назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [ 105 ] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


105

13 августа 1971 г. президент Никсон и его главные соратники отправились на уик-энд в Кэмп-Дэвид. Дискуссии велись секретарем Казначейства Джоном Коннол-ли (John В. Connally, Jr.) который придавал наибольшее внимание внутренней политике. Тогда-то и произошел поворот в политике, который мы уже рассматривали в предыдуш,их главах. 15 августа 1971 г. Никсон заявил о принятии следую-ш,их мер: конвертируемость доллара в золото приостанавливается, вводится временный 10%-ный налог на импорт; МВФ должен подготовить предложения по реформе мировой монетарной системы. В целях борьбы с инфляцией зарплата и цены были заморожены на 90 дней, а также создан Комитет стоимости жизни.

Решения Никсона вызвали всеобш,ее изумление. Весь мир отдавал себе отчет в том, что необходимо было принимать какие-то меры, но решение об отмене золотого долларового эталона; принятое без каких-либо предварительных консультаций с остальным миром, рассматривалось как проявление высокомерной геге-монистской политики США. Тем не менее система золотого долларового эталона как адаптация Бреттон-Вудского соглашения, направленная на обеспечение гос-подствуюш,их экономических и финансовых позиций США во всем мире, безвозвратно канула в прошлое. В индустриальном мире второй половины XX в., взаимосвязанном и свободном, невозможно было монополизировать всю экономическую власть одним государством. В нынешних условиях американское правительство было уже не в состоянии указывать государствам с активным платежным балансом на необходимость корректировок внутреннего курса и, более того, принятия фундаментальных реформ во внутреннем развитии. С другой стороны, политические деятели, монетарные власти и эксперты сосредоточились на решении ложной проблемы. Они посвятили все свое внимание и энергию поиску механизма, способного упорядоченным образом расширить массу наличности, перенося проблему с той ситуации, которая суш,ествовала к 1950 г. Они не приняли во внимание новые характеристики политики экономического роста, которую проводили страны мира со смешанной экономической системой. Проблемы этой системы были совершенно иного порядка. Они характеризовались попытками борьбы с инфляцией и необходимостью улучшить состояние внешнего равновесия, не затрагивая при этом уровень доходов и занятости. В этих обстоятельствах намерения сохранить мировую рыночную систему с режимом фиксированных курсов были обречены на провал.

Sayers R.S. Monetary Theory and Pohcy. P. 48794.

Van der Wee H., Tavernier K. Banque nationale de Belgique. P. 17.

3 Sayers R.S. Op. cit. P. 493.

" Hirsh F. Oppenheimer P. Managed Money. P. 622. Tew B. International Monetary Cooperation. P. 170. Block F.L. Origins of International Economic Disorder. P. 30.

Ibid. P. 47, 48.

Ibid. P. 43, 44

Monroe W.F. International Monetary Recostruction. P. 20-23. Scammel W.M. International MonetaryPolicy. P. 109-110. Scammel W.M. Op. cit. P. 110. 2 Ibid. P. 116, 117.

3 Van der Valk H.M. Het International Monetair Stelsel. P. 34: Scammel W.M. Op cit. P. 121. " Horsefield J.K. The International Monetary Fund. P. 95-98; Gardner R.N. Sterling-Dollar Diplomacy; Block F.L. Op. cit. P. 54.

Solomon R. International Monetary System. P. 104. TewB. Op. cit. P. 104. Gardner R.N. Op. cit. Block F.L. Op. cit. P. 55-56. Gardner R.N. Op. cit. P. 181-187.

20Ibid. P. 24-35; Block F.L. Op. cit. P. 61-63.

21Dallon G. High Tide and After. P. 68.



TweB. Op. cit. P. 174-177.

Monroe W.F. International Monetary Reconstruction. P. 25.

Hirsh F., Oppenheimer P. Managed Money. P. 625. TewB. Op. cit. P. 175-177. 2* Ibid. P. 177-183. 2 Block F.L. Op. cit. P. 74. 2* Guti C. Exchange Rates and the IMF. Scammel W.M. Op. cit. P. 129.

Monroe W.F. Op. cit P. 30-31. " Horsefield J.K. The International Monetary Fund. Chapt 8, 9. 2 Ibid. P. 129-135. " Solomon R. Op. cU. P. 14

Block F.L. Op. cit P. 77, 78.

Van Der Wee H., Janssens P. Historiek en oorzaken van de overheidsinterventie. P. 41-49. * Более подробную информацию о происхождении плана Маршалла см.: Кеппап G.F. Memoirs. Scammel W.M. Op. cit P, 142. * Samuelson P.A. Disparity in Postwar Exchange Rates.

Более обширную информацию о развитии кросс-курсов см.: Tew В. Ор. cit. Р. 90-92. "ibid. Р. 93-221.

Horsefield J.K. Op. cit P. 235. 2 Kent T.W. Devaluation One Year After. P. 22-37.

Ibid. P. 242. Note 77.

Triffin R. Europe and the Money Muddle. P. 164-167. Ibid. P. 168-188. Tew B. Op, cit. P. 35-36. TewB. Op. cit P. 186, 187.

Triffm R. Europe and the Money Muddle. P. 191-199.

Ibid. P. 200-208.

TewB. Op. cit P. 107. " Gold J. Stand-by Arrangements.

Block F.L. Op. cit P. 113. 5 Solomon R. Op. cit P. 131. 5 Ibid. P. 26.

MacDougall D. The World Dollar Problem. Solomon R. Op. cit P. 31. MacKinnon RJ. Money in International Exchange. Kindleberger Ch.P. Balance of Payments Deficit. Jonson H.G. The World Economy. P. 24, 25. *" Triffin R. Return to Convertibility; Idem. Gold and the Dolar Crisis. * MacKinnon RJ. Americas Role. P. 314. *2 Hirsch F., Oppenheimer P. The Trial of Managed Money. * Rueff J. The Rueff Approach. P. 39; Rueff J. Le Peche Monetaire. Hirsh F. Money International P. 385. *5 MacKinnon RJ. Op. cit P. 315. ** Block F.L. Op. cit P, 142-149. Solomon R. Op. cit P. 41.

Ibid.

* United States, United States Balance-of-Payments in 1968. Roosa R.V. The Dollar and World Liquidity. P. 93-103. Solomon R. Op. cit P. 65.

2 Federal Reserve Bulletin. 1964. August P. 975-999. The Creation of Reserve Assets. P. 26-29. Solomon R. Op. cit P. 72, 73. Ibid. P. 85-95.

Ibid. P. 128-148; Tew B. Op. cit P. 145.

Federal Open Market Committee, Minutes of the FOMC. P. 949. 950. См. также: Machlup F. The Rio. Agreement and Beyond. P. 8-12.

Barret M., Greene M.L. Special Drawing Rights. P. 10-13. * Boll F. Le processus dint6gration monetaire.

Goffey P., Presley J.R. European Monetary Integration; Ansiaux HJ.N., Desart M. LEurope monetaire.



Grauwe P. de. The Euro-currency Market. P. 14.

Denning E.W. Glen. The Euro-Dollar Market P. 21.

Ghesquire R. Euro-currency Markets. P. 10.

Ibid. P. 15, 16.

TewB. Op. cit P. 117-121.

Sakakibara E. The Euro-currency Market P. 13.

Grauwe P. de. The Euro-currency Market. P. 14, 15.

Einzig P. The Euro-dollar System; Bell G. The Euro-dollar Market; Little J. The Euro-dollars.

Sakakibara E. Op. cit. P. 113.

Ghesquire R. Op. cit P. 13-15.

Kindleberger Ch.P. Europe and the Dollar. P. 84-88. " Block F.L. Op. cit P. 185-189. 2 Solomon R. Op. cit P. 87, 88.

Ibid. P. 89-95. " Monroe If.F. Op. cit. P. 54.

Federal Open Market Committee, Minutes of the FOMC. P. 1213.

Mouroe W.F. Op. cit P. 64.

MacKinnon R.I. Americas Pole. P. 316-320.

Solomon R. Op. cit P. 168, 169. Haberler G.. Wilier T.D. U.S. Balance of Payments Policy. P. 15.

Krause W. International Economics. P. 371.

IMF. Annual Report 1971. P. 23-24.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [ 105 ] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]