назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [ 106 ] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


106

Глава 12

К НОВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОНЕТАРНОЙ СИСТЕМЕ

(1971-1980)

1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЛАВАЮЩИХ ОБМЕННЫХ КУРСОВ

ДЕБАТЫ ВОКРУГ ПРОЕКТА "БОЛЬШИХ НАМЕРЕНИЙ"

Меры, о которых президент Никсон объявил 15 августа 1971 г., имели большие последствия. Они положили конец золотому долларовому эталону и констатировали фиаско попыток американцев создать новый мировой монетарный порядок. Тем не менее эти меры ни в коем случае не означали, что США отказались от своей монетарной гегемонии в западном мире. Напротив, они старались упрочить последнюю, используя иные инструменты. Секретарь Казначейства Джон Коннолли (John В. Connally, Jr.) считал, что США платят слишком большую цену за такую роль. Американцы гордились своей обязанностью поддерживать неизменный паритет доллара по отношению к золоту, что привело к нарушению равновесия их внешней позиции. Практически все остальные государства отказались приравнивать курс своих валют к доллару и для американского правительства оставался только один выход: в одностороннем порядке предпринять инициативу, заставив страны с активным платежным балансом изменить свою политику. Соединенные Штаты хотели осуществлять функции доминирующей державы в целях восстановления некоторой экономической симметрии в мире. Европа, разумеется, придерживалась иного мнения. Страны Старого Света считали, что США злоупотребляют своей монетарной гегемонией. Их "печатный станок изготавливал доллары, считающиеся золотом". Предназначение последнего было прежде всего направлено на финансирование собственного растущего дефицита платежного баланса и усиление политического и экономического господства в западном мире. Приостановление конвертируемости доллара в золото, предпринятое в 1971 г., обозначило предел этих злоупотреблений властью. Американское правительство отказывалось отньше от проведения дефляционистской внутренней политики, применение которой требовало само существование международной монетарной системы того времени и всю тяжесть корректировки перекладывало на иностранные государства. Учитьшая долларовый избыток, остальной мир был вынужден принять это одностороннее решение.

Враждебность, вызванная августовскими решениями, убедила как США, так и другие государства Запада в существовании фундаментальных лакун в системе золотого эталона доллара. Отньше стало очевидным фактом прекращение функционирования механизма корректировки платежного дисбаланса. Переход от принципа управляемых гибких курсов 1944 г. к более строгой системе регулируемых механизмов начала 50-х стал причиной глубокой нестабильности. В первую очередь такой механизм оказался несовместим с применяемой после войны политикой обеспечения полной занятости. Во-вторых, он способствовал спекуляции - как частной, так и профессиональной. В условиях жестких паритетов такая спекуляция не могла не приносить выгоды. Другой лакуной было наличие асимметрии между различными государствами в области распределения их политической власти и экономических возможностей. Что же касалось мировой наличности, весь мир очутился в сильной зависимости от состояния платежного баланса США. При его избытке не хватало резервов и дефляционистский климат создавал угрозу для текущего товарооборота. В обратном случае увеличивалась наличность и возрастала



угроза инфляции. В условиях, когда доллар оставался основной резервной валютой, США, в отличие от других стран, могли легко финансировать дефицит собственного платежного баланса, не прибегая к непопулярным внутренним дефляционистс-ким мерам. При возникновении напряжения на рынках обмена ФРС могла отказаться от интервенций, переложив всю их тяжесть на центральные банки иностранных государств. Все это убедило европейские государства, Японию и страны "третьего мира" в необходимости создания нового мирового монетарного порядка, который положил бы конец гегемонии доллара и США в этой сфере.

Министр финансов Великобритании Антони Барбер (Anthony Barber) был первым, кто открыто выступил за необходимость создания новой системы после мер, принятых Никсоном в августе 1971 г. В сентябре на ежегодной ассамблее МВФ он представил серию конкретных предложений по проведению такой реформы. Принцип фиксированных паритетов поддерживался, но требовал теперь более внушительных мер по его регулированию. Доллар переставал служить фундаментом этой системы и подлежал замене независимой учетной единице, - СДР, всегда имевшей некоторое золотое содержание. Интервенции центральных банков также становились многовалютными. Барбер отдавал предпочтение системе интервенций в нескольких валютах, которая уже упоминалась в Европе в рамках подготовки соглашения так называемой "змеи". Дефициты платежного баланса подлежали периодическому урегулированию посредством перевода СДР, в то время как против стран с избытком платежного баланса, отказываюш,ихся нести расходы по корректировке (другими словами, восстановить равновесие своей экономики), предусматривались санкции. В рамках МВФ должна была быть разработана система по замене значительного количества "долларовых" СДР за счет выпуска новых займов. Эти эмиссии, составляюш,ие отныне главный источник наличности, позволили бы теперь МВФ контролировать мировую наличность.

План Барбера, таким образом, был нацелен на создание более легко управляемой системы. МВФ превраш,ался в реально независимый наднациональный институт. Тем не менее американское правительство под влиянием секретаря Казначейства Коннолли не приняло во внимание британские инициативы. Лишь после отставки последнего в мае 1972 г. США сделали намеки на необходимость проведения глобальной реформы ". К тому же обш,ий климат быстро изменился. Пришедший на смену Коннолли экономист Джордж Шульц (George Р. Schultz) оказался более расположен к идее "большого замысла" в рамках реформирования Бреттон-Вудского соглашения 1944 г. МВФ среагировал быстро. Уже в июле 1972 г. он создал "Комитет двадцати", составленный из министров финансов и управляюш,их центральными банками в целях проведения мировой монетарной системы*. Одновременно был организован Комитет заместителей под руководством Джереми Морса (Jeremy Morse), управляюш,его Банка Англии, обязанный сформулировать конкретные предложения. Уже на стадии переговоров обрисовались три основных течения: американская концепция, конкретизированная в плане Волькера (Volcker), европейская концепция, находяш,аяся под сильным влиянием Франции и, наконец, концепция развиваюш,ихся стран, которая отражала решения третьей конференции ЮНКТАД, состоявшейся в мае 1972 г.

В плане Волькера, который Шульц заш,иш,ал на Генеральной Ассамблее МВФ в сентябре 1972 г.*, содержалось много идей плана Барбера. Он оставался верен принципам фиксированных курсов, но, по примеру предложений Барбера, предусматривал придание большей гибкости этой системе. Это становилось реальным за счет расширения диапазона колебаний вокруг определенного стержня. Плавающая, но контролируемая валюта предоставляла и другие возможности. План также

* Чтобы придать Комитету наиболее возможную широкую основу, каждый из 20 1еографических регионов, представленный своим администратором в Фонде, мог предложить своего представителя в ранге министра и двух советников



предлагал возврат к конвертируемости доллара, но при выполнении определенных условий. Прежде всего должно было быть значительно улучшено состояние платежного баланса США. Помимо этого, доллар мог конвертироваться лишь в СДР, каждое государство, получив максимальную сумму в долларах, конверсии которой оно могло требовать. Таким образом, значительно увеличивалась роль СДР как резервной валюты, которая становилась основой мировой системы.

План Волькера также уделял большое внимание механизмам корректировки и компенсации. Так как именно неудовлетворительное функционирование этих механизмов рассматривалось в качестве основной причины краха золотого эталона доллара, возникала острая необходимость в их улучшении. Это предполагало лучшее равновесие между дефицитами и излишками платежных балансов разных стран, и, помимо этого, большую симметрию в решении этих проблем. Корректирующие меры принимались обеими сторонами. Для достижения этой двойной цели предполагалось создание системы "объективных резервных индикаторов". Каждой стране устанавливался базовый уровень хранения мировых резервов. Если он отклонялся в сторону повышения или понижения, страны автоматически подпадали под действие строгих норм, которые требовали восстановления равновесия.

В последнюю очередь план предусматривал систему интервенций в нескольких валютах вместо интервенций в долларах. Страна, обладавшая активным платежным балансом и, соответственно, более высоким обменным курсом в сравнении с "дефицитной" и находившаяся на верхней границе волны колебаний курса, была обязана покупать национальную валюту "дефицитного" государства, чтобы затем сохранить ее или конвертировать в СДР. Так же как и план Барбера, план Волькера нес в себе большие перемены институционального порядка. Компетенция МВФ значительно возрастала и становилась менее дискриминационной. В то же время должна бьша гармонизироваться система взаимоотношений между ГАТТ и МВФ.

Эти предложения, однако, не вызвали особого энтузиазма ни со стороны европейских государств, ни со стороны Японии*. Их больше устраивала симметрия не между обязательствами стран с положительным и отрицательным сальдо платежного баланса, а между государствами, располагавшими ключевой или какой-либо другой валютой. План Волькера вызвал три основных возражения. Прежде всего Франция и малые европейские государства подчеркивали важность и полезность стабильных обменных курсов, считая, что предложения американцев придают слишком большую мягкость монетарной системе. Они с особой силой выступали против доллара, который имел бы статус мировой резервной валюты. Как и ФРГ, эти государства опасались возможных отрицательных последствий, к которым мог привести дефицит хшатежного баланса США, для нового увеличения мировой наличности и роста инфляции. Конвертируемость же доллара в СДР в этой ситуации ничем не ограничивалась. Франция даже предлагала в этих условиях вернуться к системе золотого эталона. Второе возражение вызывало введение так назьшаемой системы "резервных индикаторов". Германия и Япония - две крупные экспортные державы - опасались поддерживать корректировку курсов за счет ревальвации собственных валют в условиях, когда страны с дефицитом могли бы занять пассивную позицию. Такой механизм вместо укрощения инфляции мог способствовать лишь ее оживлению. К тому же, считали эти страны, такая позиция могла бы вызвать усиление потоков спекулятивного капитала. Будущие корректировки курсов были бы затруднительны. Третье возражение против плана связывалось с постоянством долларовых активов нерезидентов. Чтобы сократить и, в конечном итоге, ликвидировать их излишек, Италия предложила создание СДР в качестве замены долларов через субституционный счет МВФ. Такая операция привела бы к накоплению долларов в этом институте. Со временем США возобновили бы владение этимисуммами в рамках системы добровольной консолидации.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [ 106 ] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]