назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [ 89 ] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


89

рынка, темпов инфляции, уровня цен и перспектив сбыта, было бы минимизировать курсовой риск во внешнеторговых контрактах по двум направлениям:

а)при несовпадении валюты цены и валюты платежа вводить в контракт пуньст, согласно которому платеж должен исполняться по курсу, представляющему собой среднее между рыночными (с оговоренным источником котировки) курсами валют цены и платежа на момент подписания контракта и исполнения платежей;

б)при совпадении валюты цены и валюты платежа всемерно ускорять прохождение контракта и сокращать сроки поставки и платежа.

Попытки получения спекулятивного валютно-курсового выигрыша чреваты слишком большими потерями и опасны во взаимоотношениях с иностранными контрагентами из развитых стран, как правило, гораздо более профессиональными в этой части. Они найдут юридическую или техническую возможность заблокировать свой валютно-курсовой проигрыш, если он выявится. Хуже всего, если это обернется блокированием самого контракта и вложенных в него предприятием средств.

Риски снижения коммерческой эффективности контрактов из-за неблагоприятных изменений в законодательстве, которому подсуден контракт и (или) которое регулирует деятельность его сторон, - это риски повышения налоговых ставок, отмены налоговых льгот, введения новых налогов и сборов, обязательных страховок, роста таможенных пошлин, платы за государственные лицензии, ужесточения государственных требований к качеству, экологичности продукции и производств, увеличения минимальной заработной платы, усложнения процедур взаимодействия с государственными контрольными органами и появления в законодательстве любых других новых моментов, не учтенных при оценке коммерческой эффективности и даже исполнимости и правомочности контракта.

Все названные риски вытекают из общих коммерческих рисков для хозяйственных операций и лишь в очень небольшой степени могут быть минимизированы непосредственно в рамках отдельно взятого контракта. Они толкают стороны, участвующие в хозяйственных договорах, к предпочтениям в пользу более краткосрочных контрактов, к привлечению в качестве гарантов или даже участников контракта государственных органов. Более крупные контракты при высоких политических рисках могут нуждаться в постоянной лоббистской поддержке в



среде законодательной и исполнительной властей, для которой тогда должна быть найдена официальная некриминальная форма.

Фактор, который традиционно недооценивается отечественными предпринимателями, - это затраты на оплату юридических услуг при защите своих интересов в случае возникновения конфликтных ситуаций по контракту. Резерв на такие затраты надо обязательно закладывать в калькуляции по любому хозяйственному договору. Чем сложнее по своему характеру и предмету договор, тем большим должен быть такой резерв.

Речь идет о трех основных видах издержек:

1)затратах на подачу судебных исков, которые составляют в разных странах от 10 до 15% суммы иска или контрактной цены;

2)оплате услуг адвокатов и юридршеских консультантов, привлекаемых в разовом порядке;

3)стоимости найма постоянных поверенных и представителей.

Чтобы сориентироваться в объеме резервных фондов, полезно знать, что в США, по разным данным, доля затрат на юридические услуги при сопровождении разнообразных контрактов (в том числе и трудовых) составляет от 3,5 до 7,5% суммарных издержек фирм. Конечно, это связано с определенными устоявшимися чисто американскими традициями частого обращения в суд, с традициями и средой так называемого «обшего права», common law (с минимумом писаных законов кодексного характера и прямого действия). Однако, если законом внешнеторгового контракта является, например, американский, то именно на указанные цифры и стоит ориентироваться.

Нельзя забывать об этих цифрах и в других контрактах (даже внутринациональных), так как переход к рыночной экономике означает одновременно объективное уменьшение зоны действия нормативных документов государственного регулирования контрактных отношений. Таких документов становится все меньше, они все в большей мере превращаются в принципиально декларативные. Увеличивается значимость содержания и проработанности самих контрактов. Традиций и специалистов в части подробной юридической проработки хозяйственных договоров в нашей стране еще не хватает, да и юристов в области хозяйственного права недостаточно.

Для производственных предприятий, берущихся за выполнение заказов на изготовление и поставку сложных изделий по образцу или ресурсоемких товаров по индивидуальному проекту (в последнем случае контракт приобретает характер подрядно-



го), риск серьезных потерь связан с повышением за время исполнения контракта уровня рыночных цен на покупные ресурсы и услуги. Если это произойдет, то договор на поставку готового продукта может превратиться в убыточный. При этом чем длительнее технологический цикл выпуска заказываемого изделия, чем более оно материало- и трудоемкое, а также чем больше субподрядчиков привлекается к его изготовлению, тем выше указанный риск. Ведь невозможно загодя, по еще не изменившимся ценам закупить (выводя деньги из оборота, тратясь на складские расходы) все необходимые материалы. Нерационально и заранее нанимать всех работников, услуги которых потребуются по технологическому циклу лишь позднее.

Очевидно, выход может бьпъ в применении схемы «плавающей» продажной цены или, как ее называют, «цены с эскалацией». Это своего рода компромисс, разделение рисков между заказчиком и подрядчиком, однако компромисс с жестко прописанными в контракте правилами «плавания» цены, ее уточнения. Ни в коем случае нельзя допускать в контракте прописывания лишь общих фраз о том, что цена может быть пересмотрена по дальнейшему согласованию сторон, которого, по сути, может и не состояться (тогда контракт будет заблокирован).

Схема эскалации контрактной цены может быть упрощенной или более сложной. В первом случае индексированию будет подлежать вся цена поставляемого изделия в целом, во втором - ее отдельные части. Тем не менее при любом варианте данной схемы различают базовую и уточненную цены.

Базовая цена заказываемого продукта - это цена, которая должна быть уплачена в расчете на то, как если бы поставляемое изделие на момент заключения контракта уже было в наличии. Уже в силу того, что когда размещается индивидуальный заказ, такая ситуация нереальна. Поэтому базовая цена является сугубо условной и служит лишь основой для последующего уточнения.

Уточненная цена - это цена, рассчитываемая в момент наступления обязанности осуществить платеж или окончательный расчет (с зачетом ранее сделанной предоплаты либо авансов). Расчет производится путем индексирования базовой цены целиком или по оговоренным ее компонентам.

Уточнение цены происходит к моменту платежа, но учетный момент, по состоянию на который будет производиться корректировка базовой цены, может, по условиям контракта, не совпадать с моментом уточнения цены, предшествовать ему.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [ 89 ] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]