назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [ 112 ] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


112

Таблица 33. Режимы обменный курсов стран-членов МВФ {июнь 1975 г.)

Показатели

Количество валют

Доля в торговле стран-членов МВФ (в %)

Валюты, которые колеблкгга изолированно

46,4

Валюты, привязанные к курсам колеблющихся:

14,4

к доллару США

12,4

к французскому франку

к фунту стерлингу

к испанской песете

к южно-африканскому ранду

Валюты, привязанные к группе валют:

другие валюты

Валюты, привязанные к другим валютам, ио паритет

которых часто корректируется по определенной формуле

Валюты, которые колеблются согласованно

23,2

Всего

98,4

Источник: FMI, Rapport annuel 1975. Р, 26,

ритетами, должен был придавать системе гибкость. Констатация чрезмерных отклонений позволяла применение корректирующих мер. При отсутствии отклонений необходимо было совместно решать, стоит или нет корректировать паритеты.

Из-за разногласий между Францией и ФРГ ЕВС вступила в действие не 1 января 1979 г,, как предполагалось, а лишь с 13 марта того же года. Но трудности продолжали существовать, Великобритания отказалась присоединиться к ЕВС. Италия оговорила свое право допускать 6%-ные отклонения в ту или другую сторону от официального паритета. Определение стоимости ЭКЮ бьшо особенно сложным. Эта стоимость оказалась нестабильной. Наконец, функции ЭКЮ бьши ограниченными. Она служила единицей международного счета, резервной валютой центральных банков и инструментом межбанковских операций, ЭКЮ не могла быть использована в качестве валюты интервенции на рьшках обмена и потому не могла еще быть поставлена на одну ступень с другими резервными валютами. Вследствие этого в первые годы своего существования ЕВС почти не способствовала эффективной деятельности Европейского валютного союза. Напротив, усиленно развивались резервные функции немецкой марки, японской йены и швейцарского франка. Это сделало возможным возникновение многополюсной системы, опирающейся на национальные валюты, К тому же на рьшке евровалют немецкая марка, японская йена и швейцарский франк усиливали свое влияние. Таким образом, 70-е годы характеризовались монетарной диверсификацией, но не на основе единой международной валюты, а на базе нескольких сильных национальных валют (табл. 33).

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ БУДУШ;ЕЕ

Сильная амплитуда колебаний взаимных курсов основных индустриальных государств, в особенности после падения доллара осенью 1978 г. и подъема весной 1979 г., укрепила точку зрения, согласно которой система плавающих курсов, даже управляемых, не может служить единственным фундаментом нового международного монетарного порядка. Колебания курсов отразились на финансовых результатах деятельности предприятий, что привело к конфликтам последних с налоговой



администрацией. Подобные службы не имели в своем распоряжении никаких критериев, чтобы определить финансовые результаты деятельности компаний в реальном измерении. Руководители предприятий вынуждены были затратить много времени и денег, чтобы разработать механизмы предохранения от потерь, связанных со скачками курса. Юристы, специализирующиеся на международной торговле и разрешении споров между предприятиями, были не в состоянии определить ущерб, вызванный поведением обменных курсов. Помимо этого, вопреки первоначальному убеждению, эмпирические исследования доказали, что плавающие курсы подпитывают инфляционный процесс". Они вызывали состояние беспокойства на рьшках и провоцировали сильные изменения цен на импорт. В результате издержки операций росли, что стимулировало инфляцию*. К тому же правительства располагали большой свободой действий в борьбе против повышения цен, что привело к появлению различий в темпах инфляции. Явление несло скрытую опасность ввиду открытости и взаимозависимости мировой экономики, вследствие чего инфляция из стран с ее большим уровнем проникала в государства с низким уровнем"". Сформировался определенный консенсус по проблеме урегулирования проблем инфляции. Предусматривалось проведение монетарной политики. В связи с этим реформа международной монетарной системы приобретала первоочередную важность". Но в каком направлении ее осуществлять? Как бы там не было, первоочередному решению подлежали вопросы обменных курсов, международных резервов и движения капиталов. В действительности все эти три элемента составляли порог и даже большую проблему в виде урегулирования платежных балансов в мировом масштабе.

Что касалось обменных курсов, некоторые специалисты считали, что решение состоит в новом усиления системы управляемых колебаний. Это предполагало проведение интенсивных интервенций на обменных рьшках. Последние должны бьши быть организованы правительством каждой страны через свой центральный банк на основе предварительных международных консультаций. Помимо этого, следовало опираться на объективные критерии, позволяющие добиться разделения между случайными колебаниями и серьезными отклонениями обменных курсов"*. Наконец, политика согласованных интервенций, для того чтобы достичь желанных и долгосрочных результатов, должна бьша опираться на центральную власть, обеспеченную надгосударственными функциями и способную восстановить равновесие в случае трудностей с платежными балансами". Согласно декларациям американского правительства от января 1979 г."*, МВФ, функции контроля которого бьши расширены, должен бьш проявить новаторское влияние в этой сфере. Важная роль в этом отводилась ОЭСР, ЕЭС и "Группе-семи" ("Группа-пяти", расширенная за счет Италии и Канады). Однако и на сегодняшний день полученные результаты остаются весьма скромными.

Установление нового мрцювого монетарного порядка предполагало также нахождение удовлетворительного решения проблемы мировых резервов". Для этого прежде всего требовалось реорганизовать систему долларового эталона де-факто и ликвидировать огромные долларовые активы. Они могли быть конвертированы в СДР и в другие валюты, способные играть роль резервных: немецкую марку, йену, швейцарский франк или ЭКЮ. Однако без дополнительных мер идея не могла быть реализована. В действительности речь шла бы о временном решении, так как в какой-то момент эти валюты также могли бы вызвать недоверие и обеспокоенность. Более того, это означало бы, что восстановление системы нескольких ре-

См. также: Grauwe Р. de. Floating Exchange Rates. P. 42, 43. Это исследование показало, что такое развитие было выгодно развивающимся странам "третьего мира". В действительности же благодаря системе плавающих курсов индустриальные государства могли более эффективно бороться с проблемами платежного баланса. Таким путем можно было избежать мирового кризиса и возвращения к протекционизму, которые в том случае, если бы они произошли, могли бы привести к еще более тяжелой ситуации по сравнению с той, в которой они находятся сегодня.



зервных валют, конвертируемых между собой, могло бы вызвать риск спекуляций между собой". Позиция ЭКЮ еще была слишком слабой, чтобы играть значительную роль в короткой или даже среднесрочной перспективе.

Конверсия в СДР выглядела еще более нереальной. После долгого перерьша в 1978 г. бьшо решено эмитировать эквивалент 4 млрд долл. в этой валюте в течение каждого из трех последующих лет. Это увеличение СДР бьшо еще настолько слабым по сравнению с объемом существующих резервов, что не позволяло предвидеть решение в краткосрочной перспективе проблемы переизбытка долларов.

К тому же вставала более фундаментальная проблема. Ликвидация долларовых активов должна была осуществляться в конечном итоге через значительный рост американского экспорта товаров и услуг. В условиях неблагоприятной конъюнктуры это могло бы вызвать серьезные расстройства в экономической области. Недовольство, вызванное гегемонией фактического долларового эталона, могло столкнуться с аналогичным чувством при ликвидации долларовых активов, и бьшо невозможно решить эти две проблемы одновременно.

По мнению некоторых экспертов, единственную возможность глобального решения этих проблем представляло усиление функций и полномочий МВФ. Прежде всего речь шла о создании компенсационного союза.на основе идей Кейнса. Этот союз смог бы обеспечить Фонд необходимыми полномочиями. Наднациональная власть должна бьша в конечном итоге способствовать восстановлению равновесия в движении товаров, капиталов и услуг. Объем наличности в этом случае в гораздо большей степени соответствовал бы реальным запросам. В то же время МВФ получил бы в качестве компенсационного союза возможность организовать распределение избыточной наличности систематически и на многосторонней основе. Между 1978 и 1980 гг. американское правительство в большей или меньшей степени поддерживало эту идею, что отразилось в соглашении по новому вьшуску СДР, где предлагалось с 1980 г. на 50% увеличить квоты-взносы МВФ и тем самым расширить компетенцию Фонда в области контроля. Двойная проблема избытка долларов и существования фактического долларового эталона не могла быть решения мгновенно, но очевидно, что ликвидация долларовых активов происходила бы более быстро и более уверенно под контролем МВФ, чем в других условиях*. Помимо всего прочего, требовалось подчинить более эффективному международному контролю движение капиталов. Управление платежным балансом не могло быть рационализировано без осуществления контроля за движением капиталов и текущими операциями. К тому же внимание постоянно бьшо привлечено к инфляционистскому влиянию спекулятивных потоков. С этим сочетались фактически бесконтрольное создание кредитов на рьшке евровалют, что также способствовало инфляции*. Американское правительство выразило свое намерение установить контроль за потоками капиталов, в особенности на рьшке евровалют, учитьшая, что строгость подобных мер должна носить ограниченный характер. В свое время (в бО-х и 70-х годах) оно уже потерпело неудачу, желая осуществлять контроль за экспортом капиталов и подчеркивало теперь еще относительно слабую долю рьшка евровалют в общем кредитном обороте. Им же отмечалась полезная роль, которую играл этот рьшок в обращении нефтедолларов и необходимости в экономической области иметь возможность переводить капиталы в те регионы и отрасли, которые были перспективны с точки зрения производственных прибылей. Наконец, американское правительство указывало на сущестование национальных регламентации деятельности банков, включая и зарубежные филиалы иностранных бан.<ов и увеличение

Американское правительство было, в принципе, согласно принять СДР в качестве счетной единицы в новой мировой системе, но оно с гораздо большими трудностями отказалось бы от господства доллара в качестве резервной валюты (см.: Monroe W.F., Krause W. Op. cit).

Многие полагали, что рьшок евродоллара должен лишь более эффективно распределять избыточные резервы по всему миру.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [ 112 ] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]