назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [ 111 ] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


111

1цие курсы. В контексте фактического долларового эталона это означало, что США получали право вето в случае, если МВФ захотел бы восстановить фиксированные паритеты. Американцы к тому же согласились с предложением, по которому МВФ должен был получить право осуществлять контроль, стремясь к упорядоченной эволюции колебаний обменных курсов. Эта контролирующая деятельность осуществлялась прагматическим способом посредством проведения консультаций с заинтересованными сторонами*. МВФ мог использовать свой авторитет для давления на малые страны, но его позиция выглядела гораздо слабее в отношениях с более крупными, в особенности с США. Принципы такой координирующей деятельности Фонда, а также стабильных, но корректируемых курсов были подтверждены на встрече участников Подготовительного комитета в Кингстоне в январе 1976 г. Как мы уже видели, другие решения этой встречи касались демонитаризации доллара и ограничения эмиссии СДР.

Все эти положения были ратифицированы Административным советом МВФ 30 апреля 1976 г. Реформа получила название Второй поправки к уставу МВФ, которая вступила в действие 1 апреля 1978 г. Эта поправка подтверждала и даже усиливала фактический долларовый эталон и означала важную победу США. В качестве утешения Западная Европа и Япония получили часть средств, вырученных от продажи золотых запасов МВФ. Другую часть получили развивающиеся страны через Доверительный фонд.

Однако США должны были заплатить за свою победу. Вторая поправка отражала намерение главных государств сделать СДР основной резервной валютой мировой монетарной системы. В этих целях были приняты некоторые конкретные меры. Переводы СДР были облегчены: страны-члены теперь могли осуществлять их без специального контроля со стороны Фонда. Более того, были несколько смягчены обязательные "восстановительные" нормы.

Таким образом, в краткосрочной перспективе эти изменения не представляли угрозу для господства долларового эталона. Количество СДР оставалось крайне ограниченным по сравнению с остальной мировой наличностью. К тому же их увеличение могло натолкнуться на препятствие в виде американского вето. В долгосрочной же перспективе позиции СДР по отношению к доллару усилились. Будущее покажет, в какой степени усиление этого влияния из области де-юре перейдет в область де-факто.

Беспечное отношение американцев к применению системы плавающих курсов постепенно превратилось в "яблоко раздора" с остальным миром, в особенности с промышленно развитым государствами. США не хотели проводить интервенции на обменных рынках, несмотря на обесценение доллара, ибо хотели, чтобы как можно дольше продолжалась внешняя корректировка их экономики извне, т.е. за счет других государств. Но последние испытьшали на себе всю тяжесть последствий. Прежде всего обесценение доллара приводило к уменьшению стоимости их долларовых резервов, выраженных в национальной валюте. Наконец, их позиция в области экспорта в долларовую зону ухудшалась. Их раздражала также большая амплитуда колебаний обменных курсов на рынках. Вследствие этого в соответствии с решением, принятым в июле 1973 г. с целью заменить систему свободно плавающих курсов системой курсов управляемых, интервенции центральных банков европейских государств, а также Японии усилились, смягчая колебания обменных курсов и замедляя падение курса доллара. США же перед лицом таких попыток оставались безучастным наблюдателем. В результате падение американской валюты продолжалось, сменяясь на короткое время слабым подъемом.

Директивы, изданные МВФ в июне 1974 г. с целью поставить под контроль систему плавающих обменных курсов, были отменены и заменены решением 29 апреля 1977 г., создавшим механизм контроля за обменной политикой всех стран-членов (GcldJ. Second Amendment P. 26-28).



в 1974 г. экономисты Вильфред Этье (Wilfred Ethier) и Артур Блумфильд (Arthur I. Bloomfield) выдвинули предложение об осуществлении контроля за колебанием паритетов посредством интервенции в зависимости от обусловленной шкалы обменных курсов, которая бы регулярной пересматривалась. В июне того же года аналогичные директивы были направлены МВФ в адрес центральных банков. Целью их бьшо положить конец агрессивным и дискриминационным интервенциям, которые могли бы спровоцировать резкое обесценение национальных валют. С другой стороны, они поощряли те интервенции, которые способствовали урегулированию на рынках обмена. В январе 1975 г. монетарные власти Швейцарии, ФРГ и США решили расширить сотрудничество и применить для этого положения вышеуказанных директив. Аналогичное соглашение было заключено на саммите в Рамбуйе в ноябре 1975 г., но американские власти занимали пассивную позицию до ноября 1978 г., предоставив инициативу другим государствам.

1 ноября 1978 г. администрация президента Картера, наконец, договорилась со Швейцарией, ФРГ и Японией о совместных действиях по стабилизации обменных курсов. Американцы подчеркивали в этом отношении необходимость сотрудничества с остальным миром"**. Такая смена позиции США объяснялась также тем, что они убедились в инфляционных последствиях плавающих курсов*. Необходимо было, таким образом, избежать нового падения доллара. В то же время американцы считали, что доллар и так достаточно упал, чтобы восстановить внешнее равновесие. Отньше следовало поддерживать его курс. Учетная ставка повысилась с 8,5 до 9,5%, достигнув рекордного для того времени показателя. Более того, бьш создан специальный интервенционный фонд с капиталом в 30 млрд долл. Эти ресурсы проистекали в первую очередь от увеличения в 2 раза количества своп-соглашений с ФРГ, Швейцарией и Японией, а также от выпуска казначейских обязательств в валюте этих трех стран в счет кредита и продажи СДР". ФРГ и Япония поддержали эту инициативу, так как считали, что "закрытие" их валют позволит им установить контроль за внутренней инфляцией. Операция оказалась успешной. На протяжении 1979 и 1980 гг. курс доллара оставался стабильным. Вследствие этого американцы отказались от своей прежней политики. Более того, в сотрудничестве с другими странами была создана система управления обменными курсами, разработанная в духе июльских соглашений 1973 года. Этой новой политике США суждено было существовать не слишком долго. Пришедший в январе 1981 г. на смену Джимми Картеру Рональд Рейган выделил в ранг особо приоритетного направления борбу с внутренней инфляцией. Процентные ставки бьши подняты на беспрецедентно высокий уровень с одновременными антиинфля-ционистскими мероприятиями в различных областях. Во втором квартале 1981 г. ФРС отказалась проводить интервенции, а доллар испытал головокружительный взлет на рынках обмена. Вновь американцы начали действовать в одиночку. Они поставили монетарную политику единственно на службу своим интересам, не заботясь о вьшолнении заключенных соглашений о развитии международного сотрудничества и стабилизации обменных курсов.

Страны ЕЭС без энтузиазма наблюдали успешное становление с начала 70-х годов долларового эталона де-факто. С одной стороны, США заняли место мирового банкира, что позволяло им играть ключевую роль в определении мировой монетарной политики. С другой, они активно влияли на курс доллара и, по соображениям внутриэкономического порядка, - на управление спросом. Долларовый эталон не мог больше служить гарантом монетарной стабильности. Европейские государства опасались, что нестабильность отношений обмена между долларом и другими валютами будет стимулировать спекулятивный процесс и окажет давление

См. в этой связи текст выступления Соломона, произнесенного в Лондоне 12 января 1979 г.; International Communications Agency. А. Solomon at the Royal Institute.



на паритеты, установленные между европейскими валютами. Инфляционное влияние доллара также представляло предмет для беспокойства". Помимо этого, Франция и Великобритания опасались, что наметившаяся политика сближения доллара и немецкой марки приведет к тому, что последней будет придан статус мировой резервной валюты*.

Чтобы избежать этого, придав новое дыхание идее прочного и независимого европейского блока". Рой Дженкинс (Roy Jenkins), президент Европейской комиссии, выдвинул новую формулу монетарного союза в своем выступлении в Европейском Университетском институте во Флоренции 27 октября 1977 г. Он предложил обеспечить ЕЭС реальной Европейской валютной системой (ЕВС), Разработка проекта продолжилась во время саммита в Бремене 6-7 июля 1978 г. и на заседании Совета министров в Брюсселе 5 декабря 1978 г. "Система" должна была начать действовать 1 января 1979 г.*"*

ЕВС позволяла реализовать две крупные задачи: усилить чувство солидарности в монетарной области между европейскими странами и придать большую гибкость механизму корректировки взаимных курсов обмена*. Для их достижения были созданы три новых инструмента: европейская валюта (ЭКЮ)**, меры, позволяющие гибко корректировать взаимные обменные курсы, а также Европейский фонд валютного сотрудничества.

Усиление последнего предполагало более активное взаимодействие стран, обладавших сильной валютой, в деятельности по стабилизации "змеи". В предшествовавший период вся ответственность за ее функционирование ложилась на страшл со слабой валютой, центральные банки которых и должны были проводить постоянные интервенции из своих резервов. В случае усиления спекулятивной ятшл против такой валюты она довольно быстро покидала "змею". Такие ситуации были главными причинами кризисов 70-х годов, поражавших этот механизм. ЕВС старалась решить эту проблему за счет предоставления государственной поддержки странами с сильной валютой тем, у которых валюта бьша слабой. Механизм оказания немедленной помощи был улучшен, а система предоставления краткосрочных кредитов - развита*. Одновременно были смягчены условия возврата последних. Для придания новой системе большей прочности и основательности было принято решение о переводе части резервов центральных банков в наднациональный институт - Европейский фонд валютного сотрудничества. Эта часть составила 20% обменного резерва (в золоте или долларах) каждого государства, Предусматривалось, что в дальнейшем в обмен на ЭКЮ там могут быть размещены национальные валюты. Такой фонд рассматривался в качестве первого этапа на пути создания европейского центрального банка.

Второй целью ЕВС бьша гармонизация корректировки взаимных обменных курсов. Принцип взаимных паритетов, известный как "курсовой стержень", бьш поддержан. Но одновременно разрешались колебания внутри ограниченного диапазона (2,25% в ту и другую сторону от официального паритета)"*. Объективный индикатор, регистрируя отююнение между рьшочными курсами и официальными па-

См. по этому вопросу: Monroe W.F., Krause W. The InteinationaJ Monetary System. P. 25, 26. 1 ноября 1975 года девять экономистов уже опубликовали в "Эконо1листе" статью, названную "The ЛИ Saints Day Manifesto for European Monetary Union" ("Манифест Дня Всех Святых для Европейского Монесарниго Союза"), в которой они приветствовали создание параллельной и индексированной eiponeu.koh валюгы.

О чл1ь хороший обзор этой проблемы см.: Vanrompuy Е. Relance van de Europese Monetaire Unie. P. 1-

С \ xmiapH 1У7& i, бюджет ЕЭС выражался в ЭКЮ, Международные займы также выражались в

jtoi £:,лк>то.

cvwm3 чыделеняых для этого средств составила 25 млрд ЭКЮ.

Если к "»мее" .келали присоединиться другие государства, они временно могли пользоваться более широким диапазоном.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [ 111 ] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]