назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [ 88 ] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


88

При тенденции роста цен на рынке цена контракта обычно оказывается где-то посередине между рыночной ценой товара на момент приобретения фьючерса или опциона и его ожидаемой ценой в момент исполнения фьючерса либо опциона, чтобы достаточно заинтересовать и поставщика, и потребителя. Последний тогда заключает контракты на суммы, превышающие его минимальную потребность, поскольку рассчитывает на рыночный выигрыш в цене. Однако для поставщика выгода от общего увеличения объема продаж в отношениях со всеми покупателями (каждый из которых покупает товар про запас), от ускорения поступления средств и оборота оказывается более весомой, чем потери на цене исполнения фьючерса или опциона по отдельно взятым контрактам.

Одной из наиболее распространенных ошибок, приводящих к превращению контрактов (особенно внешнеторговых) в коммерчески неэффективные, является незет в контракте того, как, кем и в какой мере за счет цены (или независимо от нее, вне контракта) будут утачиваться и компенсироваться налоги, связанные с реализацией контракта, таможенные пошлины и акцизные платежи. Сюда же относятся расходы на обязательную страховку по транспортным и другим операциям при поставке товара, проценты по кредитованию встречных поставок, расходы на коммуникации (оплата факсимильных и почтовых отправлений и т.п.), сертификацию товара и др. Именно эти расходы по относительно небольшим сделкам могут радикально повлиять на их фактическую эффективность.

В том, что касается налогов, следует помнить, что стандартные базисы поставки (согласно общепринятым международным условиям торговли, так называемым International Commercial Terms) прямо не предусматривают, как правило, кто из партнеров по договору должен уплачивать экспортный шш импортный налог, налог на перевод платежей (если таковые имеются), кто уполномочен получать компенсацию и исполнять формальности по налогу на добавленную стоимость, если НДС, будучи включен в цену закупаемого товара, возвращается государственными инстанциями при вывозе товара за рубеж и потреблении его за пределами государства, где взимается этот налог. Эти моменты надо особо оговаривать в контракте, они должны влиять на отпускную цену. Если в контракте они упущены, то тот, в чьем распоряжении и/или собственности товар будет находиться на момент возникновения обязанности уплатить соответствующий



налог, его и должен будет платить. Расходы по .возврату налога на добавленную стоимость лягут на импортера. Фактически все это обернется дополнительными издержками, которые никак не будут отражены в цене.

Применительно к внешнеторговым контрактам, где существенным фактором являются таможенные пошлины (в силу протекционистской политики государств они могут достигать 50- 100% контрактной стоимости сделок), очень важно определиться с тремя моментами:

1)в какую категорию товаров (услуг) попадает предмет готовящегося контракта по вывозным и ввозным пошлинам;

2)от контрактной ли или иной (рыночной) оценки стоимости взимается соответствующая пошлина;

3)кто реально уплачивает пошлины и какую, согласно контракту, получит компенсацию.

Последнее обстоятельство в контракте может быть урегулировано как в самом стандартном базисе поставки (если он применяется), так и особо, дополнительно. Это можно делать в любом случае, даже если таким образом дублируются общепринятые условия уже включенного в контракт международного стандартного базиса поставки.

Необходимо также продумывать и предвидеть расходы по обязательным видам страхования тех операций, которые поставщшсу или получателю товара придется осуществлять в связи с контрактом. К таким видам обычно относятся страхование груза в пути, экспортных и импортных кредитов, титула собственности на недвижимость (если используется ее залог). Нельзя забывать и о стоимости получения требуемых гарантий (поручительств), о затратах на хранение товара на перевалочных складах, расходах на организацию приемо-сдаточных испытаний (освидетельствований), оплату получения сертификатов качества, происхождения товара, санитарных сертификатов, услуг связи, нотариальных контор. Возможны и непредвиденные технические расходы.

Лучше всего оговаривать в контракте процент распределения всех этих издержек между сторонами и право стороны, реально несущей эти расходы, выставлять другой стороне договора счета на возмещение части понесенных расходов на суммы, вытекающие из оговоренного распределения.

Можно также корректировать с учетом всех предвидимых расходов саму устанавливаемую контрактную цену.

Во внешнеторговых контрактах типичным риском является курсовой, или валютный, риск. Это относится и к странам ближ-



него зарубежья, имеющим национальную валюту. Суть указанного риска сводится к двум моментам.

Во-первых, если валюта цены контракта не совпадает с валютой платежа, и в контракте прямо указывается обменный курс, применяемый для определения размера платежа, то существует высокая вероятность того, что в момент платежа фактическое рыночное соотношение валюты цены и валюты платежа будет иным, чем указано в контракте.

Во-вторых, даже если валюта цены и валюта платежа совпадают, то существует риск, что за время исполнения контракта курс этой валюты изменится в неблагоприятную сторону по отношению к той валюте, в которой экспортер осуществляет закупки, оплачивает свои расходы, а импортер собирается получать выручку от реализации ввозимого товара.

Для экспортера сюрпризом может быть понижение курса и покупательной способности валюты своей экспортной выручки по сравнению с национальной валютой. В подобном случае он не сможет полученной выручкой полностью компенсировать понесенные затраты, в связи с чем экспортеру невыгодна ревальвация национальной валюты.

Что касается импортера, то он проиграет тогда, когда, наоборот, иностранная валюта, в которой он оплачивал поставку, повысится по сравнению с национальной. Чтобы вернуть затраты на импорт, он вынужден будет закупленный товар реализовывать на внутреннем рынке за более высокую цену в национальной валюте. Однако эта цена еще до заключения импортного контракта уже могла бьггь согласована на прежнем, более низком уровне. Следовательно, импортер понесет потери.

Если импортер не будет связан твердым курсовым соотношением валюты платежа и валюты цены, то понизится конкурентоспособность его теперь возможно более дорогого товара.

Когда в стране наблюдается инфляция, опережающая рост доходов, вынужденно более высокие цены на импортные товары замедляют их продажу, сужают для них рынок. В итоге девальвация национальной валюты делает менее эффективными импортные сделки. И наоборот, повыщение курса национальной валюты снижает эффективность экспорта отечественных предприятий.

Самым надежным советом предприятию, не имеющему специалистов в прогнозировании изменения валютных курсов или работающему в условиях высокой неопределенности валютного

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [ 88 ] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]