7.Совпадают ли карты предпочтений между доходностью и риском инвестиции в инновацию фирмы-инноватора и ее возможного кредитора? Следует ли ориентироваться на карту предпочтений фирмы-инноватора, если она планирует опираться преимущественно на самофинансирование инновации?
(а)Да, да;
(б)Да, нет;
(в)Нет, да;
(г)Нет, нет;
(д)Иное.
8.Страхование рисков и резервирование собственных средств для реакции на риски в отличие от управления рисками:
(а)увеличивает риски проекта;
(б)уменьшает риски проекта;
(в)не изменяет уровня рисков.
9.Что в большей мере является способом управления рисками проекта?
(а)Резервирование средств по проекту в оптимальном размере;
(б)Страхование рисков проекта посредством приобретения специальных страховых полисов;
(в)Хеджирование рисков проекта;
(г)Минимизация рисков проекта путем воздействия на факторы риска.
10.Биржевые операции способны снизить риски инновационного проекта, если:
(а)среди необходимых для его выпуска покупных ресурсов значительна доля биржевых товаров;
(б)целевой продукт проекта является биржевым (стандартизированным) товаром;
(в)финансирование проекта строится на использовании внешних источников, которые предполагают эмиссию биржевых финансовых активов;
(г)(а) + (б) + (в); (Д) (а) + (б);
(е)(а) + (в);
(ж)(б) + (в).
11.Какие из перечисленных ниже поступлений могут рассматриваться в качестве доходов, альтернативным прибылям с инновационного проекта?
(а)Дивиденды с акций фирмы-инноватора;
(б)Дивиденды с акций сопоставимых по риску закрытых компаний;
(в) Фиксированные по их условиям доходы с краткосрочных и долгосрочных облигаций;
(д)Доходы от переучета векселей;
(е)Доходы с портфеля ценных бумаг, оптимизированного по критерию максимального соответствия представительному для данной экономики портфелю.
12.В многопродуктовой компании инновационный проект может осуществляться так, что:
(а)убьггки по нему компенсируются прибылями от параллельно проводимых проектов компании;
(б)денежные потоки по проекту планируются как вклад в денежные потоки фирмы, которые не могут быть отрицательными;
(в)проект является единственным объектом стратегического меннеджмента компании.
13.Синхронизация периодов повыщенных рисков по одному проекту с периодами наиболее надежных доходов по параллельным проектам фирмы предполагает:
(а)автоматизацию управления компанией;
(б)диверсификацию ее продукции;
(в)четкую работу бухгалтерии фирмы.
Глава
Коммерческая подготовка договоров с контрагентами
Бизнес-план проекта освоения новшества наряду с планированием операций по созданию и выпуску продукта собственными силами предполагает в связи с этим определенный объем работ, выполняемый силами сторонних независимых контрагентов.
Кроме того, помимо связанных с фирмой-инициатором проекта заказчиков должно существовать подавляющее большинство покупателей нового продукта, зависящих от поставщика новшества и являющихся в широком смысле его контрагентами. Как с теми, так и с другими должны заключаться специальные контракты.
С точки зрения Гражданского кодекса РФ, с розничными покупателями часто будут заключаться так называемые «контракты присоединения» подобных покупателей к типовому договору по продаже соответствующего продукта. Здесь мы рассмотрим главные аспекты контрактов с контрагентами процесса создания и освоения новшества.
Независимо от вида контракта (купли-продажи, подряда, аренды и пр.), заключенного на рынке, у всех хозяйственных договоров есть общие моменты. Они сводятся к трем основным вопросам:
•как избежать типичных для любых договорных отношений контрактных рисков или как минимизировать их?
•как повысить коммерческую эффективность контракта?
•как ускорить заключение выгодных контрактов и сократить издержки на их подготовку?
Эти вопросы и составляют суть коммерческой стороны договорной работы предприятия, в которой могут быть применены некоторые универсальные подходы, рекомендуемые в настоящей главе. Часть из них - сугубо практические, выводимые из делового опыта, другие являются результатом скорее теоретических исследований и сами по себе еще требуют осмысления и творческого применения практиками.