. американский конгресс подготовил проекты, предусматривающие в целях борьбы с инфляцией восстановить роль золота во внутренней монетарной политике США. Коммиссия по изучению этого вопроса под председательством секретаря Казначейства должна была изучить возможности в этой сфере. Ее заключение, однако, оказалось негативным из-за политики, проводимой МВФ по демоне-таризации золота".

Выдвижение МВФ в ранг наднационального института, призванного служить основой для управления новым международным монетарным порядком, можно рассматривать как логическое завершение развития этой сферы после окончания второй мировой войны. Созданная после Бреттон-Вудса система строгого контроля за обменными курсами, неизбежно должна была уступить место ситуации, когда не оказалось того центра, который мог бы диктовать правила игры как самому себе, так и своим партнерам. Внезапная остановка конвертируемости в золото в 1971 г. и создание системы исключительно гибких обменных курсов могла внести лишь коррективы краткосрочного действия, но в долгосрочной перспективе эти меры привели к нестабильности и неуверенности. Применение в условиях свободных курсов политики полной автаркии для исправления ситуации было абсолютно бессмысленным мероприятием. Мировая экономика стала настолько сложной и взаимозависимой, что подобные меры вызвали бы драматические последствия как для эффективности, так и для солидарности деятельности мирового сообщества. Чтобы создать атмосферу стабильного и уверенного развития в монетарной сфере мировой развивающейся экономике, т.е. во все более сложном и взаимозависимом окружении, необходимо было добиться прогресса в области организации. Необходимы были новые формы, без чего происходящий рост вызвал бы хаос, разрушал свою собственную динамику. Единственной возможностью избежать этого было создание наднационального монетарного органа, обеспеченного соответствующими полномочиями. Используя технику управления и планирования, этот орган должен был постараться найти удовлетворительное равновесие между эффективностью и стабильностью, между ростом и справедливостью.

Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, резонность, эти замечения имели два больших недостатка.



Первый имеет теоретический характер и связан с отрицательными последствиями, присущими каждому циклу прогресса в области огранизации или технологии. Как бы ни был хорош такой наднациональный орган, который мог бы направлять процесс развития мировой экономики, последняя неизбежно становится все более сложной и взаимозависимой. Предположим, что такой институт обладает достаточным потенциалом развития, в результате чего он в состоянии адаптироваться к уже новым условиям и прибегнуть к монетарному планированию и новым формам контроля. Предположим также, что равновесие между эффективностью и социальной справедливостью по-прежнему не нарушается. Но даже в этом случае усложнение планирования содержит в себе усиление наднациональной власги, все более глубокое проникновение монетарной регламентации во все сферы экономической жизни, бюрократизацию и постепенное ограничение свобод нации и индивида. Наступит момент в развитии этого института, когда бюрократическая экспансия уничтожит прогресс, достигнутый в сфере эффективности и справедливости*.

Создание регламентирующей системы вызывает также возражение практического характера. Развитие масштабной экономики на мировом уровне усилило убеждения в невозможности восстановления климата стабильности, проводя политику автаркии в монетарной области. Но между автаркией национальных государств и мощной наднациональной властью существует в реальности множество влиятельных в экономическом и политическом отношении группировок стран. США и Канада, ЕЭС и его ассоциированные члены, Япония и сфера ее влияния на Дальнем Востоке, "Группа-??", СССР (ныне-бывший. - Ред.) со своими союзниками, -все они составляют достаточно крупные экономические группировки, которые, обладая некоторой автаркией, не испытывают в такой сильной степени ущерб в области эффективности. Прежде всего нет уверенности, что эти группы смогут поступиться частью своей реальной власти и передать ее органу наднациональной монетарной власти. В противном случае мир мог бы расколоться на несколько крупных политических и экономических блоков со всеми возможными рисками, следующими из этого. Как представляется, именно в таком направлении движется мир в последнее время. Если это действительно так, наднациональная власть может быстро растерять свои властные функции. Но, даже предположив, что различные блоки пойдут на сотрудничество в рамках наднациональной институции, например МВФ, можно заранее быть уверенным в том, что каждый из них будет располагать правом вето на принятие Фондом важных решений. В этих условиях власть последнего будет действительной лишь при консенсусе между группировками. В настоящее время такое согласие возможно лишь по очень ограниченному числу фундаментальных вопросов*.

* Более детальный анализ см. в гл. 7.

Конвертируемость между различными валютами, например, не является, в принципе, проблемой. Трудно определить удовлетворительный для всех уровень таких обменов. Условно, что конвертируемость в золото приостановлена, но европейские государства никогда не смогут смириться с идеей полной демонетаризацией желтого металла. Эти страны никогда не пойдут на слишком большое содержание в их резервах долларов или СДР, учитывая свой скептицизм по отношению к процессу международной кооперации, В случае, если по тем или иным причинам последняя потерпит крах, а МВФ утратит способность управлять ситуацией, СДР не смогут быть использованы. Не стоит также повторяться относительно недоверия Европы к доллару. Чувство ностальгии по золоту, которое однажды станет играть ключевую роль, выполняя функцию резерва, не скоро сможет исчезнуть,



MagdoffH., Sweezy P.M. The End of Prosperity. P. 1

2Scammel W.M. International Monetary Policy. P. 2.38-247.

3Tew B. The International Monetary System. P. 185-190. " Solomon R. International Monetary System. P. 219-220. Ibid. P. 224.

* IMF. Annual Meeting, 1972. См. также: Flemming L.M. International Monetary Reform; Williamson .1.

Failure of World Monetary Reform. Для уточнения см.: Council of Economic Advisors. 1974. Chap. 5, appendice. » Monroe W.F. International Monetary Reconstruction. P. 90-97. Ibid. P. 101-112. Cm. также: International Monetary Reform.

UNCAD. Money, Finance and Development. CNUCED. La reforme monetaire Internationale; Ressources financieres pour le developpement. Grubel H.G. Basic Methods for distributing SDRs. P. 1009-1022. " Solomon R. Op. cit. P. 255-258.

Haberler G. The Case Against the Link. P. 13-22; Kessler Gyl.Should Development Aid be Linked. P. 206-211. " IMF. International Monetary Reform. * Simonnet P. Apres Ienterrement de la reform monetaire.

Monroe W.F. Op. cit. P. 91; Solomon R. International Monetary System. P. 242-243, 253-254. "* Monroe W.F. Op. cit. P. 145.

Cleveland H.В. van. International Economic Organization. P. 9-14.

Solomon R. Op. cit. P. 191, 192. 2 Williamson J. Failure of World Monetary Reform. P. 53-60. 22 Hirsch F., Oppenheimer P. Managed Money. P. 639, 640. 2 По этому вопросу см.: Vanrompuy Е. Groot-Brittanie. 2" Whitman M.V.M. The Payments Adjustement Process. P. 137, 138 25 FMI. Rapport annuel 1975. P. 2-13. 2* Haberler G. The International Monetary System. P. 115-123. 2 Haberler G. Inflation as Worldwide Phenomenon. 28 Solomon R. Op. cit. P. 292-295. 2 Higher Oil Prices / E. Frier, C.L. Schultze, eds. " Solomon R. The Allocation of Oil Deficits. " BRl. Rapport annuel 1975. P. 140.

2 Volker PA. Priorities for the International Monetary System. P. 8. Solomon R. International Monetary System. P. 302-307. " Ibid. P. 313-318.

Gold J. Second Amendment. P. 10-17.

Hayes A. Emerging Airangements in International Payments.

Ramsey S. Interview with Robert Solomon. P. 381. 8 Salant W.S. International Transmission of World Inflation. International Communications Agency, Text Excenpts, 11 mai 1979. Grauwe P. de. Peelers T. The European Monetary System. P. 8-11.

Preeg E.H. Economic Blocs. "2 Monroe W.F., Krause W. The International Monetary System. P. 14-22.

Haberler G. Control over International Reserves? P. 23; Cline W.R. International Monetary Reform. P. 20, 46, 47. Этот вопрос остался предметом дискуссии.

Spitaller Е. А Model of Inflation. P. 254-277; Hooper P., Lourey B. Impact of the Dollar Depreciation; Strydom P.D.F., Mullins D., Van der Lingen T.W. Exchange Rate Adjustement. P. 213-224.

International Communications Agency, Carter: November 1, 1978. См. также: International Communications Agency, A. Solomon at the Royal Institute. "* Solomon R. International Monetary System. P. 324.

Krasner S.D. US Commercial and Monetary Policy. P. 635-671.

International Communications Agency. A. Solomon at the Royal Institute.

См.: Cline W.R. International Monetary Reform. P. 48-107. " Monroe W.F. International Monetary Reconstruction. P. 161-163. " Haberler G. Control over International Reserves? P. 17. 2 Scammel W.M. International Monetary Policy. P. 251-253.

International Communications Agency. A. Solomon at an International Trade and Investement Conference. " Gold J. DTS monnaies et or. P. 12-20. 5 Ibid. P. 21-78.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [ 113 ] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]