назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [ 101 ] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


101

долгофочной нерснективе, раздутие в гигантских пронорциях долларовых резервов может подорвать доверие к американской валюте. Кризис подобного рода уничтожил бы систему золотого эталона, либеральное видение мира вместе с американской гегемонией, которая его поддерживала. По инициативе или под давлением США принимаются меры по укреплению доверия к доллару. Такие меры можно распределить на три категории: некоторые были прямо ориентированы на усиление системы золотого долларового эталона, другие вовлекали в американскую стратегию МВФ, третьи были направлены на организацию системы контроля за оттоком капиталов из США.

К первой категории относится создание в 1960 г. золотого пула. В 50-х годах ухудшение платежного баланса США усилило спрос на золото в тех государствах, где увеличились официальные долларовые резервы. Еще большим бьш спрос на золото со стороны спекулянтов, которые рассчитывали на девальвацию доллара и других валют по отношению к золоту после американских выборов 1960 г. 20 октября 1960 г. цена на золото на свободном рынке Лондона достигла беспрецедентного уровня, составив 40 долл. за унцию*. Чтобы избежать новой волны спекуляций, США вкупе с семью другими государствами начали с ноября 1960 г. прибегать к активным интервенциям на золотом рынке Лондона, используя для этого Банк Англии. Эти скоординированные закупки и продажи были настолько успешными, что с конца 1960 г. по конец 1967 г. цена на желтый металл никогда не переходила порог в 35,35 долл. за унцию*. По инициативе Р.В. Рузы (R.V. Roosa) заместителя секретаря американского Казначейства совместно с европейскими государствами были приняты и другие меры, направленные на укрепление системы золотого долларового эталона. Речь идет прежде всего о соглашениях, ускоряющих возврат "военных" займов, эмиссии "бонов Рузы" (нетрансферабельных облигациях, выпущенных американским правительством и депонированных центральными европейскими банками государств в валюте их стран), а также соглашениях "swap".

Последние впервые были заключены в начале 60-х годов. Давление на доллар, вызванное переоценкой в марте 1961 года немецкой марки и гульдена, заставили американское правительство создать механизмы встречного краткосрочного кредитования с иностранными центральными банками. В феврале 1962 г. ФРС приняла на себя обязательство организовать сеть таких встречных кредитов (swap lines). Федеральный резервный банк Нью-Йорка (в качестве агента США), девять иностранных центральных банков и БМР открыли так называемые своп-линии. Срок возврата таких кредитов определялся тремя месяцами, а обменный курс -датой начального перевода. Имелась также возможность обновления уже заключенного кредита. Такие линии позволяли получать краткофочные кредиты, предоставляя одновременно гарантию обменного курса кредитору. Через этот механизм, как правило, осуществлялись официальные интервенции, предназначенные для противодействия движению спекулятивных капиталов. Эта система оказалась очень эффективной. К концу 1962 г. американская сеть своп-линий выдала подобных кредитов на сумму 900 млн долл., а в 1976 г. - на 20 млрд*.

Во многом такой успех был обязан возрождению после войны деятельности БМР, учрежденного в Бале. Созданный в 1930 г. в рамках "плана Юнга" для облегчения расчетов по репарациям Германии, он вынужден был занять пассивную позицию вследствие начала "великой депрессии". После второй мировой войны он был признан официальным агентом для внутриевропейских расчетов и в частности для

Как только оба кандидата публично заявили о том, что не имеют намерений проводить девальвацию, цены немедленно упали.

Соглашение о проведении согласованных интервенций было подписано Федеральным резервным банком Нью-Йорка, от имени Казначейства США, а также центральными банками Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Голландии, Швейцарии и Великобритании (см.: FM1, Rappofi annuel 1963 P. 176, 177; Rapport arnuel 164. Г. 31, 32).



ЕПС. В то же время он стал местом встречи управляющих центральными банками Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии, Швеции, Швейцарии, а с начала 60-х годов - США, Канады и Японии. Так родилась "Группа-десяти" (Швейцария имела статус ассоциированного члена).

Система встречного кредитования ФРС зародилась во время ежемесячных встреч в Бале. Впоследствии в тех же рамках были заключены и другие соглашения, в частности меры, принятые для поддержки британского фунта. Первая такая операция осуществилась в марте 1961 г. сразу же после переоценки марки и гульдена, вторая - в 1963 г., третья - в 1964 г., затем последовали и другие. В 1964 г. бьша предоставлена помощь Италии, в 1968 г. - Франции. Все эти соглашения основывались на краткосрочных займах (как правило, на три месяца с правом пролонгации). Начиная с 1966 г. в рамках встреч в Бале стали заключаться и долгосрочные соглашения. Первым бенефициаром стала Великобратания. Эти кредиты также могли быть пролонгированы"*.

Во второй категории мер по защите доллара главную роль играл МВФ. Несмотря на то, что к 1960 г. еще сильно бьшо убеждение в том, что США как лидер свободного мира должны также быть и оставаться его банкиром, американское правительство начинало понимать, что предоставление кредитов Фондом не так уж и несовместимо с гегемонией Соединенных Штатов, и это может стать даже необходимостью. Оно посчитало необходимым расширить компетенцию МВФ в сфере предоставления кредитов и увеличить его ресурсы. Для начала бьши использованы положения Устава МВФ, касающиеся периодических пересмотров квот-взносов. В 1959 г. их уровень бьш повышен на 50%, в 1966 г. - на 25%, а в 1970 г. последовало третье повышение - на 30%. Это увеличение вместе со взносами новых членов принесло Генеральному комитету МВФ в 1958 г. ресурсов на сумму 9,2 млрд долл., в 1959 г - 14 млрд, в 1966 г. - 20,6, а в 1970 г. - 21,3 млрд долл."*

Помимо этого, МВФ создал новые механизмы использования своих ресурсов (см. табл. 29). Выдвинутая на ежегодной ассамблее Фонда в сентябре 1961 г.* идея создания Генеральных соглашений по займам бьша конкретизирована к концу этого же года. В силу этих Соглашений десять самых богатых государств мира, объединенных в "Группу-десяти", обязывались в случае острой необходимости предоставить в распоряжение МВФ дополнительные ресурсы на общую сумму в 6 млрд долл."*

Таким образом готовилась почва для получения США и Великобританией значительных займов у Фонда (а с 1968 г. и другими государствами "Десятки"). Дебаты вокруг Соглашений отражали растущую экономическую мощь европейских государств, которые считали, что Фонд слишком зависит от США. Соглашения же ставили условием использования дополнительных финансовых ресурсов получение единогласного одобрения "Десятки"*. Впервые такое обращение последовало в декабре 1964 г. перед получением Великобританией у МВФ крупного займа. Другим средством расширения поля деятельности МВФ стало смягчение условий возврата кредитов. Первоначально такой возврат мог быть осуществлен липп. в

Более подробную информацию по этим вопросам см. в издаваемом Банком Англии "Quarterly Bulletin.

"* Размер увеличения, разумеется, варьировал от одной страны к другой.

В своем послании конгрессу 6 февраля 1961 г. президент Кеннеди заявил, что США готовы в случае необходимости обращаться к МВФ за защитой системы золотого эталона доллара. В апреле 1961 г. Пер Якобсон (Per Jacobson), генеральный директор МВФ, опубликовал план по привлечению дополнительных ресурсов.

Вклады стран (в млн долл.) распределялись следующим образом: США - 2000; Великобритания -1000; ФРГ - 1000; Франция - 550; Италия - 550; Япония - 550; Голландия - 200; Канада - 200; Бельгия - 150; Швеция - 100; Швейцария (с марта 1963 г.) - 200. Страны, не являющиеся членами "Десятки" (прежд;; всего Австралия к Индия), подвергли серьезней критике эту инстанци:о, рассматривая ее как "закрытый клуб".



американских или канадских долларах. Но с февраля 1961 г. стало возможным использовать некоторые европейские валюты. В результате число долларовых займов сократилось и начала использоваться более широкая гамма валют*.

В третью категорию мер, направленных на защиту доллара, входили положения американского правительства, препятствующие оттоку капиталов из страны. Под названием "Операция Твист" Казначейство и ФРС разработали стратегию повышения процентных ставок по краткосрочным государственным обязательствам в сравнении с долгосрочными**. В июле 1963 г. конгресс принял закон, предусматривавший введение налога выравнивания процентных ставок, который применялся к американским резидентам, покупающим иностранные облигации. Его цель -ограничить эмиссию иностранных долговых обязательств на рынке Нью-Йорка*. В феврале 1965 г. поле применения этого закона распространилось на помощь, оказьшаемую американскими банками своим клиентам вне пределов США. В то же время была создана программа добровольного ограничения в области покупок иностранных облигаций, содержавшая конкретные директивы для коммерческих банков, других финансовых институтов (страховых компаний, пенсионных фондов) и промышленных компаний, имеющих филиалы за рубежом*. Эти директивы постепенно ужесточались: в январе 1968 г. были приняты обязательные ограничения для американских инвестиций за рубежом. Несмотря на свою внушительность, все эти меры носили явно оборонительный характер и действовали в разных областях, чтобы способствовать разрешению противоречий золотого долларового эталона. Принимая это во внимание, американское правительство стремилось найти более основательные решения.

попытки БОЛЕЕ ОСНОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ

Одной из важный попыток реформировать международную монетарную систему стало создание в 1969 г. в рамках МВФ Специальных прав заимствования (СДР). Оио завершило долгий и сложный процесс.

Политическое руководство США и других стран постепенно осознавало наличие серьезных лакун в Бреттон-Вудской системе, какой она функционировала с начала 1959 г. В реальности не существовало никакого механизма, способного укрепить упорядоченное увеличение мировых резервов одновременно с действующими нуждами. Европейские государства в рамках Рабочей группы N 3 ОЭСР*** начали критиковать угрожающий дефицит платежного баланса США. Кеннеди в период с 1961 по 1963 г. старался справиться с этой проблемой, используя специальную программу поддержки платежного баланса, которая содержала конкретные меры по борьбе с дефицитом. Но в то же время президент подчеркивал непоколебимое значение принципа американского доминирования во всем мире. В экономическом аспекте это означало, что в рамках системы золотого эталона доллара США остаются в роли мирового банкира. Противоречие целей, с одной стороны, обеспечения мировой гегемонии, а с другой - внешнего равновесия, нашло свое решение в усилении функции заемщика средств МВФ. Во время суэцкого кризиса этот аспекг деятельности фонда принял новое значение, прежде всего в пользу Великобритании

в этой связи важную роль сыграло ухудшение платежного баланса США. Кроме того, политика МВФ была направлена на увеличение числа валют, использующихся в займах и ресурсах. Этот налог вызвал повышение ставок по долгосрочным обязательствам в сравнении с иностранными на 1%.

От коммерческих банков требовалось ограничить 5% увеличение кредитов, выдаваемых иностранным клиентам в сравнении с концом 1964 г, В отношении американских ТНК было высказано пожелание об увеличении их с 15 до 20%.

Эта группа была создана в 1961 г. Комитетом экономической политики ОЭСР в целях изучения монетарной и бюджетной политики стран - членов Организации и прежде всего освещения проблем развития экономики и нарушения равновесия платежного баланса.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [ 101 ] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]