назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [ 81 ] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


81

9.1. Контраетные риски и способы их уменьшения

Коммерческая подготовка хозяйственных договоров в значительной мере представляет собой предвидение рисков потерь в связи с данным контрактом и умение минимизировать эти риски как специальными мероприятиями по подготовке к подписанию контракта, так и самим содержанием последнего. При этом общий подход просматривается в умении осуществлять следующее:

1)принимать рещения на базе максимально полной информации;

2)для получения этой информации и оценки ситуации резервировать необходимое время;

3)увеличивать степень контроля над рискованными ситуациями и контрагентами;

4)подвергать риску возможно меньшие средства на возможно более короткий период.

Контрактные риски можно разделить на:

•риски невыполнения контрагентом по контракту своих обязательств;

•риски блокирования (фактической приостановки) контракта;

•риски коммерческой неэффективности контракта. Рассмотрим подробнее первые и последние из названных

рисков, поскольку они в наибольшей мере относятся к собственно коммерческой, а не к юридической проработке контракта. Что касается рисков блокирования контракта, то они часто фактически примыкают к рискам вступления в отношения с контрагентом, который не захочет выполнять своих обязательств.

Потери, связанные с рисками невыполнения контрагентом по контракту своих обязательств, обычно бывают двух видов:

а)неполучение компенсации за собствершые затраты поставщика, исполнителя или арендодателя (потери для продавца);

б)неполучение заказанных и (или) оплаченных товаров и услуг (потери для потребителя).

Кроме прямых потерь из-за невьшолнения партнером своих обязательств могут вьывиться и гораздо более весомые косвенные (за рамками соотнесения прямых затрат и доходов по контракту) потери. Так, если даже потребитель еще не успел оплатить (хотя бы в виде авансов) сорванные ему поставки товаров или услуг, но предварительно заказывал эти поставки и рассчитывал на них, то косвенными потерями потребителя будут:



1)прибыли, не полученные" вследствие того, что не поставленные потребителю вовремя ресурсы воспрепятствуют потребителю оперативно воспользоваться благоприятной конъюнктурой для собственных поставок. Это самый «мягкий» вариант потерь;

2)неустойки, которые потребителю придется платить своим заказчикам, если он, в свою очередь, сорвет им поставки, которые он уже обязался осуществить с использованием неполученных ресурсов;

3)«замораживание», выведение из оборота инвестиций, реально уже сделанных в расчете на получение сорванных поставок. Это самые значительные из вероятных потерь.

Риски невыполнения контрагентом обязательств по контракту проистекают из того, что контрагент может:

•во-первых, оказаться фиктивным, юридичесюг несуществующим или обладающим недостаточным капиталом и финансовой ответственностью за свои обязательства;

•во-вторых, как реальный партнер по договору исчезнуть до наступления момента исполнения своих обязательств (срока поставки или срока огшаты);

•в-третьих, оказаться недееспособным и неправомочным заключать рассматриваемую сделку;

•в-четвертых, не иметь намерения добросовестно выполнять свои обязательства;

•в-пятых, имея это намерение, быть или впоследствии стать неплатежеспособным либо даже банкротом;

•в-шестых, разорвать контракт, неся при этом меньшие прямые потери, чем суммарные прямые и косвенные потери предприятия, рассчитывавшего на получение выгод от контракта;

•в-седьмых, оказаться под влиянием конкурентов, что может привести к появлению некоторых из выше отмеченных обстоятельств.

Особенно опасно войти в отношения с фиктивным контрагентом, когда предприятие-заказчик осуществляет предоплату поставки товаров или услуг либо авансирование такой поставки. Средства, ушедшие в адрес несуществующего предприятия, но однако направленные на реально существующий счет, могут быстро оказаться переведенными на другие счета. Вернуть либо отследить их дальнейшее движение будет трудно, займет много времени, в течение которого эти средства выпадут из оборота предприятия. Подобная ситуация тем более вероятна в условиях



несовершенной системы межбанковских переводов и наличия благоприятной среды для махинаций в межбанковском обороте. Если оплата осушествляется наличностью или чеками, то потеря средств, вьщанных фиктивному контрагенту, скорее всего окажется безвозвратной.

Недостаточность капитала и финансовой ответственности контрагента может привести к потерям тогда, когда объем сделки значительно превышает уставный капитал контрагента и все его имущество (активы), не связанное обязательствами по отношению к третьим лицам. Суть риска взаимодействия с подобным контрагентом сводится к тому, что любая сколь-либо крупная сделка с ним не имеет адекватного обеспечения. Долги по такой сделке не будут покрыты ни при каких условиях.

В то же время в ряде случаев крупные контракты с недобросовестными контрагентами могут заключаться либо в явном расчете на их невыполнение, присвоение и реализацию полученных денег (предоплаты, авансов), отгруженных товаров, предоставленных услуг, либо без оглядки на собственные возможности.

Судебное преследование таких контрагентов (вплоть до признания их банкротами с надеждой на возврат долгов из выручки от распродажи их имущества) вполне может оказаться неэффективным (длительным, дорогостояпщм, а средств для возмещения по искам может просто не оказаться) и в конечном счете не принесет желаемого результата, так как размер уставной финансовой ответственности должника будет жесжо ограничен суммой, несопоставимо меньшей, чем накопившийся долг. В качестве такой суммы у товарищества с ограниченной ответственностью фигурирует его уставный капитал, у акционерного общества - акционерный капитал, оцененный по номинальной стоимости акций.

Есть несколько распространенных способов уменьшить риски описанного типа. Они заключаются в:

•нахождении и (или) проверке и информировании о сомнительных (по сути любых незнакомых) контрагентах;

•анализе того, не является ли объем сделки слишком большим по сравнению с уставным и собственным капиталом контрагента (особенно если он одновременно имеет обязательства или сделки со многими другими контрагентами);

•дроблении одного крупного рискованного контракта на ряд последовательных, более мелких и, значит, менее рискованных;

•избежании в содержании контракта таких условий поставки и оплаты, которые создают «искушение» для контрагента

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [ 81 ] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]