назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [ 110 ] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


110

Таблица 32. Помощь, оказанная МВФ платежным балансам, и займы, предоставленные в рамках резервной позиции 1972-1982 гг. (в млн СДР)

Годовые суммы

1972 г.

1973 г.

1974 г.

1975 г.

1976 г.

1977 г.

1978 г.

1979 г.

1980 г.

1981 г.

1982 г.

Политика и механизмы

1612

4053

4658

7010

3425

3744

1843

3753

7082

8784

Фонда (займы)

Резервная часть

2536

1336

Кредитная часть (ординарная)

1265

1478

2895

, 648

1662

1064

Компенсационное финансирование (дефицит экспортных потерь)

2308

1231

2333

Компенсационное финансирование (излишки стоимости импорта зерновых)

Финансирование регулирующих запасов

36

Расширенный механизм кредитования МВФ (орди-

1041

1057

нариый)

Нефтяной механизм

1716

3043 2143

Дополнительное финансирование

1218

2040

1711

Кредитная группа

1469

Расширенный механизм кредита

Политика расширенного доступа

Кредитная группа

Расширенный механизм кредита

Административные механизмы Фонда - - - - 14

1284

Счет бонификахщи нефтяного механизма - - - - 14

Фидуциарные фонды (займы)

1256

Счет бонификации механизма дополнительного фи-

нансирования

Источник: FMI. Le Fonds Monetaire International: Evolution, structure et activitis.



мнению, следовало разработ1;ть широкомасштабные программы оказания официальной помопи; иными словами, было необходимо установить более тесные связи между частным и государственным секторами экономики. В этих условиях можно было нагеяться ка т«: то лвробанки пойдут на предоставление информации различным власгям о своих операциях.

УПРОЧЕНИБ ДОЛЛАРОВОГО ЭТАЛОНА ДЕ-ФАКТО

Предложения о проведении международной монетарной реформы, предоставленные на суд общественности в 1974 г., не вызвали (как мы уже видели) единогласной поддержки. В результате они оказались забытыми. "Комитет двадцати", подготовивший эти предложения, уступил место временному Комитету, который занял более прагматическую позицию. В то же время в самом МВФ происходило смещение властных полномочий в пользу пяти наиболее крупных промышленных государств: США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции. Эти страны уже провели сепаратную встречу на ежегодной ассамблее МВФ в Найроби в сентябре 1973 г. и продолжили практику таких встреч впоследствии в целях координации борьбы с мировой рецессией. После 1973 г. все крупные решения в экономической сфере, имевшие международный характер, готовились в рамках "Группы-пяти" перед тем, как быть ратифицированными Подготовительным комитетом

США имели внушительное влияние в "Группе-пяти". Это основывалось, с одной стороны, на улучшении платежного баланса, а с другой - на прогнозах об ухудшении экономической ситуации в Европе и Японии в связи с их большей зависимостью от импорта энергоресурсов"*. В результате мировая монетарная система ориентировалась на условия США по укреплению де-факто долларового эталона. Господствуюпще позиции США на Западе усилились.

Главным проявлением нового по.ложения стало укрепление доллара в качестве мировой резервной валюты. Чтобы достичь этого, следовало ослабить позиции двух его конкурентов - золота и СДР. Что касается золота, на первый взгляд это казалось трудным, учитывая позшщю Франции по этому вопросу. В 1975 г. "Груп-па-пяти" достигла компромисса. Европейские страны и Япония приняли демо-нитаризацию золота. Бьшо решено, что МВФ должен исключить всякое обращение к золоту, как в Уставе так и в операциях, а также продать треть своих золотых запасов в течение двух лет. С другой стороны, США согласились, что половина результатов этой продажи должна была быть распределена среди своих членов пропорционально сумме их квоты-взноса. Другая половина прибыли подлежала переводу в Доверительный фонд для последующего использования в целях оказания экономической помощи развивающимся странамо*. Это решение было поддержано подготовительным комитетом во время встречи, проходившей 7 и 8 января в Кингстоне на Ямайке-*.

Вторым конкурентом было СДР. В условиях дальнейшего развития эта единица могла занять место доллара в качестве резервной валюты, что дало бы больше полномочий МВФ. Чтобы воспрепятствовать этому, было отклонено предложение стран "третьего мира" об установлении прямой связи межу эмиссией СДР и оказанием помощи развитию. Для того чтобы и в будущем такие попытки стали невозможными, было увеличено количество голосов (с 80 до 85%), необходимых для

*** Надеждам на улучшение позиций платежного баланса США по сравнению с Европой и Японией (что и привело к усилеюпо доллара) не суждено было сбыться, многие финансовые институты столкнулись с трудностями.

20* 3 j()74 р Доверительный фонд был образован в по инициативе американского правительства для облегчения возможностей получения кредита странами "третьего мира", в наибольшей степени пострадавшими от последсгвий нефтяного кризиса.



принятия подобных решений*. Это решение должно было поддержать право вето США, но оно устраивало и страны ЕЭС, так как предоставляло им такую же возможность. Чтобы компенсировать разочарования "третьего мира", было принято решение о возобновлении к развитии нефтяных механизмов МВФ, их финансирование осуществлялось благодаря увеличению квот - взносов стран, принятое в 1976 г. По предложению европейских государств квота стран ОПЕК была увеличена с 5 до 10%*. Помимо этого, новые увеличения квот были предприняты 1 апреля 1978 г. и 1 апреля 1980 г. Обязанность вносить четвертую часть квоты в золоте бьша отменена. Первое увеличение было проведено в национальной валюте, второе - в СДР.

Определение стоимости СДР, оцененной первоначально в /35 тройской унции золота, представляло значительную трудность, учитьшая отмену конвертируемости доллара в золото и свободные курсы обмена. Подготовительный комитет решил, что с 1 июня 1974 г. стоимость СДР будет определяться в зависимости от выровненной средней обменных курсов корзины из шестнадцати наиболее важных валют. Выравнивание опиралось на внешнюю торговлю и значимость самих стран. Система действовала, в принципе, целых пять лет. Во время первой ревизии было принято решение о сокращении с 1 января 1981 г. количества валют в корзине до пяти, которая, таким образом, состояла теперь из американского доллара (42%), немецкой марки (19%), йены (13%), французского франка (13%) и британского фунта стерлинга (13%). Такой способ выражать стоимость СДР дает прекрасную иллюстрацию доминирующей позиции, которую продолжал занимать доллар в международной монетарной системе*.

Стратегия ограничения эмиссии СДР не ограничивалась отказом увязать их с оказанием помощи развитию. Сами по себе эмиссии СДР были также ограничены. После выпусков 1970, 1971 и 1972 гг., составивших в целом 9,3 млрд долл., в течение шести лет дальнейшей эмиссии не последовало. Такая политика была подтверждена на Подготовительном комитете в Кингстоне в 1976 г. Лишь в сентябре 1978 года МВФ подтвердил новые выпуски СДР на общую сумму 4 млрд долл. иа 1979, 1980 и 1981 гг. Общая сумма СДР составила теперь 21,3 млрд долл. Это означало ощутимое увеличение мировой наличности, но говорить о рождении реального конкурента доллару было еще рано. В действительности же идея замены или сокращения долларовых активов за счет денежной единицы МВФ не продвигалась. Поднятый на заседании Подготовительного комитета в Гамбурге осенью 1979 г. этот вопрос не получил дальнейшего развития. США не имели никакого желания ослабить международную роль доллара.

Помимо стремления устранить возможных конкурентов доллара, американская стратегия ориентировалась на поддержку плавающих обменных курсов. Благодаря фактическому действию долларового эталона и существованию плавающих курсов американское правительство получало желанную возможность проведения корректировки паритетов в свою пользу, т.е. в ущерб остальному миру. Вот почему Франция не доверяла системе плавающих курсов. Это привело к новому франко-америкаискому компромиссу, который был достигнут на экономическом саммите в ноябре 1975 г. в Рамбуйе, в котором приняли участие страны "Группы-пяти" и Италия. Для удовлетворения запросов Франции было решено дополнить статью IV Устава МВФ положением о том, что система фиксировшшых, но корректируемых паритетов должна быть, по возможности, восстановлена. США пошли на это изменение, так как одновременно каждая страна имела право поддерживать плаваю-

Во время шестого пересмотра квот-взносов выяснилось, что доля США оказалась ниже 20%. Чтобы сохранить право вета. для этой страны и было принято решение об увеличении необходимого большинства с 80 до 85% при принятии некоторых решений.

Подробную информацию об относительных расчетах СДР см.: Gold J. SDRs.Currencies and Gold. P. l-Il.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [ 110 ] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]