назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [ 93 ] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


93

•для исполнителя (продавца) - сравнение предлагаемого уровня выбранного показателя качества у аналога (7д) с этим показателем у рассматриваемого товара (У), т.е. разность (F - У);

•для заказчика (покупателя) - обратное сравнение вариантов уровня качества предлагаемого ему товара с качеством аналога, т.е. разность Y- Ya>

На вертикальных осях:

•ддя исполнителя (продавца) - сравнение различных уровней цены продавца по предлагаемому товару {Р) с ценой аналога (Р), т.е. разность Р - Ра\

•для заказчика (покупателя) - сравнение цены аналога с вариантами приемлемой для него цены (цены покупателя) на предлагаемый товар, т.е. разность Ра - Р.

Таким образом, направленность осей и показатели на них заданы так, что с точки зрения исполнителя (продавца) повышение предлагаемого качества товара соответствует в системе его координат движению по горизонтальной оси влево, а понижение предлагаемого качества ~ движению по этой оси вправо.

С точки зрения заказчика (покупателя), в его системе координат движению по горизонтальной, хотя и противоположной, оси влево также соответствуют более высокие уровни показателя качества, движению вправо - более низкие варианты качества.

В системах координат исполнителя (продавца) и заказчика (покупателя) смещение вверх по их вертикальным осям означает выбор более высокой цены заказа, смещение же вниз - более низкой.

«Ящик Эджворта» как система закрыт, т.е. в нем между сторонами договора распределяются полезности, сумма которых является величиной постоянной. Выигрыш каждой стороны строго равен проигрышу другой:

\Ya-Y\=\Y- П(30)

Размеры «ящика» по горизонтали и вертикали определяются, соответственно, уровнем выбранного показателя качества у аналога и вероятным максимально представимым диапазоном его улучшения или ухудшения, ценой аналога и вероятным диапазоном ее увеличения либо уменьшения в случае изменения качества. При этом исполнитель заказа (изготовитель, разработчик товара) в том, что касается вероятного максимально представи-мого уровня, до которого качество товара может быть улучшено по сравнению с качеством аналога (У), исходит как из своих



возможностей (научно-технического, производственного задела, уровня своего потенциала), так и из прогнозов спроса на рынке, предложения аналогичного товара (аналогичных услуг) конкурентами и развития науки и техники.

Ценовой размер «ящика» должен определятыя из оценки верхнего предела возможной цены покупателя при максимально возможном качестве товара и нижнего предела (обеспечивающего допустимый минимум рентабельности) цены продавца в расчете на тот же максимально возможный уровень предлагаемого качества. Причем, для того чтобы «ящик» смог вместить в себя впоследствии хотя бы один обоюдодопустимый вариант компромисса сторон по цене и качеству, протяженность «ящика» по ценовой оси следует устанавливать, опираясь на верхние пределы цены продавца (Ртах) и обеспечиваемого им качества.

В полученный «ящик Эджворта» помещается точка, отражающая качество и цену аналога - точка А. Координатой ее на обеих горизонтальных осях (и с точки зрения продавца, и с точки зрения покупателя) является ноль (F - Y= Y- 7д = 0).

Точно так же и на вертикальных осях она имеет нулевые координаты (F - Ра = Ра - Р = 0). Собственно же качество аналога, уровень показателя, характеризующего это качество, измеряется на горизонтальных осях в «ящике» равными друг другу отрезками: ОН - в системе координат исполнителя-продавца и ООз в системе координат заказчика-покупателя. Цена аналога в рассматриваемых системах координат соответствует на вертикальных осях отрезкам ООи НО.

На следующем шаге в «ящик Эджворта» вписываются эмпирически получаемые, аналитически рассчитываемые либо экспертно оцениваемые кривые равных предпочтений (кривые безразличия) сторон намечаемого контракта между ценой и качеством рассматриваемого товара. Сами по себе эти кривые - совокупности точек, отражающих с позиций продавца и покупателя равнодопустимые ими применительно к данному уровню достигаемой для себя сторонами полезности сочетания разных уровней качества и цены. Кривые равных предпочтений строятся отдельно для продавца и отдельно для покупателя в их собственных системах координат и в расчете на разные для каждого из них уровни полезности (рис. 9.2).

В силу объективности конфликта между интересами продавца и покупателя уровни полезности сторон контракта имеют противоположную направленность. Полезность контракта для



продавца выше, когда ему удается за одно и то же качество, т.е. при тех же затратах, получать более высокую цену либо при одной и той же цене иметь возможность продать товар более низкого качества, экономя на затратах по его обеспечению. Полезность контракта для покупателя состоит в обратном.

Заказчик (покупатель)

Исполнитель (продавец)

Рис. 9.2. Совмещение карт предпочтений контрактных сторон по цене и качеству товара в «ящике Эджворта»

С учетом того, что в предполагаемом «ящике Эджворта» отражены цена и количество в сравнении с реальным аналогом, уровни полезности для каждой из сторон намечаемого контракта могут трактоваться как уровни сравнительной эффективности производства и продажи данного товара по сравнению с эффективностью получения и выполнения заказа на аналог (полезность для продавца от U\ и выше до Щ) либо покупки и использования рассматриваемого товара по сравнению с размещением заказа на аналог (полезность ддя покупателя от Vi и выше до F5).

Собственные кривые безразличия продавец товара (исполнитель заказа) может получить расчетно-аналитическим методом или в результате опроса лиц, ответственных за контракт. Расчет-но-аналитический метод сводится к тому, что каждый уровень полезности от Ui до Us ассоциируется с уровнем прибыльности

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [ 93 ] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]