назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [ 82 ] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


82

присвоить и реализовать средства или имущество предприятия без адекватного выполнения своих обязательств;

•предъявлении сомнительному контрагенту требования представить в свою пользу финансовые гарантии и поручительства вызывающих доверие третьих лиц (банков, предприятий);

•предоставлении контрагентом под свои обязательства того или иного имущественного обеспечения, уже не связанного ответственностью перед другими лицами;

•оплаченной за счет контрагента страховке его обязательств, оформленной на имя минимизирующего свои риски предприятия.

В порядке комментария к указанным способам отметим лишь три наиболее важных момента.

1. Получение информации о предполагаемом партнере по любой значительной либо просто критической для предприятия сделке является исходным и абсолютно обязательным элементом коммерческой подготовки хозяйственного договора. К такой информации, как минимум, относятся сведения о:

•регистрации потенциального контрагента (где предприятие зарегистрировано, вызывают ли доверие надежность регистрации в этом месте, проверка там правомочности устава предприятия, не устарела ли регистрация предприятия, т.е. не подлежит ли оно перерегистрации из-за того, что бьшо основано на устаревшем законодательстве);

•юридической форме предприятия-партнера (это дает основания сориентироваться в законных возможностях и перспективах дальнейшего существования и развития контрагента, в механизме управления им и полноте полномочий и ответственности представителей управленческого аппарата партнера, с кем предприятие вступает в контакт и кто будет подписывать договор);

•общем и оплаченном уставном (акционерном, собственном) капитале контрагента, физической структуре собственного капитала партнера по сделке (доле денежных средств и основных фондов в виде того или иного имущества, имущественных прав и ценных бумаг других предприятий и государственных органов);

•наличии у контрагента непросроченной государственной лицензии на право заниматься своей деятельностью, если она подпадает под государственное лицензирование (в настоящее время таких видов деятельности насчитывается более 500);

•ликвидности фондов, как занесенных в собственный капитал, так и не капитализированных;



•методе и обоснованности стоимостной оценки собственного капитала предприятия;

•балансовой, рыночной (курсовой) либо ликвидационной стоимости предприятия;

•уставе предприятия;

•обороте, объеме продаж на настоящий момент и в недавнем прощлом;

•наличии используемого банковского счета и средств на нем;

•учредителях, пайщиках, акционерах предприятия-контрагента, распределении между ними долей в капитале, голосов в управлении, ответственности по обязательствам учрежденного ими предприятия.

По ключевым собственникам предприятия целесообразно иметь ту же информацию, что и по самому контрагенту. Это становится необходимым, когда контрагент входит в систему какого-либо холдинга или является дочерней фирмой, которой материнское предприятие может пользоваться как «ширмой», смещая на нее риски крупньгх сделок.

По большей части вся вышеперечисленная информация может быть получена вполне легально и открыто. Данные, содержащиеся в стандартной документации, которая представляется при регистрации любого предприятия, доступны из публикуемых либо специально запрашиваемых источников. Так, имеется государственный реестр предприятий. Зная юридический адрес предприятия-контрагента (он указывается в готовящемся проекте любого контракта), в соответствующей регистрационной палате можно запросить официально общественно доступные сведения о предприятии по месту его регистрации,

В настоящее время в стране по предприятиям начинают формироваться коммерческие базы данных, которые либо объединяются в сети, либо предлагаются к продаже как информационные пакеты на электронных и бумажных носителях.

Сведения о недавно созданном предприятии (особенно если его реквизиты намеренно броски, что довольно часто является плохим признаком) можно получить через надежных партнеров или через свой банк, либо обратившись к услугам специализированных фирм информационного поиска.

Наконец, следует просто настаивать на том, чтобы потенциальный контрагент представил референции (отзывы о себе) внушающих доверие третьих лиц, включая государственные органы. Сбор таких референций для фирмы, планирующей развиваться



или хотя бы просто продолжать операции, является обьиным элементом маркетинга, утверждения своей торговой марки.

Если род деятельности фирмы требует лицензирования, то сам факт наличия такой лицензии - это уже своеобразная референция, положительный отзыв о фирме.

2. Радикальным способом удостовериться в эффективности и солидности неизвестного предприятию потенциального партнера является получение финансовых гарантий по сделкам с ним и (или) поручительств за его обязательства со стороны третьих лиц, обладающих безусловной проверенной дееспособностью и платежеспособностью.

Если контрагент является покупателем (заказчиком), то особенно при оплате товара по факту поставки или в кредит наиболее ценятся банковские гарантии по его платежным обязательствам. Гарантию можно требовать уже на ранних стадиях проработки контракта. Ее можно включать в качестве приложения к самому контракту.

Гарантия может быть получена на всю сумму договора или на часть этой суммы, которая в абсолютном выражении должна быть достаточно весомой. Вьщающий гарантию банк обьино предварительно тщательно проверяет, не является ли для него слишком рискованным вьщать гарантию за контрагента. Ведь в случае неплатежа последним гарантированнсй, суммы банку придется ее уплатить.

Банки, как правило имеют стандартные договоры на вьщачу гарантий. Они рассматривают предоставление подобных гарантий как одну из своих платных услуг. Такие услуги не включаются в основной оборот коммерческого банка, что облегчает ему соблюдение нормативных резервных требований Центрального банка о непревышении оборотом определенного соотношения с собственным банковским капиталом. Плата за банковскую гарантию может быть различной, но обычно она начисляется в процентах (например, 3, 5, 7%) от объема гарантии.

Плату за гарантию вносит контрагент, репутация которого вызывает сомнение. Однако если получение гарантии - проявление инициативы предприятия, минимизирующего таким образом свои риски взаимодействия с незнакомым контрагентом, то вполне возможно, что по условиям контракта плата за такую услугу будет перенесена на это предприятие. Вступление гарантии в силу и наступление срока ее оплаты увязывается с вступлением в силу контракта, под который гарантия вьщана.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [ 82 ] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]