назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]


100

1974

1975

1977

1978

1979

1980

1981

1982

98,3

107,1

114,7

120,8

142,1

184,5

224,0

236,2

211,2

-103,6

-98,0

-124,1

-151,7

-175,8

-211.8

-249,3

-264,1

-247,6

-5,3

-9,3

-30,9

-33,8

-27,3

-25,3

-27,9

-36,4

14,6

13,8

18,9

24,8

.34,4

36,1

41,2

33,2

-1,0

-0,9

-0,9

-0,9

-0,8

-0,9

-1,1

-0,8

-1,1

-3,4

-3,7

-4,1

-3,8

-4,3

-4,7

-6,0

-5,9

-6,9

18,3

-14,1

-14,1

-11,2

-9,2

-17,9

-13,2

-10,5

-13,9

-6,8

10,4

-2,5

-9,1

-10,3

-6,8

-19,8

33,3

-40,4

-35,2

-1,6

-5,8

-104

-2,3

21,1

29,6

24,2

41,4

-13,3

-32,8

-33,8

-19,6

-16,8

12,8

10,5

-6,1

13,8

-1,5

-0,8

-2,6

-0,7

-7,0

-4,1

-0,1

-0,1

-0,1

-0,3

-0,3

-4,7

-6,5

-0,9

-1,4

-0,5

-2,3

-0,2

-2,8

-3,2

11,3

34,0

30,1

-14,2

13,8

-2,3

33,7

30,8

-14,2

капиталов в страны с меньшим уровнем издержек, что вело к дестабилизирующим последствиям и растущим внешним дисбалансом.

Трудности золотого долларового эталона возникало не только из-за необходимости корректировки курсов, но и бьши связаны со снижением уровня доверия к американской валюте, а также проблемой мировой наличности. Что касается последнего обстоятельства, то еще в 1960 г, Роберт Триффин предупреждал, что доллар фундаментально нестабилен и его курс не сможет быть удержан в течение долгого времени*". Политика, применявшаяся ранее Соединенными Штатами, привела к ограничению роли МВФ в предоставлении краткосрочных кредитов в случае возникновения временных трудностей с платежным балансом. Ослабленная в условиях общей конвертируемости Великобритания, будучи не в состоянии увеличить объемы своих стерлинговых активов, испытьшала недостаток средств*. Расширение мировых резервов опиралось отньше лишь на развитие золотодобычи и увеличение долларовых резервов. При цене золота в 35 долл. за унцию не бьшо никакой возможности для радикального увеличения золотодобычи. С 1951 по 1968 г. общая величина золотых резервов стран-членов МВФ увеличилась лишь с 33,5 млрд долл. до 38,7 млрд*. В результате дальнейшее увеличение мирового

в то время как в 1938 г. стерлинговые остатки составляли около 95% золотого и валютного резерва Великобритании, в 1958 г. это соотношение составляло 355%. Однако это уже было положительным явлением, так как в 1947 г. оно равнялось 705%



торгового оборота должно было бы сопровождаться беспокоящим ростом доли долларовых резервов в общем объеме мировой наличности. Помимо этого, в условиях фиксированных паритетов сокращение золотого покрытия за счет долларовых резервов, несомненно, привело бы к такому росту недоверия, что это бы неминуемо оказало сильное давление на конвертируемость.

Триффин привлек внимание к следующей неизбежной дилемме. Дефляционные меры, которые могли привести к сокращению долларовых обязательств в остальном мире, поправили бы соотношение долларовых и золотых резервов в пользу последних, восстановив доверие к доллару. Однако опасность заключалась в том, что такие меры могли привести к возникновению мирового кризиса и в конечном итоге к сокращению свободных потоков товаров и капиталов. Иначе говоря, эти меры могли разрупхить систему, которую они должны бьши защитить. Другое решение в рамках существующей системы заключалось в новой экспансии долларовых резервов во всем мире. Последняя должна бьша сопровождаться серией соглашений с США, которые в качестве главной силы предписьшали бы остальным государствам сократить или вообще избегать конверсии долларов в золото. Этот вариант также рассматривался Соединенными Штатами, но и он мог бы разрушить существующую систему. Уменьшение золотого покрытия неизбежно бы вызвало рост недоверия к "золотому" доллару и привело к усилению нестабильности*.

Кроме того, решение об увеличении мировых долларовых резервов ставило проблему их создашм. Объемы последних определялись не столько потребностями мирового сообщества в наличности, сколько состоянием платежного баланса США. Речь шла о производном факторе, который, помимо прочего, лишь частично находился под влиянием американского правительства. Более того, постепенное де-факто смещение к долларовому эталону привело к возникновению в мировой монетарной системе невьшосимой ни в финансовом, ни в политическом отношении асимметрии. США получали огромные привилегии, чтобы, используя выражение де Голля, безнаказанно игнорировать состояние платежного баланса, дисциплины которого они добивались от других государств. Эта асимметрия могла сохраниться, поскольку США удерживали свою политическую гегемонию, в то время как происходило перераспределение экономических сил. Вследствие этого перераспределения йена, а в Европе - немецкая марка, швейцарский франк и голландский гульден стали сильными валютами. Таким образом, появились потенциальные резервные валюты, которые составили конкуренцию в области взаимной конвертации доллару и фунту, что также усиливало нестабильность системы. Психологические факторы также сыграли дестабилизирующую роль. Именно обидой на существование указанной асимметрии можно объяснить требование де Голля в 1956 г. провести конверсию в золото долларовых резервов Франщга, вызвавшее настоящее смятение и усилившее недоверие к доллару.

Триффин, осветивший все противоречия системы "золотой эталон-доллар", предложил немедленно провести международную монетарную реформу**. Его план предусматривал создание наднационального банка, который стал бы последней кредитной инстанцией для центральных банков, резервы которых он держал. Ему же вменялось в обязанности эмитировать собственную денежную единицу, которая стала бы единственной резервной валютой для всего мира. Таким образом, одновременно решались проблемы соотношения до.лларовых и золотых резервов, а также общего количества мировой наличности. Более того, создание международных резервов соответствовало бы действительным запросам наличности стран всего мира. Триффин считал, что МВФ может стать таким "центральным банком центральных банков". С этой целью он подготовил целую серию конкретных

Первый критический анализ по этому поводу см.; TnffinR. Tomorrows Convertibility; см. также: Triffin R. Gold and the Dollar Crisis; Idem. The International Monetary System.



предложений. Знаменательно, что структура этого плана была навеяна идеями Кейнса, когда тот готовил Бреттон-Вудское соглашение и ЕПС - "духовного ребенка" самого Триффина. Однако эти предложения не имели право быть упомянутыми политическими кругами, так как апеллировали к принципу наднациональной власти, который в начале 60-х годов был еще несовместим с американским видением свободной многосторонней мировой эконошки, руководимой США*,

Жак Руф (Jacques Rueff), который с 20-х годов восхвалял золотой эталон, смог привлечь к своим идеям генерала де Голля*, Французский президент во время своей знаменитой пресс-конференции 4 февраля 1965 г, высказался за возврат к "чистому" золото.му эталону. Объем золотых резервов мог быть скорректирован в зависимости от растущих потребностей наличности во всем мире посредством последовательных переоценок курсов к золоту, другими словами, одновременной девальвацией всех валют по отношению к золоту**. Несмотря на то, что объем золотых запасов США в 1965 г. еще был достаточен, чтобы извлечь прибыль из повышения цен на желтое золото, американское правительство проигнорировало призьшы де Голля. Это отношение объясняется, скорее всего, действием психологических факторов и тем, что наибольшую прибыль из этого извлекли бы СССР и ЮАР - два крупнейших производителя золота. Но главной причиной все же была боязнь, что действие французской инициативы приведет к сокращению роли доллара как мировой резервной валюты и к утрате финансового верховенства США в мире.

ВЫНУЖДЕННЫЕ МЕРЫ

Установление в 1958 г. системы золотого долларового эталона высветило проблему платежного баланса Соединенных Штатов. По поводу ухудшения торгового баланса США в 1958-1959 гг., а также отрицательного влияния, вызванного последним, сокращения золотого запаса (см. табл. 31), разгорелись академиюские дебаты. Вопрос ставился так: речь идет о временном явлении или наметилась тенденция к повороту развития позиции доллара в мире?

Торговый баланс США улучшился и оставался удовлетвори-1ельным до 1967 )., но размер золотого запаса продолжал уменьшаться, так как дефицит общего платежного баланса принял хронический характер. Для поддержки паритета доллара к основным мировым валютам требовались значительные интервенции. В результате золотой запас США уменьшился с 22,9 млрд долл. в 1951 г. до 10,9 млрд - в 1968. В то же время долларовые авуары, которые держали коммерческие и центральные иностранные банки, увеличились с 8,95 млрд долл. до 38,5 млрд*, что поставило американское правительство в сложное положение. Его политика, направленная на создание системы открытой мировой экономики, приводила к постоян ному дефициту прежде всего из-за военных расходов и экономической помощи. Требовалось, чтобы государственный дефицит компенсировался излишком товарного баланса, что и имело место в прошлом, но теперь конкуренция со стороны Японии и Европы, так же как и создание ЕЭС, ослабили позиции США в мировой торговле. Потоки капиталов усилили это развитие. Сближение европейских государств склонило американские компании к учреждению своих филиалов в Старом Свете. В конце 60-х годов, когда в Западной Европе возросли издержки на заработную плату, такое же влияние на приток капиталов оказали развивающиеся страны, где уровень последних был невысоким. Не менее важным был фактор увеличивавшейся переоценки доллара**.

Джон Кеннеди, избранный президентом США в ноябре 1960 г., прекрасно понимал всю остроту проблемы платежного баланса своей страны. Он боялся, что в

Аналогичные предложения делал Бернштейн, директор Исследовательского департамента МВФ (Bernstein ЕМ. The Gold Crisis. P. 1-12).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137]