назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


86

ния неплатежеспособности, поскольку, будучи использованы хотя бы частично на покрытие уже имеющегося дефицита платежных средств (просроченных долгов), указанные предоплата или аванс тогда окажутся недостаточными для финансирования работ и закупок по самому заказу.

Наиболее надежным способом проверки платежеспособности контрагента на момент заключения договора является либо получение от него добровольного письменного заявления (с копией выписки из его банковского текущего счета) о наличии у него денег на счете, либо запрос об этом банка, обслуживающего контрагента.

Такой запрос может быть осуществлен напрямую, если соответствующий банк не охраняет тайны вкладов или хотя бы текущих счетов.

Банковскую справку о наличии денег на счете контрагента можно также попытаться получить через свой банк, который, пользуясь «особыми отношениями» с банками-корреспондентами, способен «выйти» на банк контрагента и получить необходимую информацию. Банки-корреспонденты часто оказывают подобные услуги, так как они в значительной мере взаимозависимы в своих текущих операциях (особенно они ценят то, что по корреспондентским счетам открывают друг другу кредиты по текущему счету - «контокоррентные кредиты»).

Конечно, получение от банков указанных справок - платная, достаточно дорогая услуга. Однако при заключении крупных сделок подобные затраты вполне оправданны.

В том, что касается прогноза будущей платежеспособности контрагента, применим метод сопоставления и анализа, с одной стороны, информации о выявившихся тенденциях изменения объема продаж контрагентом своей продукции, его прибьшей и убытков, а с другой - структуры активов и издержек контрагента. Чем меньше у него собственных активов, больше доля арендуемых аьсгивов, выше доля постоянных издержек и одновременно чем хуже тенденции в объеме продаж и прибьшей, тем более вероятно, что контрагент легче может оказаться неплатежеспособным в будущем.

Очевидно также, что положение контрагента может усугубиться при одновременно повышенной доле в его пассивах краткосрочной и долгосрочной задолженности, отсутствии или недостаточной величине резервных фондов, собственного капитала в ликвидной форме.



Необходимую для рекомендуемого анализа информацию следует брать из финансовых отчетов контрагента, которые либо публикуются, либо имеются у банков-кредиторов контрагента. При этом, если на Западе доступ к финансовой информации, скапливающейся у банков, традиционно обеспечивается специализированными дочерними фирмами банков (так называемыми кредит-бюро), то в отечественных условиях практика вторичного коммерческого использования банками подобной информации только лищь формируется.

Еще одной разновидностью контрактных рисков, тесно связанной со степенью надежности и добросовестности контрагента, выступают такие риски, когда контрагент может впоследствии намеренно вести дело к выгодному для себя разрыву контракта. Для этого он может закладывать в него как бы «мины замедленного действия» (трудновыполнимые для предприятия условия поставки, оплаты, деловой переписки, порядка финансирования командировочных расходов и пр.), искусственно расщиренно или суженно формулировать в контраьсте форс-мажорные обстоятельства (временно освобождающие контрагента от выполнения его обязательств).

Наконец, ненадежный или недобросовестный партнер по договору может в удобный для себя момент попросту разорвать контракт в расчете на трудности судопроизводства или же будет в таком случае готов уплатить причитающуюся неустойку, возмещение ущерба, которые заведомо не покроют убытки контрагента. Вполне вероятно также, что он будет рассчитывать на внесудебное двустороннее компромиссное урегулирование воз-никщей ситуации и на то, что таким образом фактически добьется улучшения для себя условий контраьста.

Особенно опасно, когда заключается сложный контраьст и все обязательства контрагента в различных возможных при выполнении контракта ситуациях в нем прописать трудно. Тогда следует ожидать, что ненадежный и/или недобросовестный контрагент начнет использовать естественно возникающие обстоятельства, когда надо будет согласовывать какие-либо дополнительные протоколы к контракту, изменения в нем для оказания давления на предприятие, уже «втянувшееся» в расходы по контракту и по смежным с ним проектам.

Проверенным средством нейтрализовать такого контрагента служит «пакетирование» заключаемых с ним рисковых контрактов с другими с ним же заключаемыми договорами, в которых контрагент бьш бы достаточно заинтересован. «Контршаги» по



этим договорам смогут быть противовесом попыткам контрагента использовать свое преимущество в рисковом контракте.

Из всего сказанного следует, что по сути решающим фактором в рассмотренных контрактных рисках является желание и способность контрагента выполнять свои договорные обязательства. При этом особенно важны именно его желание, заинтересованность, добрая воля. Такой доброй воли может заведомо не существовать, если контрагент находится под влиянием конкурентов предприятия, заключающего с ним договор.

Напротив, сам этот договор способен оказаться «подножкой», которую намеренно ставят конкуренты, втягивая предприятие через контролируемого контрагента в заведомо нереализуемый контраьсг. Предприятие тем самым лишается возможности заключить аналогичный договор с добросовестным контрагентом, упускает время, несет прямые материальные потери.

Тревожными признаками риска вступления в бесперспективное сотрудничество с контрагентом, контролируемым кем-либо из конкурентов, обычно являются:

а)присутствие выявленных конкурентов среди владельцев пакетов акций или паев в предприятии-контрагенте (причем достаточно и небольшого участия конкурента в капитале партнера);

б)наличие у коьгграгента любых контрактов и вообще прямых отношений с имеющимися конкурентами;

в)совместное владение контрагентом и конкурентами третьими предприятиями, обладание ими акциями и паями в одних и тех же более крупных компаниях;

г)принадлежность контрагента и конкурентов в качестве дочерних фирм к одной и той же холдинговой цепочке, промыщленно-финансовой группе. Их контролируют и в них заинтересованы тогда одни и те же материнские предприятия, холдинговые компании, банки, которые ради поддержки конкурента могут захотеть оказать нежелательное влияние на контрагента;

д)использование контрагентом товарных и банковских кредитов, вьщанных конкурентами (здесь на первый план выступает влияние кредитора, от которого зависят условия кредитов, сохранение доступа к ним).

Необходимо также учитывать, что если контрагента контролирует на сегодняшний день и не конкурент предприятия, готовящего контракт с контрагентом, но фирма-владелец (или кредитор) контрагента является достаточно самостоятельной, успешной и динамичной, то она может в любой момент превратиться в реального конкурента. Она это сделает, если рассмат-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]