назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


8

•определять франшиссанту квоты на долю закупок и сбыта не по профилю франшиссы;

•контролировать финансовую отчетность франшиссанта;

•прекращать действие франшиссной лицензии не только в случае нарушения франшиссантом условий франшиссы, но и в любой момент, когда сочтет продолжение франшиссных отношений для себя невыгодным.

Последнее обстоятельство служит постоянным «дамокловым мечом» по отношению к франшиссанту, ограничивает для него прибьшьность операций (так, чтобы не сделать ее слишком высокой в глазах франшиссора), создает почву для своеобразного «шантажа» со стороны франшиссора. Это, можно сказать, «цена» за облегчение франшиссанту вхождения на перспективный и контролируемый франшиссором рынок.

В целом приобретение -франшиссы позволяет предпринимателю резко минимизировать риски вхождения на новый рынок и сократить срок окупаемости средств, но ставит его в зависимое от франшиссора положение, так что прибьшьность операций франшиссанта оказывается ограниченной. Пределом для нее выступает, по сути, величина, лишь не намного превышающая обычную ставку ссудного процента. Реально избыточную сверх этого уровня прибыль будет тем или иным способом (под угрозой закрытия франшиссного венчура) изымать франшиссор.

Подобная схема кому-то (инвесторам, ориентированным на более высокие, но обычно и более рискованные проекты) явно не подходит. В то же время для предпринимателей, избегающих любых значимых рисков и поневоле минимизирующих стартовые затраты, срок их окупаемости и хлопоты, она вполне приемлема.

За понятным неимением пока достаточно репрезентативной отечественной статистики здесь можно только указать, что в США и Западной Европе венчурные предприятия, начинаемые как франшиссные, составляют от 10 до 20% общего числа вен-чуров, построенных на инновациях. Очевидно, что здесь речь идет о распространении пионерных нововведений, в том числе о таком их распространении, когда франшиссант осваивает новшество с собственными, разрешенными франшиссором усовершенствованиями и занимает отдельный сегмент рынка.



2.2. Приобретение для нового бизнеса действующего специализированного предприятия

Этот способ может быть полезен как для тех, кто не обладает собственной технологией привлекательного вида деятельности (продукта, услуги), так и для тех, кто такую технологию имеет (в том числе новую для данного рынка). Для первых приобретение специализированного предприятия будет ценно, только если оно предполагает и приобретение всех его технологий и прав. Вторым, имеющим необходимую технологию и права на нее, более важно наличие у предприятия имущества и прав собственности (в том числе прав по договорам закупки, аренды, подряда), которые могут быть применены при использовании собственной технологии покупателя. При этом весьма вероятно, что вид деятельности покупателя будет сильно отличаться от прежней специализации предприятия.

Следует подчеркнуть, что новому владельцу передаются и права, которые приобретаемая фирма получила по ранее подписанным договорам. Впрочем, строго говоря, никакого юридического факта преемственности прав здесь нет, если речь идет о купле-продаже не просто предприятия, а фирмы, т.е., предприятия с отдельным юридическим лицом. Договоры как были, так и остаются заключенными от имени юридического лица фирмы, меняется лищь тот, кто осуществляет контроль над ней и ее доходами.

Иная ситуация складывается, если приобретается бизнес, ведущийся от лица его владельца без учреждения формально самостоятельного юридического лица. В этом случае предметом купли-продажи является собственно дело {бизнес) плюс необходимые для него имущество и технологии. От продавца в таком случае наверняка потребуют обеспечить передачу прав своему преемнику по ранее им заключенным договорам с контрагентами и потребителями. Подобную передачу можно осуществить, например, заключив в дополнение к имеющимся договорам особые протоколы с контрагентами и потребителями. Достаточными могут быть также заранее включенные в контракты оговорки о праве перепродажи сторонами своих прав по контракту, В общем случае возможна просто так называемая контрактная цессия (т.е. передача прав по контракту), предусмотренная действующим Гражданским кодексом.



Наконец, надо иметь в виду, что во всех рассмотренных случаях передаются не только права, но и обязательства (включая долги) по ранее выполнявшимся договорам. Очевидно, объемы этих обязательств (особенно суммы долгов) снижают цену предприятия, точно так же как выгоды по передаваемым договорным правам ее повышают.

Итак, цена приобретаемого предприятия должна исчисляться на основе следующих факторов:

а)прибыльности и суммы прибылей предприятия в настоящий момент;

б)ожидаемых прибьшей по осуществляемым предприятием инвестиционным проектам и видам деятельности или проектам, подготовленным (подготовляемым) предприятием, по которым у него имеются отчетливо выраженные конкурентные преимущества (например, в части лучшего доступа к более качественным и/или дешевым ресурсам);

в)перспектив большей мотивированности менеджеров к обеспечению эффективной работы предприятия, степени решаемости «агентской проблемы» (создания условий для большей их подконтрольности новым собственникам) при осуществлении ранее выбранной схемы приватизации предприятия и намечаемой доли его институциональных портфельных инвесторов;

г)профессиональных способностей менеджеров или практической возможности их замены на более профессионально пригодных (что зависит, в свою очередь, от степени контроля над предприятием со стороны держателей достаточно крупных пакетов акций или паев, а также от предложения услуг менеджеров на рынке труда);

д)ликвидационной или рыночной (а не балансовой, которая зависит от используемых методов амортизации, методов учета затрат на покупные ресурсы, договорной оценки заложенного имущества и пр.) стоимости всего имущества предприятия (в расчете на его закрытие) или. его излишней для основных операций части (в расчете на продолжение работы предприятия);

е)накопленной кратко- и долгосрочной задолженности предприятия (особенно просроченной) и предусмотренных сроков ее погашения;

ж)наличия судебных (арбрггражных) процессов против предприятия, поданных против него судебных исков (или тех, которые могут быть поданы), суммы этих исков и вероятности судебных решений по ним не в пользу предприятия, суммы ве-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]