назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [ 102 ] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


102

и Франции. Теперь он мог быть развит так, чтобы им могли воспользоваться США*.

Доклад, подготовленный Институтом Брукинса (Brookings Institution) к опубликованный в июле 1963 г., содержал прогнозы на период до 1968 г. Дефицит платежного баланса США, равный в 1961 г. 850 млн долл., предполагалось, достигнет к 1968 г. 2700 млн долл.* В условиях роста объемов мирового торгового оборота Доклад прогнозировал появление проблемы серьезной нехватки наличности. Все с большей силой звучали голоса (включая академические круги) о необходимости новой роли МВФ в этой сфере. Последний должен был не только расширить поле своей деятельности в предоставлении кредитов, но и получить необходимые полномочия, позволяющие ему создавать международные резервы и способствовать борьбе с нехваткой наличности. Такое понимание вещей имело множество точек соприкосновения с идеями, в свое время высказанными Триффином, и с предложением, сделанным английским канцлером Казначейства Реджинальдом Молдингом (Regional Maulding) на ежегодной ассамблее МВФ в сентябре 1962 г."* Первая реакция американцев бьша негативной. Конечно, они хотели видеть усиление роли МВФ, но единственно за счет увеличения квот-взносов и расширения кредитных операций". Европейские страны также не испытьшали особого энтузиазма, но по совершенно обратной причине. Они опасались, что предоставление МВФ новых полномочий лишь закрепит существование системы золотого эталона доллара, иными словами, усилит долларовую гегемонию в системе мировых резервных валют.

Оставалось только надеяться, что как американцы, так и европейцы будут заботиться об увеличении мировой ликвидности. В сентябре 1963 г. по предложению США была создана Группа заместителей, подчиненная "Группе десяти". Поддержка, которую европейские государства оказали этой инициативе, отражала изменения, произошедшие в экономической и политической структуре мира. Они хотели, чтобы переговоры велись вне пределов МВФ, не только потому, что тот оставался под контролем США, но и потому, что развивающиеся страны, как ожидалось, окажут влияние на ход переговоров. Поэтому европейцы предпочли бы обсудить эти вопросы в рамках "Десятки", где они имели прочные позиции. В июне 1964 г. Группа заместителей посоветовала министрам и управляющим "Десятки" принять серию конкретных мер"*, а также рассмотреть несколько важных проблем: механизмы корректировки для устранения неравновесия платежного баланса и проблему международной наличности. Последний вопрос обсуждался в рабочей группе под руководством Оссолы (Ossola) и в мае 1965 г. бьш опубликован документ (доклады Оссолы), получивший официальное название Доклада рабочей группы по созданию резервных активов***. На основе Доклада была создана комиссия под председательством Отмара Эммингера (Otmar Emminger), представлявшего Бундесбанк (Центральный банк ФРГ), которая должна бьша сформулировать конкретные предложения. Доклад Эммингера, опубликованный в июле 1966 г., высказьшался в пользу создания новой международной резервной валюты, эмиссия и использование которой оставались бы в компетенции ограниченного числа развитых стран, в данном случае представителей "Десятки". Намерение, в этом смысле, заключалось

Создание Генерального соглашешм по займам, которое было рассмотрено выше, стало результатом перемены в американской политике.

Молдинг предложил создать в рамках МВФ систему многовалютных счетов (Mumal Currency Account). Страны, обладавшие излишками, могли бы депонировать их на этих счетах в форме резервной валюты (в долларах или фунтах стерлингов) и получить взамен другую резервную валюту. Количество наличности в мире, таким образом, увеличивается (IMF. Annual Meeting 1962. P. 61-68). Речь велась об увеличении квот-взносов МВФ (что было обсуждено и принято в 1965 г.), а также о создании системы финансирования дефицитов платежного баланса (Tew В. Ор. cit Р. 142-143). * Первая публикация ОЭСР появилась в 1966 г: The Balance-of-Payments Adjustement Process. A Report by Working Party N 3 of the Economic Policy Committee.



в том, что доклад послужит основой для переговоров, которые смогут на долгосрочную перспективу решить проблему наличности в рамках МВФ.

В период первой серии переговоров (с октября 1963 г. по июнь 1964 г.) Франция открыто заявила, что не может быть удовлетворена существующей системой резервных валют и явно отдала предпочтение восстановлению (при некоторых изменениях) классической системы золотого эталона. Развивая эту идею в период дискуссий в группе Оссолы, Франция предложила основать коллективную резервную единицу (КРЕ). Такая единица должна бьша быть разработана под руководством ограниченной группы наиболее богатых индустриальных государств (т.е. "Десятки") и распределена в зависимости от значения и количества золотых резервов в мире. КРЕ была бы трансферабельной, ее паритет определялся бы на основе фиксированного курса к золоту. Наконец, существование КРЕ неизбежно обеспечило бы единогласие членов "Десятки". Знаменательно, что акцент был сделан на увеличение мировых резервов, ибо создание КРЕ вызвало бы рост международной наличности. В ходе своей пресс-конференции в фервале 1965 г. де Голль уделил большое внимание концепции этой единицы. В действительности предложение Франции было эквивалентно скрытому повышению общего уровня цен на золото. Вместо выражения этого роста в долларах, французы выражали его в КРЕ. Кроме того, предложенная система значительно усиливала роль золота как резервного элемента. Каждая из стран имела бы интерес увеличить свой золотой запас, чтобы обеспечить себя максимально возможным количеством ЫЕ. Вследствие этого золотые запасы США оказались бы под угрозой. Наконец, за идеей трансферабельности КРЕ стояло намерение заменить последней доллар в качестве резервной единицы, контроль за которой осуществлялся бы "Группой-десяти".

США отклонили французское предложение. Первоначально американское правительство мотивировало свой отказ прежними основаниями: поддержка мировой ликвидности требует не создания новой структуры, а новых механизмов кредита. Придав заемным операциям МВФ большую гибкость, можно полностью решить указанную проблему. Вопрос об обеспечении наличности, считали американцы, является компетенцией МВФ, а не "Группы-десяти". Такую поддержку Соединенными Штатами роли Фонда и негативный подход к "Десятке" одобрили развивающиеся государства. После отставки в конце 1964 г. секретаря Казначейства Дугласа Диллона, а в начале 1965 г. - его заместителя Рузы поддержка усилилась. Впоследствии США изменили свою стратегию. Со второй половины 1965 г. Генри Флауэр, новый секретарь Казначейства США, стал защищать идею разработки новой мировой резервной валюты при условии, что она будет создана в рамках МВФ и сможет заменить золотой резерв, а в этом примут участие все государства, включая развивающиеся". В результате во время ежегодной ассамблеи МФВ в сентябре 1966 г. бьша образована смешанная комиссия из представителей "Десятки" и всех администраторов Фонда. Продолжая идеи Роберта Соломона, эта комиссия разработала проект Права резервного заимствования, который был обсужден и принят на ежегодной ассамблее МВФ в сентябре 1967 г. в Рио-де-Жанейро75. После оживленных дебатов министров "Десятки" на встрече в Стокгольме в марте 1968 г. сюда были внесены изменения. Однако единогласия достичь не удалось из-за несовместимости позиций Франции и США. Примечательно, что теперь эти страны поменялись местами. Американцы выразили желание основать новую мировую резервную валюту, которую до этого считали бесполезной. Напротив, французский министр Мишель Дебрэ (Michel Debre), который был свидетелем отказа замены доллара ЫЕ, теперь выступал против новой универсальной резервной единицы, которая со временем могла бы заменить золото. Отньше он предлагал восстановить классический золотой эталон, прибегнув к общему повышению цен на желтый металл. В результате он оказался в изоляции и от своих европейских партнеров.



Проект, разработанный в Рио-де-Жанейро в 1967 г., подвергся серьезным изменениям, принятым под давлением европейских государств (в особенности Франции). Термин "право резервного заимствования" был заменен на "право специального заимствования". Последние рассматривались как право кредитоваться друг у друга, данное всем странам, участвующим в системе, при условии возврата этих кредитов (в силу "правила восстановления"). Последнее обстоятельство стало объектом достаточно широкой и гибкой интерпретации. Решения о создании таких прав должны бьши приниматься большинством в 85% голосов, что фактически предоставляло право вета странам ЕЭС, располагавшим 17% голосов. Волнения французских студентов и вызванная ими отставка де Голля ослабили оппозицию со стороны Франции. Между тем МВФ предложил своим членам ратифицировать изменения в своем уставе. 28 июля 1969 г. необходимое одобрение бьшо получено. В рамках Фонда создавался новый Департамент прав специального заимствования.

Несмотря на использование термина "право заимствования", речь в действительности шла о рождении нового резервного актива*. Поэтому решение о СДР стало поворотной вехой в развитии мировой монетарной системы. К традиционной функции кредитора МВФ получил дополнительно возможность создания новых мировых резервов. Роль МВФ как наднационального организма, которому вменялось проведение реорганизации мировой монетарной системы, существенно возросла. В принципе. Совет управляющих Фонда каждые пять лет определял сумму СДР, запускаемую в обращение. По их решению правительства должны бьши учитьшать спрос на мировую наличность, а также увеличение или уменьшение других мировых резервов. Страх перед недостатком наличности подтолкнул ассамблею МВФ в сентябре 1969 г. высказаться в пользу первой эмиссии СДР на сумму 9,5 млрд долл., осуществляемую в три этапа, начиная с 1 января 1970 г."*.

Система СДР может быть определена как ограниченная компетенция, которой обладает страна, приобретая средство международного платежа у третьей страны. Они распределялись между заинтересованными государствами пропорционально размеру их взноса-квоты в МВФ. Участие в этой системе не бьшо обязательным, однако к концу 1969 г. 104 страны выразили свое намерение принять участие. Чаще всего, испытьшая проблемы с платежным балансом, государство-участник получало возможность использования СДР без предварительных консультаций. Оно могло непосредственно обратиться к другим членам, которые бьши обязаны обеспечить заявителя суммой в иностранной конвертируемой валюте в обмен на СДР. Такая же операция могла производиться и с участием самого Фонда. Золотое содержание СДР определялось 35 тройскими унциями за 1 платежную единицу. Общая сумма СДР, определенная для каждого участника, носила название "чистое кумулятивное ассигнование" ("allocation cumulative nette"). Ни один из участников системы не имел права отказаться принимать СДР третьей страны (в обмен на свою национальную валюту) на сумму, в 3 раза превосходящую размер своего "ассигнования". Другое ограничение предусматривало, чтобы каждая участвующая страна сохраняла часть своих запасов СДР. За пятилетний период они должны бьши составлять в среднем по меньшей мере 30% ассигнования. В отсутствие таковой в силу вступала "clause de reconstitution" - "оговорка о восстановлении", и страна должна была, соответственно, восстановить прежний уровень, прибегнув к займам. Это правило позволяло государству использовать более 70% своего чистого кумулятивного ассигнования в течение пяти лет, но лишь временно.

Начало 70-х годов бьшо особенно неблагоприятным для создания первых СДР. В действительности процесс реформирования нарушался из-за приостановки конвертируемости доллара в золото, инфляции и последствий нефтяного шока. В этих

Первый выпуск на 3.5 млрд долл. состоялся в январе 1970 г., второй - на 3 млрд в январе 1971 г., третий - также на 3 млрд в январе 1972 г. Общая сумма была эквивалентной порядка 25% совокупности золотых вкладов стран-членов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [ 102 ] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]